Методический комментарий
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание-литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8 классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания. В качестве художественного материала к уроку учащимся предлагается повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось», а также фильм И. Фреза, снятый по повести. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике.
Цель урока: изучение темы «Социальный конфликт» на материале повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось»
Задачи:
- сформировать понятия «конфликт», «компромисс», «арбитраж»;
- проанализировать межличностный конфликт с позиций литературоведения и обществознания;
- развивать умение анализировать информацию, создавать собственное высказывание по социальной проблеме;
- развивать умение анализировать художественные произведения литературы и кино;
- способствовать формированию нравственных ценностей: любовь, долг, честь, семья.
Урок имеет выход в практику творческой деятельности учащихся, разработан с учетом требований новой формы итоговой аттестации по предметам гуманитарного цикла.
Оборудование и дидактические материалы к уроку:
- фрагменты повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось»;
- видеозапись фильма И. Фреза «Вам и не снилось»;
- рабочие листы с заданиями для учащихся;
- учительская презентация к уроку;
- технические средства.
Предварительная работа:
- анкетирования учащихся 8 класса с целью выявления их отношения к юношеской любви
- прочитать повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось»
- посмотреть в классе фильм И. Фреза
- повторить понятия «сюжет», «композиция», стадии развития конфликта в художественном произведении
- подготовить индивидуальные задания: «Обзор творчества Г. Щербаковой», «Художественное своеобразие конфликта в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», «Способы разрешения социального конфликта»;
- найти в справочной литературе определение понятия «конфликт».
Ход урока
Учитель литературы: Здравствуйте!Сегодня мы встречаемся с учениками и педагогами школы на открытом уроке. Открытый он не только потому, что на нем присутствуют учителя, гости, но и потому, что он открывает цикл объединенных, интегрированных уроков по литературе и обществознанию, на которых в ходе анализа художественных произведений мы обсудим нравственные проблемы, волнующие современного человека. Мы будем вести этот урок вместе с Татьяной Петровной в режиме свободного диалога.
Учитель обществознания: Для первого урока мы выбрали тему, которая наверняка волнует подростков. Тему, связанную с тем, какое место занимает любовь в жизни человека. И сегодня мы поговорим о юношеской любви. Тема сформулирована в виде проблемного вопроса Жизнь складывается не только из любви? на который мы и попытаемся ответить в конце урока.
Накануне мы провели небольшое социологическое исследование в вашем классе на эту тему. 95 % учащихся уже испытывали чувство влюбленности, причем, только у 12 % оно не было взаимным. Практически все на вопрос «Рассказываете ли вы родителям о своих чувствах?» ответили отрицательно.
– Почему подростки не делятся с родителями своими чувствами?
Учитель литературы: В качестве художественного материала к обсуждению мы предлагаем повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось», основной темой которой является юношеская любовь.
Ответ ученика (краткая справка о творческой биографии Щербаковой, сопровождаемый презентацией).
В этом году исполняется 30 лет с момента первой публикации повести «Вам и не снилось» в 1979 году в газете «Юность». Трогательная история любви двух старшеклассников потрясла читателей и вызвала неоднозначную оценку.
В "Московском комсомольце" напечатали огромное письмо учителей, которые требовали уволить редактора журнала "Юность", а автора лишить навсегда возможности сочинять и публиковаться. В то же время автор стала получать мешки писем, в которых читатели выражали свою благодарность и просили напечатать повесть еще раз.
– Что же вызвало такую неоднозначную оценку критиков? (детская и юношеская любовь всегда вызывала настороженность, недоверие. Критиковали автора за финал: считали, что поступок Романа, прыгнувшего из окна, мог сдать дурным примером для других).
Учитель обществознания: Таким образом, в основе сюжета лежит конфликт.
– Давайте подумаем, что такое конфликт? (столкновение интересов).
– Какой конфликт становится центральным в повести Г. Щербаковой? (конфликт детей и родителей).
В любом конфликте мы выделяем участников – субъектов и объект, т.е. причину.
– Что же является объектом (причиной) конфликта? (юношеская любовь).
– Казалось бы, любовь взаимна, что же мешает этой любви? (отношения между родителями влюбленных).
Давайте попробуем выделить участников конфликта, заполнив таблицу на рабочих листах.
– Заполните таблицу «Участники конфликта».
Участники | Герои повести |
Оппоненты (противостоящие стороны) | Мать Романа, Роман и Юля |
Вовлеченные стороны (непосредственно влияют на ход конфликта) | Мать Юли, отец Романа, бабушка Романа, Танечка Директор школы |
Заинтересованные стороны (косвенно влияют на ход конфликта) | Одноклассники, отчим Юли |
– Взависимости от того, кто является субъектом конфликта, какие виды конфликтов мы можем выделить?
– Взависимости от сферы деятельности людей, какие виды конфликтов мы можем назвать?
– Что выступает в качестве объекта конфликта в обществе?
Теперь давайте проследим динамику развития конфликта в повести между главными героями (сопоставление литературоведческого и социологического подходов).
– Вспомните, какие этапы или стадии конфликта в художественном произведении вы выделяли на уроках литературы?
На доске вместе с учениками записываем этапы конфликта в художественном произведении, после этого предлагаем ученикам соотнести с этапами конфликта с позиции социологии и сделать вывод о сходстве. (Причина сходства объясняется общностью объекта, который предполагает общие принципы анализа).
– Давайте проанализируем динамику развития конфликта в произведении Щербаковой. Заполните самостоятельно следующую таблицу на рабочих листах.
Экспозиция: переезд Юлиной семьи в новый дом, приход в новый класс.
Завязка: знакомство, дружба и любовь Романа и Юли.
Нарастание конфликта: попытки матери Романа разлучить детей.
Кульминация: обман, связанный с болезнью бабушки и разоблачение Романом этого обмана, поездка Юли к Роману.
Развязка: несчастный случай и встреча влюбленных.
– Возможна ли в реальной жизни подобная ситуация?
Какие способы разрешения социального конфликта вам известны? (индивидуальное задание)
– Какие же могут быть пути выхода из этого конфликта? (мнения ребят)
– Давайте вспомним, как пытались разрешить этот конфликт герои повести? (Мать Романа переводит в другую школу, а потом отправляет в другой город, чтобы изолировать влюбленных друг от друга – подавление; мать Юли и отец Романа хотят урегулировать конфликт и договориться между собой; Татьяна Николаевна напрямую не участвует в конфликте, но готова вмешаться, чтобы разрешить его).
Вы знаете, что по повести был снят фильм Фрезера «Вам и не снилось». Посмотрите фрагмент фильма, который введен режиссером. Разговор, в котором Вера, мать Романа, рассказывает Татьяне Николаевне, что они разыграли Романа. Обратите внимание на поведение героини и, особенно, на реакцию отца Романа.
– Для чего режиссер вводит сцену ссоры родителей Романа? (мнения ребят и их родителей)
– Все ли возможные варианты выхода из конфликта использованы героями повести? (мнения ребят и их родителей)
Учитель литературы: Как видим, в самой повести разрешение конфликта связано с несчастным случаем – падением Романа из окна. (Зачитать). Посмотрите фрагмент этого фильма. Если сопоставить финал повести и фильма, можно отметить различие в финале. Какое?
Действительно, финал произведения вообще претерпел несколько изменений.
«Когда повесть "Вам и не снилось" еще готовилась к печати, – вспоминает Г.Щербакова, – меня вызвал главный редактор "Юности" Борис Полевой... и сказал: "Я не трус, но я боюсь. Публиковать повесть с таким концом мы не будем. Вы что, хотите, чтобы завтра все мальчики стали прыгать из окошка?" И пришлось мне сделать финал помягче, хотя первоначально он замысливался совсем трагическим", – говорит Г.Щербакова.
– В повести финал открытый, а как вы сами его поняли? Почему?
– Почему же, согласившись изменить финал повести, Г. Щербакова признавалась: «Для меня Роман умер»? (трагическая развязка как проявление неразрешимых противоречий, неспособность матери пойти на компромисс, что делает эту повесть трагедией).
– Первоначально повесть Галины Щербаковой была опубликована под названием «Роман и Юлька». Почему автор выбрала для повести такое простое название?
(название только на первый взгляд кажется простым, на самом деле оно созвучно с названием шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Роман – не только имя, но и любовь героев. Имя Юля – русский вариант Джульетты.)
Давайте вспомним, в чем художественное своеобразие конфликта в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»? (индивидуальное задание)
Наверное, вы заметили и разницу в выборе имен героини. Почему героиню фильма зовут Катя?
Когда режиссер Илья Фрез задумал экранизировать повесть Галины Щербаковой “Вам и не снилось”, в Госкино ему категорично заявили: “Влюбленных зовут Роман и Юля? Это что же ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!”. Джульетту, то есть Юльку пришлось заменить на Катю.
– Как вы думаете, почему же в последующих редакциях повесть получила название фильма – «Вам и не снилось»?
Выполним небольшое практическое задание. Допишите начало предложения «Своим названием повести Г. Щербакова говорит читателям: «Вам и не снилось»…
Учитель обществознания:
– В повести сталкиваются не только влюбленные и их родители, но и разные позиции по отношению к любви и ее роли в жизни человека. Вы, наверное, заметили, что в повести и особенно в фильме параллельно с историей любви юных героев введена история любви Татьяны Николаевны.
– С какой целью делает это автор? (Противопоставить несостоявшуюся любовь взрослых и счастливую любовь детей).
– А почему не состоялась любовь Татьяны Николаевны? (взрослые люди подходят к любви с рациональных позиций).
– Почему она поддерживает любовь Романа и Юли? (сама была в сходной ситуации).
Мы видим, что в повести сталкиваются два взгляда на любовь.
Посмотрите фрагмент фильма «Вам и не снилось» и сформулируйте на рабочих листах позицию Татьяны Николаевны и юной героини о месте и роли любви в жизни человека.
Татьяна Николаевна | Позиция Кати |
«Жизнь складывается не только из любви. Только любовь – это даже бедность». Чувство долга перед родными, учениками помогает жить без любви |
«Только любовь вправе побуждать…» Без любви «я бы просто не жила» |
– Искренне ли говорит Татьяна Николаевна? (не совсем. Ее личный опыт убедил ее в том, что первая любовь может оказаться в жизни единственной. Т.Н. хочет помочь Кате и уберечь ее от разочарований).
– Возвращаясь к проблемному вопросу нашего урока, перефразируем его: Может ли жизнь складываться только из любви? Почему? (Обсуждение в режиме «свободного микрофона»).
Д.з. На этом наш разговор о любви не заканчивается. Вашим домашним заданием будет написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Можно ли прожить без любви?». Приведите 2-3 аргумента, доказывающих вашу точку зрения. Используйте ваш жизненный или читательский опыт.
Ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты о вашем отношении к юношеской любви. Ваши ответы помогут нам в подготовке открытого урока «Возможна ли любовь без преград?»
- Испытывали ли вы чувство влюбленности? Да Нет (подчеркните)
- Было ли это чувство взаимным? Да Нет (подчеркните)
- Рассказываете ли вы родителям о своих чувствах? Да Нет (подчеркните)
- Каково отношение ваших родителей к юношеской любви? __________
Спасибо!