Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Кому нужна совесть?"

Разделы: Литература


Класс: 10

Оборудование: столб объявлений, интерактивная доска, раздаточный материал (см. приложение)

Форма работы: групповая

Цель: формирование умений анализировать тексты разных стилей как основа подготовки к написанию сочинения по прочитанному тексту.

Тема: Кому нужна совесть?

Ход урока

I. Актуализация темы.

Учитель делает вид, что что-то потерял, озирается вокруг. Наконец находит под партой узелок с надписью “Совесть”.

Слово учителя: Нашлась пропажа. Не было ее, есть ли она? Не все ли равно. Где ей место? На полу в узелке? Или в душе человека? Нужна ли она человеческому обществу в целом и отдельному человеку в частности? – Это круг вопросов, на которые мы попытаемся ответить сегодня.

II. Лексическая работа по выявлению базовых знаний.

Проверка домашнего задания.

Действия учителя Действия учеников
Организация выступлений групп учеников. Выдача раздаточного материала: бланков “Лист сбора информации”. Цель: подготовить к написанию сочинения по заданному тексту (домашнее задание) 1группа. Представление результатов работы со словом “совесть” по этимологическому и словообразовательному словарям.
2 группа. Сообщение “Лексическое значение слова “совесть”. (Толковый словарь С.Ожегова, энциклопедия “Познай себя”).
3группа. Демонстрация результатов работы по поиску фразеологизмов со словом “совесть”. (Словарь фразеологизмов)
4 группа. Демонстрация творческих работ (в жанре эссе) на тему: “Что значит жить по совести?”. *группы могут представить свою работу в виде компьютерных презентаций.
В ходе выступления все ученики должны заполнить 1 этап бланка “Лист сбора информации”

III. Совесть и человек. Размышление над проблематикой сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Пропала совесть”.

Совесть пропала

1. Слово учителя: Представим на время, что совесть исчезла, пропала. Произведение какого автора так и называется “Пропала совесть”?

2. На интерактивной доске появляется портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина.

3. Чтение начала сказки подготовленным учеником (наизусть).

4. Работа учеников со вторым этапом бланка “Лист сбора информации”.

Совесть ищет хозяина.

1.Слово учителя: почему же совесть несчастна? Может потому, что у нее нет хозяина? А если хозяин появится, сумеет ли она сделать его счастливым? Итак, совесть поднял горький пьяница, затем он ее всучил хозяину кабака, жена которого затем потихоньку подсовывает совесть квартальному надзирателю. В конце концов, совесть очутилась у богатого банкира.

2. Задание по группам: сформулировать мысли, душевные порывы, вопросы к себе, к обществу человека, у которого совести не было, но вдруг она появилась. (Узелок с совестью по ходу выступления передается от группы к группе)

  • 1 группа. Горького пьяницы.
  • 2 группа. Хозяина кабака, торгующего спиртным.
  • 3 группа. Квартального надзирателя, нагло взимающего дань со всех продавцов на базаре.
  • 4 группа. Очень скупого и богатого финансиста, банкира.

3. Слово учителя: Какой художественный прием использует М.Е. Салтыков-Щедрин? Совесть никому не нужна?

1.Слово учителя: Стало ли жить с совестью легче и лучше?

М.Е. Салтыков-Щедрин, описывая состояние горького пропойцы, говорит: “Есть на свете горесть, лютейшая всех горесть, - это горесть внезапно обретенной совести”. Чтение отрывка подготовленным учеником со слов: “И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть…” и до “Что же я с тобой буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? ” В каких словах отрывка выражается горесть?

2. Сказка не закончена. Задание группам: придумать финал сказки.

3. Прослушивание вариантов учеников. Чтение учителем авторского варианта финала сказки.

4. Слово учителя: оправдались ли надежды великого сатирика? Стала ли совесть сильной и всеобъемлющей настолько, чтобы победить “все неправды, коварства и насилия”?

IV. Совесть и общество. Размышление над проблематикой статьи Ф.Искандера. (Эта статья является исходным текстом для одного из вариантов ЕГЭ. Цель работы: анализируя этот текст, собрать материал для написания сочинения).

1. На интерактивной доске появляется портрет Ф.Искандера.

2. Слово учителя. Снята ли проблема совести в наши дни? Перед вами итоги размышлений абхазского писателя-публициста Ф.Искандера.

3. Работа со статьей. Анализ текста по вопросам учителя и заполнение 3 этапа бланка “Лист сбора информации”.

Вопросы:

А) О каком парадоксальном явлении современной действительности пишет автор в 1 абзаце статьи?

Б) Нужна ли совесть на уровне государств и народов? (2,3,6 абзацы)

В) Зависит ли совесть от уровня личной цивилизованности, образованности человека? (4 абзац)

Г) Откуда берутся совестливые люди? (5 абзац) Дополните свой ответ решением М.Е. Салтыкова-Щедрина вложить совесть в сердце маленького дитя.

Д) Исследуя природу совести, Ф.Искандер в начале своей статьи ставит вопрос: “Откуда взялась человеческая совесть?”. Найдите ответ в статье. (7 абзац). Почему ответ записан в стихотворной форме?

4. Вывод. Совесть – это воплощение Бога в человеке, Бог – это воплощение совести. То есть совесть – это божественное, духовное начало в человеке. Ф. Искандер пишет: “Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная есть у каждого человека”.

V. Эмоциональная рефлексия.

Слово учителя: Место совести - в душе человека. Есть такая поговорка: “Глаза – зеркало души”. Загляните друг другу в глаза – есть ли там божественное начало – совесть?

Вывод: С совестью жить трудно, порой горько, порой больно, но в то же время и легко, и светло, ведь не надо тогда стыдиться перед самим собой, хорошим, который живет внутри каждого из нас. Совесть в первую очередь нужна каждому человеку для развития его души и если совесть куда-то на время пропадет, выпадет из души, надо срочно вешать объявление (вывешивается на столб объявлений):

Пропала совесть!!!

Особые приметы: чистая, честная, принципиальная, порядочная, рассудительная и мудрая.

Нашедшего просим вернуть за большое вознаграждение.

Обращаться по адресу: школа № 18. 10 “В” класс.

VI. Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному тексту статьи Ф. Искандера в соответствии с требованиями к части “С” ЕГЭ по русскому языку 2007 года.

Приложение 1

Приложение 2