Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Гласные в приставках пре–при". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 6


Цель урока: на примере слов из литературного текста (А.С. Пушкин «Дубровский») определить условия написания гласных Е – И в приставках  ПРЕ – ПРИ.

Задачи:

  • формировать деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации материала,
  • развивать навык работы в парах, в группах и навык самооценки,
  • формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового.

Работа с текстами классической русской литературы на уроках русского языка позволяет расширить словарный запас учащихся, правильно толковать литературный текст и формирует бережное отношение к родному языку и литературе.

ХОД УРОКА

Второй урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-ПРИ».

Домашнее задание предыдущего урока:

–  из первой главы романа А.С.Пушкина «Дубровский», изучаемого на уроках литературы, выписать слова с ПРЕ-ПРИ;
–  объяснить значение непонятных слов с помощью толкового словаря С.И.Ожегова.

1. Самопроверка домашнего задания (на экране – список слов, исключая формы одного и того же слова)

Слова с при-

прихотям, принимал, приглашения, привык, притом, приятели, принуждён, приехал, приказчиком, приказ, (под) присмотром, приказал, прибил, примирение, приближаясь, привёл, приятельскую, приписав, приняли, приказаний, приём, приятно, принадлежало, придраться, притязание,
приятное, приходила

Слова с пре-

(из) пределов, прекрасным, премилостивый, (ваше) превосходительство

2. Лексическая работа. Объясняем значения слов: прихоть, приказчик, прибил (повара), придраться, предел, (ваше) превосходительство

3. Повторение теоретического материала  (§ 40)

На экране – схемы:

значения приставки ПРИ /присоединение, приближение, неполное действие/
значения приставки ПРЕ /сходно со значением ОЧЕНЬ, сходно со значением ПЕРЕ/

4. Практическая работа в парах

Один учащийся выписывает слова, написание которых можно объяснить с помощью данного правила;  второй – те слова, к которым правило применить нельзя.
Допустимы обсуждение и взаимопомощь.  Самопроверка  (на экране – список слов)

Слова с при- Слова с пре-
неясное значение

прихотям 
привык 
притом 
приятели 
принуждён 
приказ 
(под) присмотром 
примирение  
приказал 
приказчиком
приятельскую 
приказаний
приём
приятно
принадлежало
придраться
притязание
приятное

приближение

принимал
приглашения
приехал
привёл
прибил
приписав
приходила
приближаясь
приняли

неясное значение

(из) пределов

очень

прекрасным
премилостивый
превосходительство

– Чем руководствоваться при написании слов с неясным значением приставок пре-при? Ответ на странице 115 учебника.

5. Работа с учебником –  стр.115-116.

– Что нового узнали  о словах с приставками  пре- при-? (Есть слова, в которых пре-при не являются приставками, а составляют часть корня.)
– Приведите примеры таких слов из текста А.С.Пушкина, к ним нельзя подобрать однокоренное слово с другой приставкой. (Прихоть, приятель, присмотр, приказание, приятно, принадлежало, придраться, притязание, предел, превосходительство)

6. Вывод из урока (учащиеся делают самостоятельно)

Слова с пре-при пишутся в соответствии со значением приставок. В случае, если значение приставки определить невозможно или если пре-при являются частью корня, надо обращаться к орфографическому словарю. 

7. Закрепление. Творческая работа  в группах

В мультимедийном приложении к учебнику литературы под редакцией Меркина Г.С.  есть иллюстрации к роману «Дубровский». Класс разбивается на группы по 4-5 человек (лучше – рядом сидящие учащиеся), и каждая группа составляет по пять предложений, которые  отражают содержание изображённого на иллюстрации.
Обязательно использование слов с пре-при.

Время выполнения работы – 10 минут (иллюстрация на экране 2 минуты).

Оценка группе ставиться  исходя из следующих критериев:

1) соответствие содержания предложения изображённому на иллюстрации
2) наличие слов с пре-при
3) отсутствие грамматических и речевых ошибок
4) отсутствие орфографических ошибок
5) отсутствие пунктуационных ошибок

За каждое предложение – 5 баллов (всего – 25 баллов)
Шкала для выставления оценок в журнал: менее 10 б – «2»,   10 – 15 б – «3»,   16 – 20 б – «4»,   20 – 25 б – «5».

Творческая работа при наличии времени проверяется и комментируется на уроке или после проверки учителем результат объявляется на следующем уроке.

Примечание.

На уроке используется:

– учебник русского языка (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.), 6 класс – М.: Просвещение, 2012.
– мультимедийное приложение к учебнику литературы (Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 – ФГОС. Инновационная школа), 6 класс.