Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Имя прилагательное. Обобщение изученных знаний" (6-й класс)

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 6


Цели урока:

  1. Повторить изученное об имени прилагательном;
  2. Повторить пунктуацию в предложении с однородными членами;
  3. Закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка;
  4. Пробудить интерес к личности и творчеству С.А.Есенина.

Оборудование: презентация.

Ход урока

Организационный момент

(Слайд 1) Слово учителя. Сегодняшний урок необычный. Я приглашаю вас совершить путешествие во времени. Сегодня мы побываем в гостях у С.А. Есенина, одного из самых любимых и читаемых поэтов России. (Слайд 2) Мы вспомним лишь некоторые факты его биографии. Стихотворения помогут повторить факты из жизни имен прилагательных: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Мы постараемся выяснить, какова роль прилагательных в речи.

Запишем тему урока, имя поэта и дату жизни (1895-1925 гг.).

Основная часть (повторение пройденного)

Знакомство с биографией поэта

С.А.Есенин вошел в литературу как поэт-лирик, «самобытный», яркий и неповторимый, в творчестве которого нашли отражение важнейшие события современности. Трудный и противоречивый путь России, которую поэт безумно любил, вера в человека, его великое будущее.

 В его поэзии выявились черты национального характера народа – его сила, сердечность, душевная неуспокоенность, любовь ко всему родному и близкому.

Точное и глубокое определение личности и творчества С.Есенина дал М.Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».

Лирике поэта свойственны напевность, мелодичность.

Работа над стихотворением С.Есенина «Поет зима – аукает» (Слайд 3)

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Природа для Есенина была живым существом, он поклонялся миру природы.

Беседа по вопросам

-   Сколько строф?

-   Каково настроение после прочтения?

-   Какие образные средства использует автор? (эпитеты – мохнатый лес, седые облака, шелковым ковром, нежные пташки и др.; метафора – вьюга стучит, весна – красавица и др.; олицетворение – зима поет, вьюга злится и др.; сравнения - воробышки игривые, как детки сиротливые).

Запишите первую строфу, поставьте недостающую запятую, объясните её, какова её роль.

- Назовите прилагательные в этой строфе.

- Что обозначают имена прилагательные?

- Какова их синтаксическая роль?

Сделайте вывод, какими членами предложения могут быть прилагательные.

Определить род, число, падеж имен прилагательных в первой строфе.

Индивидуальные задания

Выписать словосочетания прилагательное + существительное из всего стихотворения, определить род, число, падеж.

Найдите краткую форму прилагательного (2 строфа – холодна)

Как изменяются краткие прилагательные, каким членом предложения являются.

Работа со стихотворением С.Есенина (Слайд 4)

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!.

- Как можно было бы его озаглавить? Почему?

- Вспомните разряды имен прилагательных?

- Выпишите прилагательные  в два столбика – качественные и относительные.

- Разобрать морфологически прилагательное родной (край).

- Определить вид первого предложения, схему начертить.

Итог урока

С юных лет поэт пишет о стране «березового ситца», шумных зеленых дубравах, необъятной небесной сини, о серебряной луне. Мир природы наполнен красками, движением, звуком. Земля, небо, деревья «говорят» на языке поэта. Через конкретные образы родной природы передает поэт чувство безграничной любви к Родине.

Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.

В стихах звучит не только признание в любви к Родине, но и «выражается вера в человека, в его будущие великие дела».

Домашнее задание

а) Сочинить миниатюру «Встреча с Есениным».

б) Найти и выписать изобразительные средства в стихотворении «Топи да болота».