Класс: 10
Оборудование: столб объявлений, интерактивная доска, раздаточный материал (см. приложение)
Форма работы: групповая
Цель: формирование умений анализировать тексты разных стилей как основа подготовки к написанию сочинения по прочитанному тексту.
Тема: Кому нужна совесть?
Ход урока
I. Актуализация темы.
Учитель делает вид, что что-то потерял, озирается вокруг. Наконец находит под партой узелок с надписью “Совесть”.
Слово учителя: Нашлась пропажа. Не было ее, есть ли она? Не все ли равно. Где ей место? На полу в узелке? Или в душе человека? Нужна ли она человеческому обществу в целом и отдельному человеку в частности? – Это круг вопросов, на которые мы попытаемся ответить сегодня.
II. Лексическая работа по выявлению базовых знаний.
Проверка домашнего задания.
Действия учителя | Действия учеников |
Организация выступлений групп учеников. Выдача раздаточного материала: бланков “Лист сбора информации”. Цель: подготовить к написанию сочинения по заданному тексту (домашнее задание) | 1группа. Представление результатов работы со словом “совесть” по этимологическому и словообразовательному словарям. |
2 группа. Сообщение “Лексическое значение слова “совесть”. (Толковый словарь С.Ожегова, энциклопедия “Познай себя”). | |
3группа. Демонстрация результатов работы по поиску фразеологизмов со словом “совесть”. (Словарь фразеологизмов) | |
4 группа. Демонстрация творческих работ (в жанре эссе) на тему: “Что значит жить по совести?”. *группы могут представить свою работу в виде компьютерных презентаций. | |
В ходе выступления все ученики должны заполнить 1 этап бланка “Лист сбора информации” |
III. Совесть и человек. Размышление над проблематикой сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Пропала совесть”.
Совесть пропала
1. Слово учителя: Представим на время, что совесть исчезла, пропала. Произведение какого автора так и называется “Пропала совесть”?
2. На интерактивной доске появляется портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Чтение начала сказки подготовленным учеником (наизусть).
4. Работа учеников со вторым этапом бланка “Лист сбора информации”.
Совесть ищет хозяина.
1.Слово учителя: почему же совесть несчастна? Может потому, что у нее нет хозяина? А если хозяин появится, сумеет ли она сделать его счастливым? Итак, совесть поднял горький пьяница, затем он ее всучил хозяину кабака, жена которого затем потихоньку подсовывает совесть квартальному надзирателю. В конце концов, совесть очутилась у богатого банкира.
2. Задание по группам: сформулировать мысли, душевные порывы, вопросы к себе, к обществу человека, у которого совести не было, но вдруг она появилась. (Узелок с совестью по ходу выступления передается от группы к группе)
- 1 группа. Горького пьяницы.
- 2 группа. Хозяина кабака, торгующего спиртным.
- 3 группа. Квартального надзирателя, нагло взимающего дань со всех продавцов на базаре.
- 4 группа. Очень скупого и богатого финансиста, банкира.
3. Слово учителя: Какой художественный прием использует М.Е. Салтыков-Щедрин? Совесть никому не нужна?
1.Слово учителя: Стало ли жить с совестью легче и лучше?
М.Е. Салтыков-Щедрин, описывая состояние горького пропойцы, говорит: “Есть на свете горесть, лютейшая всех горесть, - это горесть внезапно обретенной совести”. Чтение отрывка подготовленным учеником со слов: “И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть…” и до “Что же я с тобой буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? ” В каких словах отрывка выражается горесть?
2. Сказка не закончена. Задание группам: придумать финал сказки.
3. Прослушивание вариантов учеников. Чтение учителем авторского варианта финала сказки.
4. Слово учителя: оправдались ли надежды великого сатирика? Стала ли совесть сильной и всеобъемлющей настолько, чтобы победить “все неправды, коварства и насилия”?
IV. Совесть и общество. Размышление над проблематикой статьи Ф.Искандера. (Эта статья является исходным текстом для одного из вариантов ЕГЭ. Цель работы: анализируя этот текст, собрать материал для написания сочинения).
1. На интерактивной доске появляется портрет Ф.Искандера.
2. Слово учителя. Снята ли проблема совести в наши дни? Перед вами итоги размышлений абхазского писателя-публициста Ф.Искандера.
3. Работа со статьей. Анализ текста по вопросам учителя и заполнение 3 этапа бланка “Лист сбора информации”.
Вопросы:
А) О каком парадоксальном явлении современной действительности пишет автор в 1 абзаце статьи?
Б) Нужна ли совесть на уровне государств и народов? (2,3,6 абзацы)
В) Зависит ли совесть от уровня личной цивилизованности, образованности человека? (4 абзац)
Г) Откуда берутся совестливые люди? (5 абзац) Дополните свой ответ решением М.Е. Салтыкова-Щедрина вложить совесть в сердце маленького дитя.
Д) Исследуя природу совести, Ф.Искандер в начале своей статьи ставит вопрос: “Откуда взялась человеческая совесть?”. Найдите ответ в статье. (7 абзац). Почему ответ записан в стихотворной форме?
4. Вывод. Совесть – это воплощение Бога в человеке, Бог – это воплощение совести. То есть совесть – это божественное, духовное начало в человеке. Ф. Искандер пишет: “Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная есть у каждого человека”.
V. Эмоциональная рефлексия.
Слово учителя: Место совести - в душе человека. Есть такая поговорка: “Глаза – зеркало души”. Загляните друг другу в глаза – есть ли там божественное начало – совесть?
Вывод: С совестью жить трудно, порой горько, порой больно, но в то же время и легко, и светло, ведь не надо тогда стыдиться перед самим собой, хорошим, который живет внутри каждого из нас. Совесть в первую очередь нужна каждому человеку для развития его души и если совесть куда-то на время пропадет, выпадет из души, надо срочно вешать объявление (вывешивается на столб объявлений):
Пропала совесть!!!
Особые приметы: чистая, честная, принципиальная, порядочная, рассудительная и мудрая.
Нашедшего просим вернуть за большое вознаграждение.
Обращаться по адресу: школа № 18. 10 “В” класс.
VI. Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному тексту статьи Ф. Искандера в соответствии с требованиями к части “С” ЕГЭ по русскому языку 2007 года.