Цели и задачи урока:
- Повторить и закрепить умения и навыки учащихся в определении времени глаголов, развивать орфографическую зоркость, навыки применения правил на письме.
- Воспитывать любовь к родной природе, к зимним пейзажам, дать возможность почувствовать красоту русского слова, развивать коммуникативные функции речи.
Оборудование: Картины зимы, плакаты, сигнальные карточки, загадки, стихи о природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
2. Сообщение результатов контрольных работ
.Ошибки допущены на правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, гласных после шипящих и т.д.
Сегодня мы будем повторять и закреплять изученные орфограммы, проверим, как вы научились определять время глаголов.
Запишем число. Классная работа. Работа над ошибками
Мир волшебный перед вами
Здесь, за книжными листами.
Лишь коснешься ты страницы,
И страницы, словно птицы,
Машут весело крылом
И зовут покинуть дом.
А я ведь от волшебника
Пришла не в первый раз.
Уж очень мне понравился
Ваш работящий класс.
Итак, мы отправляемся в сказочное царство.
Зорко охраняют его стражники. Там сегодня бал. И всем хочется попасть на него. Есть только один способ пройти туда: ответить на вопросы стражников.
(Учащиеся читают содержание билетов и записывают отгадки)
Кто, угадай-ка:
Седая хозяйка.
Тряхнет перинки-
Над миром пушинки (Зима)
Он все время занят делом,
Он не может зря идти,
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути (Снег)
Как называется это явление природы? (снегопад)
Блестит с окошка букет роскошный.
На стеблях белых листочки-стрелы.
К нему иду я,
Тихонько дую.
Завял… и на пол цветок закапал (Мороз)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
На ветвях украшенных
Снежной бахромой
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки на яблоне
Весело снуют,
Гусениц мороженных
Яблоки клюют. (Снегири)
Пять мешочков шерстяных –
Греются братишки в них. (Перчатки)
Бежит по снегу, а следа нету. (Поземка)
Хоть я птичка – невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода –
Прямо с севера сюда. (Синица)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней или изморозь)
Гуляю я в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать ничего не хочу. (Метель)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
А теперь прочитаем записанные слова: зима, снег, снегопад, мороз, кормушка, снежинки, перчатки, поземка, снегири, синица, иней, изморозь, прорубь, метель, снеговик.
Можем ли мы по этим словам узнать, в какое царство мы с вами попали?
Правильно, в царство Зимы.
Вы знаете это время года.
А причем здесь снегири и синицы?
Снегопад, поземка, метель – чем отличаются эти явления?
Значит, тема нашего урока “Зима”, а говоря о зиме, мы попутно будем повторять те правила, на которые вы чаще всего допускаете ошибки.
Выделим в словах орфограммы и объясним их правописание.
На какие правила встретились орфограммы?
К каким частям речи вы отнесете эти слова?
Как вы определяете части речи?
Какие части речи вы еще знаете?
Как мы отличаем их друг от друга?
Что вы почувствовали? Каждый из вас представил себе зимнюю картину. Кто-то увидел, как падают, кружатся в медленном танце снежинки, этот подарок, которым нас одаривает природа. Они все разные, ни одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых снежинок.
А кто-то представил, как этот же снег, но только снежными комочками бьет по щекам больно, колко. Кому-то стало холодно, кому-то очень грустно, а кое-кто из вас вспомнил про самый веселый праздник в году – Новый год, школьную елку, зимние каникулы.
Любите ли вы зиму?
Назовите зимние месяцы.
Какой по счету месяц зимы идет сейчас?
Это о нем загадка:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
Какой зимний месяц вы любите больше всего и почему?
Какой бывает погода зимой?
(холодная, морозная, снежная, метельная, вьюжная, суровая, студеная, злая, с оттепелями и даже с капелями)
Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждого свои тайны, загадки, чудеса и сказки. Но самые волшебные сказки бывают зимой.
Зиму называют волшебницей, чародейкою, чудесницей, красавицей.
Сколько чудесных картин, стихов, рассказов посвящено зиме!
Русские поэты любили воспевать зимушку-зиму (учащиеся читают стихи)
В полдень дождь перестал,
И что белый пушок,
На осеннюю грязь,
Начал падать снежок. (Н. Никитин)
Кто из вас видел, как идет первый снег? (он идет медленно, неторопливо, и все, что попадалось ему на пути, снег красит в белый цвет).
А как мы радуемся первому снегу!
Это как праздник, чистый, светлый, радостный.
Поэт Николай Рубцов спрашивает в своем стихотворении:
“Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях, и в бору,
Слегка гудящем на ветру!”
День настал, и вдруг стемнело.
Свет зажгли, глядим в окно…
Снег ложится белый-белый,
Отчего же так темно? (В. Берестов)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает. Ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пленою
Вес его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно… (И. Суриков)
Утром кот принес на лапах
Первый снег! Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег! Первый снег!
Он кружится легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой… (Я. Ким)
Кто помнит, чем пахнет снег? (свежестью, сыростью, зимой)
А как вы понимаете выражение: “Как снег на голову свалился?”
Таинственная прелесть русского заснеженного леса, неяркая красота зимнего дня, желание слушать загадочное молчание спящей природы – это ли не волшебство?
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)
Зима негаданно, нежданно
Пришла на черные поля.
Еще вчера была туманна
Дождем одетая земля.
Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли…
И вдруг метели налетели!
И сколько снега намели!... (Е. Благинина)
Чем отличается снегопад от метели, бурана, вьюги?
Это тоже снегопад, но только с ветром, ветер несет не только падающий снег, но и лежащий на земле. Помните у Пушкина: “Буря мглою небо кроет…”
А ведь зима бывает не только морозная, суровая, метельная. Метель успокоилась, наступила тишина. И – о чудо! – еще одно явление природы.
У крыльца растаял лед,
Вместо снега дождь идет.
Мокнут клены и дома –
Очень страшная зима!
Пьет из лужицы снегирь,
Пьет и удивляется:
“Неужели к нам, в Сибирь,
Юг перемещается?” (А. Береснев)
Как называется это явление природы? Правильно, оттепель. Какая температура воздуха бывает в дни оттепели? (плюсовая)
Долго ли тянутся оттепели? (2-3 дня). И снова морозы.
И вот после теплых ясных дней
По улице гуляет Дедушка Мороз,
Иней рассыпает по ветвям берез,
Ходит, бородою белою трясет,
Топает ногою – только треск идет.
А как изменились деревья с приходом зимы?
Елочкам и соснам подарила зима пышную шапку, березку нарядила в серебряную парчу, поля и луга укрыла сугробами. Деревья притихли и спят.
Как ведут себя зимой животные?
Многие животные найдут в них свой зимний дом, а для корней растений это защита от холода. Все живое упряталось от нас в глубину земли, нор щелей и спит.
Что вы можете сказать о птицах?
Многие птицы улетели, а те, что остались, – не поют, летают зябко, неторопливо.
Чародейка зима дарит природе новую жизнь – жизнь сна и отдыха, время белой, тихой, чудесной природы. Зимой часто холодно, часто пасмурно, а из красок осталось только три цвета.
Какие?
(серое небо, белый снег, черные голые деревья)
А может быть больше красок?
Помните у Пушкина: “Под голубыми небесами, великолепными коврами…
(зеленые ели, яркое голубое небо, золотое солнце)
А может быть, запишем мое предложение?
Зимой на яблоне появились румяные яблочки.
Почему вам не понравилось это предложение?
Морозы на последней неделе января обещают холодное лето.
А). Найти орфограммы
Б). Разобрать по членам предложения.
В). Назвать части речи.
Г). Каким членом предложения является глагол?
Д). Как изменяются глаголы?
Е). В каком времени могут стоять глаголы?
Что обозначают глаголы настоящего времени, прошедшего времени, будущего времени?
Для чего нужно уметь определять время глаголов?
Определить время глагола “обещают”.
7. Игра с сигнальными карточками (определить время глагола).
Наступает, выпал, трещат, занесет, засыпает, задремал, замерзнет, летают, оттеплило, похолодает, посыпались, нарисует.
8. Распределительное письмо (самостоятельная работа)
Запишем под диктовку
Проверим вашу зрительную память, ваше умение применять правила на письме.
Выписать глаголы в три столбика.
А). Прочитать слова 1 столбика, выделить орфограммы, поставить глагол “трещать” в прошедшем и будущем времени.
Б). Прочитать слова 2 столбика, назвать орфограммы, объяснить их правописаие, разобрать по составу слово “оттеплило”.
В) . Выделить корни и приставки в глаголах.
Какие орфограммы мы повторили?
Для чего нужно уметь определять время глаголов?
9. Перечитайте все, что записано в тетрадях. О чем можно написать рассказ, используя данные глаголы?
Ваши рассказы я записала.
10. Прочитаем вместе.
Наступает х..лодное время года – з..ма. По н…ч..м тр…щ…т сильные м…розы. Засыпают под теплым снежным од…ялом п…ля и л…са. Л…тают в воздухе, бьются в стекла снежные к…мочки.
Вып…л белый пуш…стый снег. Задр…мали сосны и ели под снежной шубой. Днем оттеплило. А к веч…ру опять посыпались с неба легкие пуш…стые сн…ж…нки.
С приходом з…мы п…х…лодает. Замерзнут реки и …зера. Зан…сет белым снегом все д…ро…ки и тр…пинки в л…су. А м…роз нар…сует на стеклах кр…сивые узоры.
Какие заголовки вы подобрали бы к этим рассказам?
(Зима наступает. Пришла зима. Скоро наступит зима.) Чем отличаются эти рассказы?
11. Списать, подчеркнуть вставленные орфограммы (по вариантам).
12. Домашнее задание: Я предлагаю вам побывать поэтами, художниками, писателями.
1. Написать рассказ о зимнем утре.
2. Списать понравившееся стихотворение о зиме.
3. Вырезать несколько разных снежинок, а на них написать загадки о зиме и подарить их малышам на елку.
4. Нарисовать зимнюю картину на елку.
13. А теперь беспроигрышная лотерея.
Какой бывает зима? Если угадаете слово, получаете приз.
(суровая, морозная, студеная, злая, седая, теплая, холодная, вьюжная, метельная, волшебная, белая)
14. Итог урока: Какие правила мы с вами повторили?
В каком царстве мы побывали? Как вы оцениваете наш урок? Хлопаем в ладоши, если согласны.
Вам было интересно?
Вам хотелось бы чаще бывать на таких уроках?
Кто себе поставил за урок “5”, “4”, “3”?
А какую оценку вы поставите мне?