Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Значения глагола в поэтическом тексте Н.Рубцова"

Разделы: Русский язык, Литература


Цель: создать условия для выявления разнообразных значений глагола в тексте на материале поэзии Н.Рубцова.

Задачи:

  • Образовательные:
    • расширить знания учащихся о глаголе;
    • ввести понятия динамики, статики;
    • познакомить с наиболее употребительными семантическими группами глаголов.
  • Развивающие:
    • создать условия для развития творческих способностей, образного  мышления учащихся,  эмоционального восприятия произведений, умения анализировать поэтический текст.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к слову и родному языку, духовность и нравственность через произведения литературного и музыкального искусства.

Оборудование: компьютерная презентация, дидактический материал на основе (на материалах) поэтических текстов, выставка книг,  выставка рисунков.

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Толстого о том, что глагол – самая «живая» часть речи?» (на примере стихотворения Рубцова «Природа»)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова с вами встречаемся на уроке литературы и русского языка. Работаем мы, как всегда на таких уроках, в рабочих листах. (Приложение 1)

2. Словарная работа в рабочем листе (Приложение 1, задание 1)

– А начинаем   мы со словарной работы, работаем по группам:

1 группа: вставьте пропущенные буквы в слова и объясните орфограммы графически. (Приложение 1. Слайд 1)

Выб..рать, пр..к..снуться, ра..цветать,ра..ст..ла..т(?)ся, заг..ра..т, предпол..жить, (травы) стел..т(?)ся, (ветер) гон..т, почу(?)ствовал.

2 группа:  подчеркните глаголы, употребленные в переносном значении:

(Приложение 1. Слайд 1)

Дремлет лес, луг зазеленел, травы шепчутся, снег идёт, берёза качается, деревья стонут, собака лает, ветер играет, поезд мчится, щёки горят, поток вскипел.

3 группа:

Подчеркните фамилии поэтов, жизнь и творчество которых связано с Севером:

(Приложение 1. Слайд 2)

Александр Блок
Иван Никитин
Ольга Фокина
Николай Рубцов
Александр Твардовский
Иван Бунин
Александр Яшин
Афанасий Фет

3. Актуализация знаний

– Как вы думаете, с точки зрения русского языка о чём мы будем говорить  сегодня на уроке? (О глаголе)
Но мы поговорим сегодня о глаголе на материале поэзии замечательного поэта, нашего земляка, Николая Рубцова, 75-летний юбилей которого  отмечается в этом году.
Запишите в рабочих листах тему урока: «Значения глагола в поэтическом тексте  Н.Рубцова».

(Слайд 5)

4. Целеполагание

– Посмотрите внимательно на тему урока.  Какие задачи будут стоять сегодня перед нами? (Расширить знания о глаголе, его свойствах, закрепить умение анализировать поэтический текст)

5. Работа по теме урока

Какая буква русской азбуки изображена на слайде? (буква Г). Но ещё полтора века назад она называлась «глаголь», т.е. говори. В Древней Руси слово «глагол» обозначало речь вообще. Так, в словаре Даля мы читаем: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык». Известный русский писатель А.Н.Толстой говорил: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе. Глагол – самая «живая» часть речи». 
– В каком значении здесь употреблено слово «живая»?
– Давайте обратимся к отрывку из стихотворения Н.Рубцова «Деревенские ночи». Прочитайте его выразительно. Значения каких слов вам не совсем понятны? (Мерцание – неясный свет, стреноженный – конь, у которого связаны верёвкой передние ноги) (Слайд 6)
– Найдите глаголы в данном четверостишии:

Всё люблю без памяти
в деревенском стане я,
Будоражат сердце мне
в сумерках полей
Крики перепёлок,
ранних звёзд мерцание
Ржание стреноженных
молодых коней.  («Деревенские ночи»)

Можно ли разделить на отдельные слова люблю без памяти?
– Как называются такие устойчивые выражения? (Фразеологизмы)
– Какие синонимы можно подобрать к этим глаголам? (Люблю без памяти – очень сильно; будоражат – беспокоят, вызывают волнение, не оставляют равнодушным)
– Как вы думаете, почему автор использует именно эти глаголы? (Чтобы выразить свою любовь, волнение) (Слайды 7-8)
Николай Рубцов любил природу во всех ее проявлениях, одушевлял, наделял способностью чувствовать. Как называется такой приём в художественном тексте? (Олицетворение)
– Но у Рубцова это не просто художественный прием, а особое понимание мира природы. По мысли поэта, природа действительно живет, дышит, подобно человеку. Он сумел показать это в лирических зарисовках. Давайте обратимся к текстам. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений «Во время грозы» и «Ночь на родине»:

Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом!
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.

Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали!

«Во время грозы»

Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!

 «Ночь на родине»

– С какой интонацией будете читать первый отрывок?
– А второй?
– Что объединяет эти два стихотворения? (Тема природы)
– Определите тип речи 1 отрывка. (Повествование) 2 отрывка? (Описание) (Слайды 9-10)

Введение понятий «динамика» и «статика»

– Что позволяет показать движение в первом отрывке? (Глагол)
– Такое повествование, наполненное действием, движением, называется динамичным. Противоположным понятием является определение «статики», то есть покоя, неподвижности, отсутствия всякого действия. (Слайд 11)

Динамика (греч. dynamikos – «сильный») – движение, действие.
Статика (греч. statos – «стоящий) – покой, неподвижность.

– Почему именно глагол помог создать динамичное описание? (Глагол обозначает действие.)

Вывод: От насыщенности текста глаголами зависит его динамика.

– Подумайте, почему я читаю отрывки из  стихотворений в разном темпе. Обратите внимание на количество глаголов: (Приложение 2)

Люблю ветер. Больше всего на свете.
Как воет ветер! Как стонет ветер!
Как может ветер выть и стонать!
Как может ветер за себя постоять!

«По дороге из дома»

Седьмые сутки дождь не умолкает.
И некому его остановить.
Всё чаще мысль угрюмая мелькает,
Что всю деревню может затопить.
Плывут стога. Крутясь, несутся лодки…

«…Седьмые сутки дождь не умолкает»

(В обоих стихотворениях есть глаголы, в первом (без повторяющихся) – 7, во втором – тоже 7.)

– Почему же мы читаем эти стихи в разном темпе? (В стихотворении «По дороге из дома» больше движения, динамики, быстрый темп; стихотворение «…Седьмые сутки дождь не умолкает» читаем медленно, распевно, нет активного движения, хотя глаголы тоже есть.)
– Значит, дело не только в количестве. В чем же дело? Нам предстоит решить этот вопрос. (Слайды 12-13)
– Посмотрите на таблицу, которая есть в ваших рабочих листах. (Приложение 1) Она не закончена, и вы должны будете её восстановить. Обратите внимание на первую графу. Как она называется? Заполните её примерами: выпишите из стихотворений Н.Рубцова «Гроза» и «После грозы» (Приложение 2) глаголы, которые выражают движение и действие. (Слайд 14)

В полях сверкало. Близилась гроза.
Скорей, скорей! Успеем ли до дому?
Тотчас очнулись сонные глаза,
Блуждает взгляд по небу грозовому.
«Гроза»
Ночью я видел:
Ломались берёзы!
Видел: метались цветы!
Гром, рассылающий
Гибель и слёзы,
Всех настигал с высоты!

«После грозы»

(Слайд 15)

1

2

3

4

Глаголы движения, действия

 

Глаголы чувства

 
 

метелица свищет

 

потемнели холмы

 

мороз поскрипывает

 

мерцает роса

 

каркает стая ворон

 

горят огни

 

воет ветер

 

в полях сверкало

– Во второй графе уже есть примеры выражений с глаголами из стихотворений Рубцова. Прочитайте их. – Какое художественно-изобразительное средство вы здесь увидели?
– А какое значение они выражают? Давайте озаглавим на основе этих примеров вторую графу. Глаголы звука)
Молодцы!
– Как называется третья графа таблицы? (Глаголы чувства)
– Выпишите из отрывков стихотворений в третью графу примеры глаголов чувства:

«Не грусти! На знобящем причале парохода весною не жди!»
«Я так люблю осенний лес, над ним сияние небес…»

– Самый распространенный глагол чувства в поэзии Рубцова – глагол «люблю», несущий свет и тепло.
– Определите стихотворный размер строчки с этим глаголом: (Слайд 16)

«Я так люблю осенний лес, над ним сияние небес…» (Это ямб)

– Правильно, ребята! Мы уже неоднократно говорили, что ямб – это самый музыкальный размер.
– Критики писали: «Не стихи Рубцова просятся на музыку, скорее, музыка просится из его стихов…» Давайте послушаем песню на стихи Николая Рубцова, которая называется «Тихая моя родина». (Слайд 17)

Прослушивание музыкального фрагмента.

– Подберите такие глаголы чувства, которые будут выражать ваше эмоциональное состояние при восприятии музыки. Заполняем кластер «Мои чувства» (Приложение 1. Слайд 18)
– Какие глаголы чувства помогут выразить ваше эмоциональное состояние? (Грущу, волнуюсь, переживаю, сочувствую, сострадаю, восхищаюсь)
– Вернёмся к таблице. У нас осталась одна графа. Прочитайте примеры из этой графы.
– Назовите метафору.
– Что выражают эти глаголы? Как мы озаглавим графу? (Глаголы цвета) Можно ли сказать, что эти глаголы явно определяют цвет? (Нет) Но, тем не менее, это глаголы цвета.
– Несмотря на отсутствие в лирике Рубцова явных глаголов цвета, картины, нарисованные автором, мы легко можем себе представить, и они далеко не бесцветны.
– Обратите внимание на рисунки. Подберите строчки рубцовских стихотворений, которые соответствуют этим иллюстрациям. (Приложение 3) Работаем в четвёрках.

У доски один из учащихся подбирает стихотворные строчки (Приложение 3) к анимационной презентации (Слайды 19-22)

6. Подведение итогов урока и разбор домашнего задания

– Итак, только ли действие может выражать глагол? Опираясь на таблицу, ответьте на этот вопрос. Ответ должен быть полным. (Слайд 23)
– Мы убедились, что глагол – самая «живая» часть речи.
– Мы  продолжаем готовиться к экзамену в 9 классе, поэтому дома вы попробуете письменно ответить на вопрос: «Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Толстого о том, что глагол – самая «живая» часть речи?» (на примере стихотворения Рубцова «Природа»), используя подсказку, которая есть у вас. (Приложение 4)
– Какой тип речи вы будете использовать при ответе на этот вопрос? (рассуждение) Давайте вспомним структуру этого типа речи. (Слайд 24)
– А вот перед вами ещё одна буква русской азбуки? Кто-нибудь знает, как она называется? (Слайд 25)
Полтора века назад она называлась «рцы». На картинке вы видите человека. В руках у него жезл премудрости с трилистником на конце. Он трубит, о чем-то возвещая. О чем? Давайте раскроем смысл символа.  (Слайд 26)
«Рцывси от всея души и от всего помышления»
Говорите всегда от всей души и с добрыми мыслями.

7. Рефлексия

– А сейчас выберите одно из утверждений на слайде и продолжите его (Слайд 27):

Сегодня я узнал(а)…
Я почувствовал(а), что…
Меня удивило…
Было интересно…
Меня захватило…
Мне захотелось…
Теперь я могу…
У меня получилось…

– Спасибо за урок! Поднимите жетончик, который выражает ваше настроение! (Слайд 28)