Литература
-
«Вьется по ветру "Веселый Роджер", люди Флинта песенку поют». 5-й класс 2015
Цель урока: мотивировать учащихся к прочтению романа Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ»; развитие речи, аналитического и логического мышления, стремления к творческому самовыражению; прививать любовь к литературе как к учебному предмету, воспитывать взаимоуважение.
-
Г.Сенкевич. "Янко-музыкант" 2011
Урок служит созданию условий для формирования системы знаний, ознакомлению учащихся с новым рассказом, учит понимать поступки героев, их эмоциональное состояние, прививать нравственные качества.
-
Г.Х. Андерсен. Сказка "Снежная королева" (5-й класс). Заключительный урок в технологии сказкотворчества 2008
Урок проводится после знакомства со сказками Андерсена и представляет собой "сказочное путешествие по сказке". Учащиеся идут вслед за любимыми героями сказки и при этом фантазируют, вспоминают отдельные детали, интерпретируют эпизоды глазами других действующих лиц, размышляют над проблемами, основываясь на своем жизненном опыте, и даже пытаются адаптировать сказочных героев в нашем времени.
-
"Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель" 2008
В программе курса по литературе на изучение творчества Державина отводится всего 1 час. Для того, чтобы учащиеся имели представление о жизни поэта XVIII века, его творческих достижениях, был разработан урок по теме "Гаврила Романович Державин - поэт и государственный деятель". Цель данного урока - познакомить с биографией Державина, его творчеством. А также расширить представления учащихся о Державине как государственном деятель, показать его значимость в литературе.
-
Галерея мёртвых и живых душ в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» 2022
Николай Васильевич Гоголь вместе со своим главным героем Павлом Ивановичем Чичиковым ведет читателей по галерее мертвых душ. Стиль, в котором выполнены их портреты, можно назвать гипертрофированным реализмом. Деформированные, уродливые человеческие лица на фоне деталей пейзажа и интерьера барской усадьбы.
-
Гамлет на сцене и в кино 2003
При изучении трагедии "Гамлет" учащиеся знакомятся с различным пониманием образа Гамлета в истории русской культуры. Не менее богато истолкование Гамлета и на русской сцене и в кино. В XIX веке Гамлета играли знаменитые актеры П.Мочалов и В.Каратыгин; в XX веке - А.Южин и В.Качалов; Козаков и Марцевич; Смоктуновский и Высоцкий. У каждого из них - свой Гамлет. О некоторых актерах и их Гамлетах и пойдет речь на уроке.
-
Гастрономические пристрастия А.С. Пушкина 2012
Мероприятие разработано для учащихся 8–11-х классов. Игра позволяет повысить интерес и расширить знания учащихся о пушкинском времени.
-
Генералы и мужик в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина. Авторское отношение к героям 2012
Урок представляет работу над характеристикой героя. Учащимся предстоит охарактеризовать авторский идеал: отношение писателя к миру и человеку посредством анализа персонажа. Ребята каждой группы получают карточки с заданием, которое должны выполнить самостоятельно, используя знания, умения, полученные ранее. Ученикам следует проанализировать и истолковать события, систематизировать факты жизни героев, сделать выводы, дать оценку характера героев.
-
"Гениальный предок гениального поэта" (А.П. Ганнибал в благодарной памяти потомков) 2008
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта".
-
Герасим: характеристика героя. Средства создания образа. Портрет, описание помещения как средства характеристики персонажа 2010
В статье представлена система уроков по рассказу И.С. Тургенева «Муму».
-
Герои "Слова о полку Игореве" и позиция автора, сквозные образы; выявление фольклорных мотивов 2009
Поставленные задачи: обобщить содержание произведения, составить характеристики героев, выявить позицию автора, лиризм повествования, фольклорные мотивы в тексте, развивать умение учащихся писать конспект по критической литературе, устную и письменную речь, формировать эстетические взгляды, воспитывать толерантность, любовь и интерес к Родине, древнерусской литературе, музыке и искусству.
-
Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М.Горького "Старуха Изергиль" 2010
На уроке рассматривается проблема героя в ранних рассказах Горького. Отмечаются особенности композиции рассказа как средства раскрытия идейного содержания. Проводится параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отмечается сходство и различие.
-
Герои Шекспира на экране и в жизни 2005
Урок ориентирован на учащихся 11-го класса и рассчитан на 80 минут учебного времени. Его можно по желанию сократить до 40 минут, убрав просмотр сюжетов из киноверсий, минитеатр и обсуждение песни (пункты 8, 9 и 10 статьи). Урок составлен по материалам книги для чтения к учебнику для школ с углубленным изучением английского языка В.В.Сафоновой, И.П.Твердохлебовой, Е.Н.Солововой.
-
Герои якутского народного героического эпоса "Нюргун Боотур Стремительный" 2010
Данная работа рекомендована учителям-словесникам в качестве методической разработки урока. Урок олонхо несет в себе огромный воспитательный заряд. От удивительного мира олонхо учащиеся вместе с героями олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» приходят к мысли о торжестве в жизни красоты, духовности и истинности.
-
Героический упрямец русской литературы. А.И. Солженицын: судьба, творчество. 11-й класс 2014
Цель урока: вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; дать краткий обзор его произведений, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
-
Герой в произведениях Зощенко. Речевые маски персонажей. Авторская речь и проблема сказа 2015
Среди русских прозаиков М.М. Зощенко представляет собой новый тип художника. И прежде всего новизна Зощенко относится к необычному стилю его повествования. Стиль зощенковского повествования вызван в первую очередь его писательской задачей. Языковой уровень есть внешнее выражение авторского замысла, авторской идеи и образа рассказчика. Цель работы: доказать, что язык в отрыве от литературных образов и замысла не обнаруживает подлинную жизнь слова в художественном произведении.
-
Герой времени в произведениях М.М. Зощенко 2014
В ходе урока учащиеся знакомятся с творчеством М. Зощенко. Какой он – герой времени 20-х годов XX века? В этом помогут разобраться герои рассказов М. Зощенко.
-
Герой ранней лирики Маяковского 2010
Статья может быть полезной как учителю, так и учащимся 11-го класса на уроке литературы, так как содержит размышления о раннем творчестве поэта В.В. Маяковского. Кроме того, ее можно рекомендовать в качестве справочного и дополнительного материала при подготовке к контрольному сочинению по творчеству В.В. Маяковского.
-
"Герой – тот, кто творит жизнь вопреки смерти…" (по рассказу М.Горького "Мать изменника") 2012
При изучении творчества М.Горького, перед прочтением рассказа «Старуха Изергиль» уместно поговорить с учащимися об истинном и ложном героизме.
-
Гибель человеческой души в рассказе А.П. Чехова "Ионыч" 2011
Цели урока: понять причины деградации Дмитрия Старцева; кто в этом виноват, сам Старцев или среда; учить исследовать средства художественной выразительности; осмыслить, что каждый человек несет ответственность за свою судьбу; определить собственное отношение к героям, событиям.
-
Гимн женщине 2011
Языком живописи воспета женщина, её красота, её сила и нежность, терпение и снисходительность, достоинство, с каким она несёт свой крест. В дивных творениях показаны различные женские образы, символ материнства, нравственность и человечность всеобщей красоты мироздания. Слава женщине!
-
Главная тема произведения В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Методика преподавания литературы в коррекционных классах 2019
Главная тема произведения «Васюткино озеро» - преемственность поколений. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом-рыбаком, доброта матери. Он выжил, благодаря знаниям, которые получил от них. Помогло также самообладание, сила духа и смелость. Дети часто не прислушиваются к мнению родителей, спорят с ними, поэтому данная тема рассказа актуальна и в наши дни.
-
"Главное слово на свете – "любовь"" (А.Платонов "Неизвестный цветок"). 6-й класс 2014
Урок-размышление по литературе на примере рассказа А. Платонова расширяет представление о литературной сказке; раскрывает детям понятие «деятельное сострадание», представление о любви как милосердии, уважении, доброте, дружбе.Цель: активизировать познавательную деятельность средствами ТСО; развивать исследовательские способности при анализе художественного произведения, навык диалогового общения; воспитывать в детях любовь к Отечеству.
-
"Главное слово на свете — любовь" (по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок") 2009
Соприкосновение с текстом удивительной по доброте сказки позволяет активизировать у ребят все их душевные качества со знаком плюс: доброту, милосердие, сопереживание.
-
Главное — научить быть людьми 2009
В работе идет размышление о роли семьи, литературы, музыки и искусств в жизни человека, о том, что школа может противопоставить падению нравов.
-
Главные персонажи "Слова о полку Игореве" 2011
Урок построен по технологии «Мастерская». В ходе поисково-творческой деятельности на уроке учащиеся, работая в группах и индивидуально, по-новому проходят путь осмысления содержания поэмы, так как видят перед собой картины малоизвестного в школе иллюстратора «Слова о полку Игореве» Г.Н. Маковской. Картины несут дополнительную информацию о временах междоусобиц, позволяют воспитывать у учащихся интеллект чувств. Даётся понятие о «триптихе», «психологизме» в живописи.
-
Главный и второстепенные герои в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2010
Обобщающий урок по литературе в 9-м классе по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", сопровождаемый презентацией, позволяет дать полную характеристику главному герою, раскрыть особенности его характера в сравнении с второстепенными персонажами.
-
"Глухая тоска небытия" и мечта о "высшей правде" в произведениях А.П. Чехова 2010
Данный урок систематизирует знания учащихся о героях, проблемах, идеях А.П. Чехова; учащиеся с помощью учителя заполняют ещё одну страницу тетради-дневника "Уроки литературы – уроки духовности, нравственности". Форма урока ("галерея литературных героев") позволяет учащимся не только представить мини-исследования по произведениям Чехова, но и выразить своё отношение к проблеме, к герою.
-
Говорит и показывает Олимп 2012
Разработка театрализованного представления по теме «Легенды и мифы Древней Греции», в которой «оживают» боги Олимпа, привлечёт внимание школьников. Стихотворный текст воспринимается легче, чем прозаический. Зарифмованные имена собственные, трудные подчас для запоминания, станут доступнее. Представленная работа будет способствовать развитию языковых компетенций учащихся, креативного мышления, творческих (актёрских) способностей школьников.
-
"Говорят, она улыбается". Урок литературы в 8-м классе по рассказу Рея Брэдбери "Улыбка" 2011
Урок литературы в 8-м классе призван продолжать учить ребят анализировать произведение: выделять в произведении тему и основную мысль, уметь видеть его особенности, находить и группировать героев, выделять художественные средства и определять их роль в тесте, выражать свое отношение к прочитанному.