Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Рукописи не горят". 11-й класс

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 11


Предлагаемое занятие проводится на уроке русского языка после изучения романа М.А. Булгакова или на уроках литературы в конце первого полугодия и может стать уроком промежуточного контроля. Такой урок позволяет соединить размышления о высоком и вечном, тонкое проникновение в ткань великого романа с сугубо практическими целями (подготовка к государственному экзамену)

Цель занятия:

  • обобщить и систематизировать полученные знания о своеобразии сюжета и композиции романа, об изобразительно-выразительных средствах языка,
  • развивать умения классифицировать, систематизировать и обобщать, переносить полученные знания на новый уровень и материал, совершенствовать навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия материала, работы с источниками дополнительной информации по предмету; совершенствовать ИКТ- компетентность,
  • воспитывать патриотизм, такие качества, как собранность, мобильность, адаптивность, воспитывать вкус к правильной речи.

Задачи:

  • выделить линии сюжета и композиции романа;
  • проанализировать особенности стиля Булгакова,
  • подготовить учащихся к выполнению отдельных заданий ЕГЭ на материале романа.

Методы работы: преобладают эвристический и исследовательский (гармоничное соединение словесных, наглядных и практических методов)

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая работа

учащихся

Оборудование, техническое оснащение:

  1. Презентация в формате Microsoft Office PowerPoint «Рукописи не горят». Изобразительно-выразительные средства языка в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
  2. Программа для работы на интерактивной доске QOMO «Тайны романа «Мастер и Маргарита».
  3. Аудиофрагменты музыки И.Корнелюка к фильму «Мастер и Маргарита».
  4. Распечатки для учащихся с текстом итоговой самостоятельной работы.
  5. Словарь литературоведческих терминов. Автор-составитель © С.П. Белокурова, 2005 г. Электронная версия: © А.А. Белокуров на сайте www.gramma.ru.

Этапы занятия:

  1. Введение
  2. Актуализация (специфика структуры романа, классификация изобразительно-выразительных средств)
  3. Выступления учащихся с итогами исследовательской работы «Стилистика романа М.Булгакова» (представители 3 групп)
  4. Практикум. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в представленных предложениях?
  5. Обобщение
  6. Итоговая самостоятельная работа в формате ЕГЭ, задания В1- В8 (можно в качестве домашнего задания)

 

Сценарий занятия

1. Введение.

Звучит фрагмент музыки Игоря Корнелюка к фильму «Мастер и Маргарита».

2. Актуализация

Слово учителя: Великий роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» отличается сложной структурой и включает в себя особенности различных разновидностей жанра. Этим обусловлено и стилистическое многообразие произведения. «Библейские», «московские» главы, эпизоды, посвященные Мастеру и Маргарите, написаны в разном стилевом ключе. Дадим возможность высказаться представителям творческих групп, исследовавших отдельные главы романа.

3. Выступления учащихся с итогами исследовательской работы «Стилистика романа М.Булгакова»

1 группа - «москвичи»

Отражение языка эпохи 20-30 годов XX века в «московских» главах романа.

2 группа - «ершалаимцы»

Признаки «высокого» стиля в «библейских» главах.

3 группа - «дети света и тьмы»

Сходство прозы Булгакова с поэзией в главах, посвященных Мастеру и Маргарите.

4. Практикум.

Какие изобразительно-выразительные средства использованы в представленных предложениях?

Для выполнения практической работы вам предстоит внутри уже образованных трех групп исследователей разделиться соответственно:

«ершалаимцы» - 3 подгруппы, «москвичи» и «дети света и тьмы» - по 2 подгруппы. Каждая из 7 подгрупп анализирует предложения на одном слайде. Однако учтем художественную насыщенность булгаковского слова: в некоторых примерах использовано несколько средств выразительности. Прошу к доске!

Слайды 5- 14

Глава 2

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат…»

  1. Метафора, сравнение, эпитет, олицетворение, риторический вопрос, градация
    • О боги, боги, за что вы наказываете меня?
    • Это … опять она, непобедимая, ужасная, нестерпимая болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения.
    • Прокуратор был как каменный, потому что боялся качнуть пылающей адской болью головой.
    • … да еще вода пела замысловатую приятную песню в фонтане.
    • Не знаю, кто подвесил твой язык, но подвешен он хорошо
  2. Олицетворение, перифраз, метафора, сравнение, анафора, риторический вопрос
    • Пропал отягощенный розами куст. Пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу. Пропало и гранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень.
    • … связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица и глаза обессмыслились.
    • Кто же может услышать нас сейчас здесь? Разве я похож на юного бродячего юродивого, которого сегодня казнят? Мальчик ли я, Каифа?
    • Прокуратор … поглядел на землю, потом, прищурившись, в небо, увидел, что раскаленный шар почти над самой его головою...
    • …но зато впереди себя Пилат площади уже не увидел – ее съела толпа
  3. Олицетворение, эпитет, метафора, синонимы, антонимы
    • Тут в уши ему ударил несколько раз железный рубленый крик…
    • Пилат выкрикивал слова и в то же время слушал, как на смену гулу идет великая тишина…
    • Тут ему показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнем уши.
    • Ненавидимый им город умер, и только он один стоит, сжигаемый отвесными лучами, упершись лицом в небо.

Главы 3-5. Седьмое доказательство. Погоня. Дело было в Грибоедове.

  1. Градация, сравнение, эпитет, контекстные синонимы и антонимы, метонимия
    • Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая.
    • Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче, по-вечернему.
    • К Грибоедову! Вне всяких сомнений, он там!
    • …третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами.
    • И ровно в полночь в первом из залов что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало.
  2. Инверсия, метафора, анафора, сравнение, антонимы, метонимия
    • И было в полночь видение в аду.
    • …и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда.
    • Заплясал Глухарев с поэтессой Тамарой Полумесяц. Ззаплясал Квант. Заплясал Жукопов-романист с какой-то киноактрисой в желтом платье…
    • Вдруг джаз развалился и затих, как будто кто-то хлопнул по нему кулаком.
    • Да, взметнулась волна горя, но подержалась, подержалась и стала спадать…

Глава 13. Явление героя

  1. Сравнение, эпитет, метафора, фразеологизм, перифраз, градация
    • …гость повернул свое лицо в сторону бегущего сквозь облако ночного светила.
    • И голова моя становилась легкой от утомления, и Пилат летел к концу.
    • Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы.
    • И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, небывалое, никем не виданное одиночество.
    • И не было, вообразите, в переулке ни души.
    • Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих
  2. Синтаксический параллелизм, гипербола, сравнение, метафора, антонимы, парцелляция
    • Иван представлял себе ясно уже и две комнаты в подвале особнячка. Красную потертую мебель. Бюро, на нем часы,
    • В глазах его плавал и метался страх и ярость.
    • Я пришел через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами.
    • Я лег заболевающим, а проснулся больным.
    • Мне вдруг показалось, что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и я захлебнусь в ней, как в чернилах.
    • В печке ревел огонь. В окнах хлестал дождь.

5. Обобщение

Прошу вас высказаться, подвести итоги. Итоги прочтения романа, итоги исследования стиля Михаила Булгакова, итоги ваших размышлений о жизни и смерти, о свете и тьме, о любви и предательстве...

Друзья мои! Я надеюсь, что ваше общение с великим романом еще только началось. И вам еще предстоит научиться владению бесчисленными инструментами мощного оркестра – русского языка…

Вновь звучит фрагмент музыки Игоря Корнелюка к фильму «Мастер и Маргарита» и живое чтение отрывка из 32 главы романа.

6. Итоговая самостоятельная работа в формате ЕГЭ, задания В1- В8 (можно в качестве домашнего задания)

Итогом нашей сегодняшней работы станет выполнение заданий по 32 главе.

Итоговая самостоятельная работа

Глава 32.

Прощение и вечный приют

Прочитайте текст и выполните
задания В1 – В8

  • (1)Боги, боги мои! (2)Как грустна вечерняя земля! (3)Как таинственны туманы над болотами. (4)Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. (5)Это знает уставший. (6)И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его.
  • (7)Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. (8)Чуя ее за своею спиною, притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост. (9)Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни мастеру, чужие огоньки. (10)Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд.
  • (11)Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. (12)И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. (13)Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда.
  • В1. Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
  • В2. Из предложений 11-13 выпишите производный предлог.
  • В3. из предложения 13 выпишите словосочетания со связью примыкание
  • В4. Среди предложений 1-6 найдите односоставное назывное. Напишите его номер.
  • В5. Среди предложений 4-8 найдите предложение, осложненное тремя обособленными обстоятельствами. Напишите его номер.
  • В6. Среди предложений 7-13 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите его номер.
  • В7. Какое из предложений 1-6 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения напишите его номер.
  • В8. Заключительная глава романа Булгакова открывается описанием таинственного ночного путешествия героев. Центральным образом, организующим отрывок в единое целое становится ___ (предложения 9-11). Дополняют картину ___ («в загрустившем небе», «багровая луна»). Созданию необычного настроения подчинены и синтаксические средства, такие как ___ ( предложения 1,2) и ___ (предложения 10-11).
  • Список терминов:
  1. Литота
  2. Ряды однородных членов
  3. Эпитеты
  4. Фразеологизмы
  5. Развернутая метафора
  6. Развернутое сравнение
  7. Риторические вопросы
  8. Риторические восклицания
  9. Парцелляция

Использованные материалы:

  1. «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия» CD.
  2. Литературная энциклопедия: В 11 т. - М., 1929-1939.
  3. Н.В. Охременко, О.В.Федина. Итоговые работы по литературе, 5-11 класс./ - М. : Аквариум, 1997, -240 с.
  4. Словарь литературоведческих терминов. Автор-составитель © С.П. Белокурова, 2005 г. Электронная версия © А.А. Белокуров на сайте www.gramma.ru
  5. Филатьев Э. Н. Тайна булгаковского «мастера…». — СПб.: Азбука, 2011. 
  6. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988
  7. Энциклопедия булгаковская / Борис Соколов. — М.: Локид : Миф, 1996. — 586 с. ISBN 5-320-00143-6 : ISBN 5-87214-028-3
  8. http://www.dombulgakova.ru/index.php?id=14
  9. http://bulgakov-kiev.tripod.com/
  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2