"Гаврила Романович Державин – поэт и государственный деятель"

Разделы: Литература


Цели:

  • Познакомить учащихся с личностью и поэзией Г.Р.Державина;
  • Рассказать о новаторстве в стихотворческой деятельности;
  • Показать красоту стихов и разнообразие тематики.

Словарная работа:

  • внутренняя жизнь,
  • гений,
  • добродетель,
  • монарх.

Оборудование:

  • портрет Державина,
  • репродукция картины Ге “Пушкин читает стихи на экзамене”, В.И. Сурикова “Переход Суворова через Альпы”.

Теория литературы: Ода.

Ход урока

I. Чтение отрывка из стихотворения Г.Р. Державина “Признание”.

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,-
Не собой блистал я – богом,
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, –
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если на победы громки
Я венцы сплетал вождям,
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.

II. Беседа по стихотворению.

- Как вы думаете, в какое время жил человек, написавший это стихотворение? Почему?

- От какого лица написано стихотворение?

- Что же мы узнаем об этом человеке?

(Не умел притворяться”, “важным саном надуваться”, любил чистосердечье).

- Как вы понимаете слова и выражения:

  • “важным саном надуваться”,
  • “философа брать вид”,
  • “чистосердечье”,
  • “блистал восторгом”,
  • “перелить в потомки”.

III. Объявление темы урока и запись ее в тетрадь.

Прозвучавшее в начале урока стихотворение называется “Признание”. Автором его является человек, который не умел притворяться, “важным саном надуваться”, а “любил чистосердечье”, “ум и сердце человечье”. Гаврила Романович Державин – русский поэт, государственный деятель XVIII века.

О его жизни и творчестве пойдет речь на уроке.

- Запишите тему в тетрадь.

IV. Знакомство с биографией писателя.

1762 год. Санкт-Петербург. Заговор офицеров-гвардейцев недовольных правлением императора Павла III, в котором участие две женщины: супруга императора и ее приверженка княгиня Дашкова.

Причины для недовольства серьезные. Только что отгремела семилетняя война, в ъходе которой был взят Берлин и потерпела поражение армия Фридриха II, а Павел III, не просидев и года на троне, пошел на уступки прусскому королю и готовил поход за интересы Германии.

Павел III был напуган приближением войск заговорщиков, во главе которых была его супруга. Павел, поняв всю бесполезность сопротивления, отрекся от престола в пользу своей супруги, именуемой Екатериной Второй.

В водоворот этих событий, за которым последовало 34-летнее правление Екатерины II , был вовлечен безвестный в ту пору мушкетер Преображенского полка Гаврила Романович Державин.

- Какова же биография этого человека? С каким запасом знаний прибыл Державин в полк?

V. Сообщения учащихся.

После домашней подготовки, весьма поверхностной, он был отдан и казанскую гимназию, где считался одним из лучших учеников. И хотя дворянских детей обучали, прежде всего, фехтованию, музыке и танцам, Державин вполне основательно овладел и русской грамматикой, и немецким языком, что позволило ему читать произведения иностранных писателей в подлинниках и в переводах, сделанных не только в России но и в Германии. Гимназия познакомила юношу и с правилами русского стихосложения, установленными Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

Ломоносом! Вот кто стал для Державина подлинным образцом стихотворца! Служа в Преображенском полку, молодой поэт пробовал создавать оды, подобные ломоносовским, но следовать поэтическим правилам Ломоносова было не так-то просто.

VI. Теория литературы

Ода – торжественное, прославляющее стихотворение.

VII. Первые оды. Ода “Фелица”.

В конце семидесятых годов в столичной печати появились первые оды, отмеченные зрелостью мастерства, глубиною мысли и чувства. Заслуженную оценку они получили не сразу. Гаврила Романович не предполагал, что одна из его од, написанных в манере простой и непринужденной, привлечет всеобщее внимание к ее автору. Название.оды – “Фелица” – поэт позаимствовал из нравоучительного произведения Екатерины Второй “Сказка о царевиче
Хлоре”. Под его пером фантастическая “царевна киргиз – кайсацкия орды” превратилась в идеал просвещенной правительницы, матери народа, которую он хотел бы видеть в лице императрицы. Успех оды был делом случая. Близкие друзья Державина выпросили у поэта рукопись, сняли несколько копий и распространили в читающем обществе. Людям неглупым, открытым ода нравилась; у придворных ханжей она вызывала возмущение. Обсуждалась “Фелица” и в стенах Академии наук.

В 1783 году ода “Фелица” была напечатана в основанном княгиней Дашковой журнале “Собеседник любителей российского слова”. Г.Р.Державин в своем произведении создает образ просвещенной правительницы, матери народов, которую хотел видеть в Екатерине II.

Подай, Фелица, наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем,
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь; …

Ода получила “высочайшее одобрение”, и перед Державиным открылась дорога литературной и политической деятельности во имя интересов дворянской империи.

VIII. Губернаторская деятельность.

Встречались и на этой дороге трудности, но то были трудности не безвестного солдата или чиновника, а олонецкого, тамбовского губернатора, затем – государственного секретаря и министра юстиции. “Будь на троне человек!”– призывал Державин царей, и к чести поэта следует сказать, что сам он искренне стремился остаться человеком на высоких постах, которые занимал. А это было в его эпоху наиболее трудным. Быть человеком означало для Державина “змеей пред троном не сгибаться, стоять – и правду говорить”; быть человеком означало для него уважать человеческое достоинство в каждом, чья судьба зависела от решений государственного сановника.

В 1784 году – правитель Олонецкой губернии. Русский Север не видывал столь необычного губернатора, который мог оседлать коня и лесной глухоманью, бездорожною тундрой добираться до самых отдаленных поселков, чтобы вскрыть злоупотребления местного начальства, облегчить налоговое бремя крестьян, схватить за руку чиновника-лихоимца. По Онежскому озеру, по грозному в непогоду Белому морю губернатор бесстрашно отправлялся в путь на рыбацкой лодке, помогая гребцам в часы опасности. Но такой губернатор пришелся не по душе местным властям, и Г.Р.Державин возвращается в Петербург.

А в 1785 году новое назначение в Тамбов.

IX. Сообщение учащихся о губернаторской деятельности Державина в Тамбове.

(Коровина В.Я. “Читаем, думаем, спорим…”. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1998.- с.44)

Державину суждено было прожить в Тамбове с марта 1786 по конец 1788 г., то есть три года, без малого. Из них первые полтора ознаменованы трудами разносторонними и успешными. Не имея правильной подготовки, он обнаружил за это время несомненный административный дар, желание вникнуть в местные нужды и обстоятельства, умение действовать смело и широко, но обдуманно. Теперь он доказал, что причиной его олонецкого бездействия были препятствия, чинимые Тутолминым.

Путем привлечения опытных чиновников из столицы было ускорено и налажено делопроизводство присутственных мест; с тою же целью открыта губернская типография; из Петербурга выписаны печатные экземпляры указов и прочих узаконений. (По этому поводу Державин писал одному знакомому: “В здешней губернии великий недостаток в законах; безызвестно, были ли они когда здесь в употреблении”.) По части финансовой он добился исправности в сборе податей и недоимок; искоренил во многих местах беспорядочное хранение казны; увеличил доходы приказа общественного призрения. В губернии были проложены дороги, наведены мосты и приняты меры к развитию судоходства по реке Цне. В городе были исправлены старые казенные постройки и возведен ряд новых, отчасти даже кирпичных. Наконец, движимый своим постоянным, не показным, но деятельным человеколюбием, Державин озаботился устройством таких учреждений, самая мысль о которых не приходила в голову его предшественникам: положено было начало сиротскому дому, богадельне, больнице, дому для умалишенных. Тюремные здания, где преступники содержались бесчеловечно, были улучшены, и ужасное положение колодников облегчено (за что начальство выразило Державину “род некоторого неудовольствия”).

Но всего более забот и усилий Державин затратил на постановку учебного дела. Два рассадника просвещения существовали в Тамбове: духовная семинария – для детей духовенства, а для всех прочих сословий – гарнизонная школа, выпускавшая круглых неучей. Открытие училища было давно предположено правительством; существовала лачуга, для того предназначенная. Но дальше этого дело не двигалось. Державин быстро добился того, что четырехклассное училище, с обширной и по тому времени хорошо составленной программой, было открыто; для него куплен дом и выписаны пособия: книги, тетради, прописи, ландкарты, аспидные доски, грифели, карандаши, даже физические приборы. Подысканы были учителя. Кроме губернского училища, были открыты еще и уездные – в Козлове, Либедяни, Шацке, Елатьме и Моршанске.

Высшее общество тамбовское не чуждалось просвещения, хотя Простаковы в нем преобладали над Стародумами.. Однако постепенно преследования Державиным всяческого рода беззаконий, хищений, мошенничества не могли понравиться многим местным купцам и чиновникам, что и привело к жалобам на Державина.)

... (Вскоре) положение Державина пошатнулось, его хлебосольство было забыто вместе с театрами и концертами.

... Глазам тамбовского общества губернатор представился странным, беспокойным, а может быть, и опасным человеком, который во всем берет сторону бедных против богатых, заботится о колодниках и умалишенных, а с начальством ссорится. Державиных стали травить...

Как губернатора дни его были сочтены... Губернаторство кончилось.

Свою роль на службе “Отечеству и государю” видел в том, чтобы быть “посредником между троном и народом”, чтобы “остановить грабительство, или, чтобы сказать яснее, беспрестанное взяточничество, которое почти совершенно истощает людей”.

X. Чтение стихотворения “Дар”.

ДАР

“Вот, – сказал мне Аполлон,–
Я даю тебе ту лиру,
Коей нежный, звучный тон
Может быть приятен миру.

Пой вельможей и царей,
Коль захочешь быть им нравен;
Лирою чрез них ты сей
Можешь быть богат и славен.

Если ж пышность, сан, богатство
Не по склонностям твоим,
Пой любовь, покой, приятство:
Будешь красотой любим”.

Взял я лиру и запел, –
Струны правду зазвучали,
' Кто внимать мне захотел?
Лишь красавицы внимали. …

.Державин был, по собственному определению, “горяч и в правде черт”, дерзал говорить Екатерине, что “она за всякую слезу и каплю крови народа ея пролитыя Всевышнему ответствовать должна; Павлу – что правда лишь над вселенной царь; Александру – что был на троне человек”.

XI. Чтение и анализ стихотворения “Властителям и судьям”.

1) Выразительное чтении е стихотворения подготовленным учащимся.

2) Беседа.

- Что, по мнению Державина, должны исполнять “властители и судьи”?

- Чем же заняты эти люди на самом деле?

- Каков итог жизни каждого человека, в том числе и властителей?

- К кому обращается в последних строках стихотворения Г.Р.Державин? Почему?

XII.Тематика поэзии Державина.

Державин сделал поистине великое художественное открытие: свои красоты, своя поэзия есть и в русской жизни, и в национальном нашем характере. И “русским слогом” впервые эту поэзию выразил.

Во всем, что его окружало, чем он сам жил и чем жили тогда русские люди, Г.Р.Державин нашел поэзию.

Он с гордостью вспоминает подвиги русской армии и её полководцев (Суворов, Потемкин, Румянцев).

О радость! Муза! Дай мне лиру,
Да вновь Суворова пою!
Как слышен гром за громом миру,
Да слышит всяк, так песнь мою!
Побед его плененный слухом,
Лечу за ним я духом
Чрез долы, холмы и леса;

(“На переход Альпийских гор”)

…О! исполать вам, вои,
Бессмертные герои,
Румянцев и Суворов,
За столько славных боев:
Мы в память вашу пьем…

(“Заздравный орел”).

Восхищается красотой окружающей природы.
…Источник шумный и прозрачный,
Текущий с горной высоты,
…………………………….
Ты чист – и восхищаешь взоры,
Ты быстр – и утешаешь слух;
Как серна, скачуща на горы,
Так мой к тебе стремится дух,
Желаньем петь тебя горящий….

(“Ключ”)

Пленит и завораживает красота русских девушек, их хороводы и танцы.

Чтение стихотворения “Русские девушки”

XIII. Новаторство в поэзии Державина.

Все вышесказанное о поэзии Державина делает её неповторимой, уникальной.

Мы можем смело говорить о том, что поэт привнес в поэзию много нового.

Обогатил оду сочетанием возвышенного слога с лирикой и сатирой.

Ввел в поэзию сельский и городской пейзаж.

Прекрасное сумел увидеть в обыденном.

XIV. Державин – наставник молодых поэтов.

Пушкин с воодушевлением вспоминает о присутствии старого вельможи на экзамене в январе 1815 года:

“Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...”

Державин был восхищен сочинением Пушкина и увидел в нем будущее России.

А о своем наследии, бессмертии Державин напишет в стихотворении “Памятник”

Выразительное чтение стихотворения “Памятник”.

Список литературы:

  1. Державин Г.Р. Водопад. Избранные стихотворения/ изд. “Детская литература”, М.,1972.
  2. Державин Г.Р. Водопад. Избранные стихотворения. Вступит. статья “Державин и его время”/ изд. “Детская литература”, М.,1972.
  3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по лит.: Учеб. пособие по лит. для учащихся 7 кл./-2-е изд. – М.: Просвещение, 1998. – с.44.
  4. Коновалов В.Н. Я люблю чистосердечье…/ж. Литерат. в школе, 1993 № 3.