Цели:
- выразительное, вдумчивое чтение образцового текста;
- формирование умения выявлять признаки того, что делает
- его текстом, как он соотносится с признаками хорошей и
- правильной речи и благодаря каким языковым средствам
- достигается его неповторимое своеобразие; формирование
- речевого творчества учащихся.
Оборудование: карточки-таблицы, интерактивная доска, презентация, портрет писателя, текст сказки для каждого ученика, лингвистические словари.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Слайд № 1. “ Ф. Кривин “Два камня ” Философская сказка ”.
2. Актуализация знаний учащихся по теории предмета и проверка владения ими понятийным аппаратом:
Карточка № 1 “Признаки текста”. Из данного перечня терминов исключить лишние: тема, заглавие, основная мысль, делимость, связность, воспроизводимость, композиция, метафора, эпитет и др.
Объяснить свой выбор, смоделировав схему ответа из разрезных таблиц.
Назвать элементы композиции.
Карточка № 2 “Типы речи”. Из данного перечня терминов исключить лишние: повествование, описание, рассуждение, монолог, диалог, иносказание, цитирование, олицетворение. Объяснить свой выбор.
Каковы особенности повествования и описания? В чём их отличие?
Смоделировать схему ответа из разрезных таблиц на доске.
Вопросы классу:
“Какие из оставшихся терминов относятся к изобразительным средствам языка? Дать определение каждому из них”.
Примечание. Проверка заданий происходит после знакомства с биографией писателя в то время, когда происходит смена слайдов №1,2 слайдом №3 “Вспомним определения ...”, что обеспечит всем учащимся возможность участвовать в дальнейшей работе на уроке.
3. Слово о Феликсе Кривине. Индивидуальное опережающее задание.
Примечание. Биография писателя дана в “Приложении к уроку”.
4. Выразительное чтение сказки по ролям.
5. Проверка индивидуальных заданий “Признаки текста”, “Типы речи”, “Изобразительные средства”.
6. Комплексный анализ текста.
- 1 блок вопросов: текст как единое целое.
- 2 блок вопросов: организация текста подбором речевых средств, его структура.
- 3 блок вопросов: стилистические особенности текста.
- 4 блок вопросов: семантические особенности текста.
7. Подведение итогов. Рефлексия. “Сегодня на уроке я узнал..”
- Как удаётся автору передать скрытый, тайный смысл?
- Что служит основой создания образа-символа?
- С помощью каких речевых средств организован текст?
- Какова роль диалога как элемента художественного текста?
- К какому стилю принадлежит текст?
- Каков тип речи? В чём преимущество динамического описания?
8. Домашнее задание.
Вопрос: “ Какие средства выразительности помогают автору донести до читателя основную мысль текста?” Привести аргументы.
Написать сочинение или дать связный ответ на вопрос.
Основное содержание урока
Определить тему, основную мысль текста.
О чём вам говорит указание на жанр под заголовком произведения?
Слайд № 2. “Философская от философия, греч.phileo + sofia, т.е. любовь к мудрости, одно из значений – “ мысли о мире и о месте человека в нём”. Сказка – рассказ автора о вымышленных событиях: чудо, закон троичности, композиция, изобразительные средства. Слайд № 3. “Вспомним!” Вопрос об изобразительных средствах.
Слайд № 4. “Запомним!” Вопрос о проблеме текста и позиции автора.
“Проблема – это спорный, важный вопрос (из греческого языка, в значении “нечто выброшенное вперёд”), позиция автора – это ответ на вопрос”.
- Как доказать, что произведение Ф. Кривина относится именно к сказочному жанру? Вспомните признаки сказки как жанра, уже знакомые вам по фольклору.
- Прозаический рассказ о вымышленных событиях.
- Композиция: зачин, испытание героя, концовка.
- Прочитайте зачин и концовку сказки Ф. Кривина.
- Индивидуальные задания по первому абзацу и коллективное задание по второму абзацу: орфографический, синтаксический, пунктуационный и лексический разборы .
Карточки с деформированным текстом 1 и 2 абзацев.
Слайд № 5. Проверка задания с помощью проекции текста на доске.
Можно ли считать их самостоятельными микротемами?
Сколько микротем в основной части сказки?
Как озаглавить микротемы?
1. Два приятеля.
2. Шторм.
3. Другой Камень и комья глины.
4. Встреча старых друзей.
5. “Где же правда?”
Примечание: выделение микротем целесообразно произвести при первом знакомстве учащихся с текстом, при обучении выразительному чтению.
Объясните, в чём состояло испытание героя. Вспомните типологическую схему русской волшебной сказки.
1. Три звена сюжета: потеря, действия героя, приобретение.
2. Испытание героя: потеря уюта, покоя, в результате чего он обрёл “настоящую жизнь”, “настоящие бури”, побывал “в пучине”, в итоге стал “блестящим Кремнем”, твёрдым, решительным, воодушевлённым, активным и т.д.
Другой камень пережил страх, сумев удержаться за “гнилую корягу”, затем нашёл новых друзей, “комья глины”, не рисковал, но выдумывал “опасности”, уверовал в то, что он “герой”.
Какие языковые средства использует автор для создания художественного образа чаще всего? Привести примеры из текста.
* Эпитет, метафора, олицетворение, иносказание.
Докажите, что камень, ставший Кремнем, - художественный образ.
* Художественный образ создаётся фантазией художника, в конкретном предмете (явлении) обобщается и отражается действительность, выражается сущность явления.
* Образ-символ. Камень-кремень. Авторская оценка.
Что характеризует это произведение как сказку (сказочные формулы,повторы, волшебные числа, наличие чуда и т.д.)?
* Говорящие камни, комья глины, волшебное число, троекратно набежавшая волна.
* Море – тоже герой сказки.
Понаблюдаем, как оно ведёт себя. Определите тип речи, используемыйавтором в этом случае.
* Тип речи - повествование. Можно создать несколько кадров.
* 1 кадр. “Шумит в стороне, не нарушает их мирного покоя”.
* 2 кадр. “Однажды, когда разгулялся шторм...”, “набежавшая волна” подхватила одного из приятелей и унесла далеко в море.
Почему это случилось?
* Море потеряло терпение, даже разгулялся шторм: слишком долго бездействовали давние приятели, только “ грелись в лучах южного солнца и, казалось, были счастливы”.
* Испытание и беда не укрепили эту дружбу, а разрушили. Другой камень предал своего приятеля.
* 3 кадр. Через годы снова “набежавшая волна” выбросила на тот же берег уже “блестящий Кремень”, подарив встречу с “Растрескавшимся камнем”, которого он немедленно позвал с собою туда, где “ здорово”, где “бури”, где “настоящая жизнь”.
Как он обратился к старому приятелю?
* “Здравствуй, дружище!”
Определите эмоциональную окрашенность предложения, наличие осложнения, оттенок лексического значения суффикса в обращении, грамматическое значение глагольной формы “здравствуй”.
* Это эмоционально окрашенное обращение к большому другу, на “ты”, как прежде. Наличие суффикса -й- и нулевого окончания в глаголе в форме повелительного наклонения, единственного числа, а также оценочный суффикс -ищ- в существительном.
Каков ответ?
* “Извините, я вас впервые вижу”.
О чём сигнализирует форма вежливого ответа, на “вы”? Какие морфемы вносят это значение?
* Суффикс -и- , окончание -те в глаголе повелительного наклонения, в форме множественного числа.
* Вовсе не вежливость, а другое: “ дружба кончилась”.
Когда это произошло? Почему камень “растрескался”? Какие морфемы в глаголе объясняют состояние Другого камня, манеру его речи?
* Сам совершил над собою то, что окончательно лишило его твёрдости, прочности, привело к предательству, разрушил себя.
* Приставка рас- и суффикс возвратного глагола -ся-.
* 4 кадр. В третий раз набежала волна и не унесла, нет, напротив, “Кремень сам вскочил на подбежавшую волну и умчался в море”.
Примечание: тип речи – повествование с элементами динамического описания, которое не прерывает события, протекающие во времени.
Как организован текст в основной части, в момент испытания героя?
Почему именно эта часть является диалогом? Что такое диалог как элемент художественного текста?
* Диалог - это речевое общение между двумя и более лицами, часть художественного текста, один из его элементов, воспроизводящий речевое общение персонажей.
* Драматизм, взволнованное состояние, напряжённое переживание.
Видеоклип “ Море”. Песня композитора Ю.Антонова.
Итак, финал. Каков он? Может быть, счастливый, как в фольклорной волшебной сказке? Удовлетворены ли читатели таким финалом? Почему?
Как прокомментировать вопросы “Где же правда? Где же справедливость?”
На чьей стороне автор? Кому он симпатизирует? Чья “правда” ему ближе?
Слайд № 6 “Поразмышляем...” Вопрос о синониме и антониме к слову “правда”.
* Словарная работа: правда и справедливость – слова исторически однокоренные? Правда - знание истины, жизни, реальности.
Справедливость – жизнь со знанием правды, умение жить по правде.
Какую проблему поставил автор?
* Как жить по правде, со знанием правды, истины?
* Как не ошибиться в выборе жизненной позиции?
Ещё раз сформулируйте позицию автора, охарактеризовав каждого из героев.
* Один камень - смелый, бесстрашный, активный, верный в дружбе, решительный, твёрдый, прочный, способный на поступок.
* Другой камень - пугливый, пассивный, способный на ложь и на предательство, бесхарактерный созерцатель.
Вывод: Человек не должен быть равнодушным созерцателем, за этим может последовать и предательство. Только активная жизненная позиция, только сопричастность к делам, к тому, что происходит вокруг, преодоление страха, инертности и всегда стремление туда, где “здорово” и “интересно”!
Где проходила граница между чудесным и реальным в сказке Ф. Кривина?
* Подвижная линия, полоска, граница между берегом и морем.
Где граница между необычным и обычным в жизни?
* Каждый должен решить для себя сам: сетовать и завидовать или рисковать и преодолевать, бездействовать и быть созерцателем происходящего или быть человеком, способным на поступок.
Каждый из нас имеет право выбрать то место в жизни, где “здорово”, где “интересно”, где можно себя создавать и совершенствовать, но не разрушать.
Подытоживание.
О чём этот текст? Его основная мысль? Проблема? Авторская позиция?
Как автор передаёт скрытый, тайный смысл? Что служит основой для создания образа-символа? Какие средства художественной выразительности использует автор?
Слайды № 7,8. “ Подытожим? ” Решение теста.
Задание: ответить на вопросы, вставляя слова на месте пропуска.
Основная функция текста – 1... - осуществляется за счёт использования следующих изобразительных средств 2,3,4,5... .
Часть художественного текста, воспроизводящая речевое общение героев, называется 6... .
Повествование ведётся от лица *... с элементами 7... .
Образное определение – 8... – передаёт впечатление автора и его отношение к героям. Например, “*...”, “*...”.
Образ, содержащий скрытый смысл, называется 9... . Например, “*...”.
Уподобление живому – 10...- предполагает более глубокое осмысление изображаемого. Например, “*...”.
Слайд № 9. “Проверим!”
- воздействие на читателя;
- эпитет, олицетворение, метафора, иносказание (в любом порядке);
- диалог;
- динамическое описание;
- эпитет;
- иносказание;
- олицетворение.
Рефлексия. “Сегодня на уроке я узнал... я постарался... мне было трудно... мне было интересно... я пришёл к выводу...”
- В чём преимущество диалогичности речи?
- В чём прелесть чтения философских сказок?
- Что осталось неясным, спорным, несказанным?
Слайд № 10. Домашнее задание.