Цели урока:
- Формировать представление и стилистической роли определений;
- Актуализировать знания об определениях и эпитетах;
- Воспитывать внимательное и чуткое отношение к художественному слову;
Оборудование:
- карточки для сравнительного анализа текстов;
- карточки с заданием экспериментального характера;
- опорная схема « Определения. Стили речи».
Ход урока
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и
страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
И.А.Бунин.
I. Вступительное слово учителя.
- Это отрывок из стихотворения Бунина о русском языке (1915г.). И.А.Бунин – лауреат Нобелевской премии в области литературы. «Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример, как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова и образности», - писал о Бунине А.Н.Толстой.
Постараемся вслед за А.Н.Толстым почувствовать бунинскую пластику и образность, неповторимость и лиризм, обращаясь к отрывкам из его поэтических и прозаических произведений.
- А сейчас всмотритесь и вслушайтесь в строки эпиграфа и сформулируйте вопросы к нему. (Ученики формулируют свои вопросы).
II. Работа с эпиграфом.
- Что значит «уметь беречь речь»? (Уметь правильно выражать свои мысли. Уметь правильно воспринимать мысли и чувства других. Видеть красоту и образность речи. Самим пробовать создавать эту красоту).
- Как по-другому образно названа речь? («Дар бессмертный»). Почему?
- Что создаёт красоту, образность речи?
- Назовите известные вам средства художественной выразительности.(метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, аллегория, ирония, гипербола, литота).
III. Определения темы и цели урока.
1. Выразительное чтение учителем записанных на доске бунинских строчек:
Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнажённый.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.
2. Первичный анализ.
- Какие средства художественной выразительности играют особую роль в этом тексте? (Эпитеты).
- Назовите обычное определение и эпитет.
- Какова роль эпитетов (Помогают передать настроение лирического героя, состояние увядания осенней природы).
3. Формулирование темы урока учащимися. (Тема на доске сформулирована не до конца: «Стилистическая роль…Эпитеты»).
- Определите, какова, на ваш взгляд, цель работы на уроке. (Дети предлагают свои формулировки темы и цели урока).
- Какие орфограммы и знаки препинания вы хотели бы прокомментировать?
IV. Фронтальная беседа.
- В соответствии со формулированной темой давайте предложим вопросы друг другу для фронтальной беседы. (Учащиеся сами формулируют вопросы, демонстрируя умение работать в рамках темы, определять ключевые слова).
- Что такое определение?
-Чем определение отличается от эпитета? (Эпитет – образное определение, основанное на переносном значении слова).
- Назовите известные вам стили речи.
- В каждом ли стиле используются определения? (Вопрос учителя). (Могут использоваться в разных стилях речи, но при этом имеют и разный характер: в художественном и публицистическом стиле это образные определения, эпитеты, в научном и официально-деловом стилях – определения в прямом значении научного и делового характера).
- Представьте связь определений со стилями речи схематически.
V. Подбор синонимов к слову « образное» определение.
Образное (определение) – яркое, красочное, говорящее, оценивающее, эмоциональное, свежее. Образное определение – эпитет.
VI. Сравнительный анализ двух редакций бунинского текста.
1. Первая редакция:
Как флером голубым, закрыв на полчаса
Окрестность, дождь прошёл косыми полосами,
И снова глубоко синеют небеса
Над орошёнными полями.
Вторая редакция:
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошёл внезапный дождь косыми полосами –
И снова глубоко синеют небеса
Над освежёнными лесами.
2. Сравнительный анализ:
- Почему, как вы думаете, поэт меняет определения? (второе более точно определяет состояние леса после дождя, оно более яркое, образное).
- Подберите синонимичные словосочетания. (освежённые леса – чистые, ярко – зелёные, светлые, весёлые леса).
- Назовите эпитеты.
3. Учитель читает отрывок из статьи М.Алданова «О Бунине»: «Ни у кого, кажется, из больших писателей не было такой точности слова, такого совершенства в образах, определениях, эпитетах, как у Бунина: «пушистые звёзды», «сонные огни фонарей», «тугой гром».
VII. Анализ роли, определений и эпитетов в рассказе И.А.Бунина « Антоновские яблоки». (Домашнее задание для сильной группы учащихся).
Задание: найти в рассказе эпитеты и определить их стилистическую роль. (Свежее, тихое утро; золотой сад, с сочным треском, на коралловых рябинах, бриллиантовое созвездие Стожар, на бирюзовом небе, золотой город, в прозрачном воздухе, бодрой осенней прохладой, между хмурыми тучами, золотистый свет низкого солнца, воздух чист и ясен, над тяжёлыми свинцовыми тучами, жидкое голубое небо, зловещие космы пепельных облаков, тревожная ночь; сад притихший, смирившийся; по ледяному ветру, озябшего за ночь, обнажённого сада; на низком сумрачном небе).
Вывод: эпитеты делают прозу очень лиричной, чувственной, яркой, позволяют нарисовать картину, усиливают эмоциональное впечатление. Бунин часто обращает внимание на небо, оно в рассказе может быть разным: « лёгким», «просторным», «глубоким», «жидким» ; очень часто используется эпитет «бирюзовое».
VIII. Работа по карточкам.
1. Выполнить пунктуационный анализ предложения, начертить схему. Подчеркнуть определение – эпитет, объяснить его роль.
Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе.
2. Найти средства художественной выразительности в тексте. Объяснить постановку знаков препинания (графически):
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
3. Найти и подчеркнуть эпитеты, объяснить пунктограммы. Какова роль эпитетов в тексте?
Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Чёрный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.
4. Выполнить синтаксический разбор предложений: Небо лёгкое, такое просторное и глубокое. Холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо.
5. Работа со словарём: определить лексическое значение слова «бирюзовый». В каком значении оно используется в бунинских текстах.
IX. Лингвистический эксперимент.
I. Задание: подберите к существительным свои определения – эпитеты, используя слова для справок (задания на партах в отпечатанном виде).
1. Народился месяц (…).
Робко он (…) зарями
над (…) водой,
По садам сияя меж ветвями.2. По (…) трущобам и оврагам,
По полям, (…) и (…),
Первые (…) туманы
Расползались медленно, как дым.3. Повеял (…), (…) ветер
(…) свежестью полей.
Слова для справок: молодой, весеннее, чистый, лёгкий, зеркальная, пустынные, глухие, лесные.
II. Сравнение с бунинским вариантом (открывается на доске):
1. Народился месяц молодой.
Робко он весенними зарями
Светит над зеркальною водой,
По садам сияя меж ветвями.2. По лесным трущобам и оврагам,
По полям, пустынным и глухим,
Первые весенние туманы
Расползались медленно, как дым.3. Повеял чистый, лёгкий ветер
Весенней свежестью полей.
III. Сравнение своего варианта с бунинским.
- Почему именно эти определения подбирает поэт?
- Прочитайте выразительно
X. Обобщение по теме.
1) - Что мы узнали о стилистической роли эпитетов? (они используются в художественном стиле, публицистических, поэтических текстах. Их роль значительна: эпитеты делают речь образной, яркой, выразительной, помогают ярко нарисовать словесную картину).
2) Ученик зачитывает выдержку из « Словаря эпитетов русского литературного языка» К.С.Горбачевича и Е.П.Хабло : « Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчёркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с синонимами и фразеологическими выражениями не редко относят к золотому фонду национального языка. Общепризнано и то, что русский литературный язык необыкновенно богат эпитетами».
XI. Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра «Времена года» с использованием эпитетов и других изобразительно- выразительных средств языка.