Цели урока:
- Обучающая: проверить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка и литературы; закрепить умение пользоваться словарями.
- Развивающая: обогащать словарный запас и грамматический строй речи.
- Воспитательная: прививать любовь к русскому языку и литературе.
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о весне, о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали ее художники.
Лексико-орфографическая работа со словом ВЕСНА
Учитель: Давайте произнесем слово ВЕСНА отчетливо, выразительно все вместе. Что слышится вам в этом слове?
Ученики: Что-то обновляющее, очищающее, ведь ВЕСНА – это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май.
Учитель: Обратимся к истокам этого слова, заглянем в этимологический словарь. (Работа со словарем: ВЕСНА от ВЕСЕЛЫЙ)
Учитель: Подберите однокоренные слова к слову ВЕСНА. К какому словарю нам лучше обратиться? (Работа со словообразовательным словарем)
Слова: весна, весной, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по-весеннему
Учитель: Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне.
А) Птица рада весне, а младенец – матери.
Б) Много снега – много хлеба, много воды – много
травы.
В) Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.
Г) Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.
Д) Март – с водой, апрель – с травой, а май – с
цветами.
Е) В марте курица из лужицы напьется.
Ж) Увидел грача – весну встречай.
З) Весна красна, да холодна.
А) Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)Б) Только снег в лесу сошел
Я голубеньким расцвел. (Подснежник)
Учитель: Какое у вас представление о весне? Любите ли вы это время года? Почему?
Ученики: Мы любим весну, ждем ее. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны.
ВЕСНА – это победа солнца, света.
ВЕСНА – это победа воды, это весенний разлив.
Вода поит землю.
ВЕСНА – это победа зелени. Благодаря солнцу
появятся на деревьях почки, из них – зеленые
листочки.
Учитель: А чем пахнет ВЕСНА?
Ученики: Талым снегом, первой водой, цветами.
Учитель: У вас на партах текст ВЕСНЯНКИ, русской народной песни.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великой милостью:
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Учитель: Что представляет собой 1-ая
строчка песни?
– Есть ли здесь еще обращение?
– Почему стоит двоеточие? А какое это
предложение по цели высказывания? (Заучивается
текст песни и по памяти записывается в тетрадь)
Учитель: А сейчас послушаем стихотворение «Весенние воды» Ф.И. Тютчева
– Какова интонация стихотворения?
Ученики: Бодрая, жизнерадостная.
Учитель: Каким рисует весенний день Ф.И. Тютчев? Назовите непривычные слова, попробуйте сами объяснить их значение.
БРЕГ – БЕРЕГ, ГЛАСЯТ – ПОЮТ, КРИЧАТ
Учитель: В этих словах есть беглые гласные, назовите их.
– Кто такие ГОНЦЫ?
ГОНЦЫ – оповестители, посыльные, глашатаи, они предвещают весну. А в стихотворение ГОНЦЫ – это весенние воды, они предвещают наступление весны.
Учитель: Слов какой части речи в стихотворение больше всего? Почему?
Ученики: Много глаголов, потому что весна – это жизнь, движение, действие.
Учитель: Выпишите эти глаголы.
– Назовите эпитеты в стихотворении. Почему именно эти слова выбрал автор?
БРЕГ СОННЫЙ,
МОЛОДАЯ ВЕСНА,
ТИХИЕ, ТЕПЛЫЕ МАЙСКИЕ ДНИ
РУМЯНЫЙ, СВЕТЛЫЙ ХОРОВОД
Учитель: А теперь вы прочитаете известные вам стихотворения о весне, но помните об интонации, о паузах, о логических ударениях.
Слушаем стихотворения Майкова, Плещеева, Жуковского и др. поэтов.
Учитель: А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас я поставлю пластинку, и зазвучит музыка. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передает настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на поляну, на речку.
Слушаем Э. Грига и П.И. Чайковского.
Учитель: Обратимся к лирической миниатюре М.М. Пришвина «Рожденье звука».
(Работа по учебнику литературы: чтение про себя, а потом – вслух)
– Как описано здесь утро года?
– Какие краски преобладают в этой миниатюре?
– Как же рождается звук весны, ее голос?
– Составьте и запишите нераспространенные
предложения по тексту миниатюры.
Снег осел. Хвоинки вытаивают. Бегут ручьи. Тишина. Рождаются капли.
Учитель: Как Пришвин распространяет эти предложения?
Ученики: С помощью эпитетов.
Учитель: Какой эпитет нашел писатель для слова ВЕСНА?
Ученики: Стремительная.
Учитель: А какой она еще может быть?
Ученики: Ранняя, поздняя, запоздалая, радостная, молодая и др.
(На доске появляются картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», «Весенний день», М. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели»)
Учитель: Картины К.Ф. Юона вызывают радостное настроение, они жизнерадостны и праздничны. Художник часто писал солнечные сельские пейзажи. Всмотритесь в картину. Что изобразил художник на ней?
Ученики: Угол деревенского дома с поленницей, стройные березки, молодые сосны, вдалеке заснеженные косогоры, лес. Стоят последние зимние дни, и яркое солнце в скором времени растопит оседающий снег. На улице гуляют куры. Радуясь теплу и солнцу, ребята отправляются в одну из последних прогулок на лыжах. Яркие светлые краски придают картине праздничность. На картине нет солнца, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Теплым светом солнца пронизано все вокруг.
Учитель: Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое, радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот день?
Ученики: Сочетание розовато-голубого, сиреневого, золотистого, желто-голубого, бело-голубого.
Учитель: Ваши впечатления от картины?
Ученики: Казалось бы, ничего красивого нет, а между тем, как все прекрасно и даже празднично, когда светит мартовское солнце. Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день.
Учитель: Вот и кончился наш «весенний» урок. Подведем итоги.
– О чем мы с вами сегодня говорили?
Домашнее задание:
1. Прочитать миниатюры М.М. Пришвина из цикла
«Весна»
2. Подготовит рисунки на тему «Весна»
3. Написать сочинение по картине.