Материалы для учителя
В октябре 1835 года Н.В.Гоголь извещал А.С.Пушкина: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет слишком смешон... Мне хочется показать в этом романе хотя с одного бока всю Русь». Но разве можно показать Русь только с одного бока? Она бесконечна и многогранна. В первом томе Гоголь замыслил изобразить пошлых, ничтожных людей - мертвые души. Они действительно оказались в центре внимания автора. Но за их карикатурными фигурами виднеются и другие люди, живые, перед которыми «мертвыми покажутся... все добродетельные люди других племен». Им жить в будущей прекрасной России, им суждено раскрыть в себе несметное богатство русского духа. Поэтому первоначальный замысел - показать с одного бока всю Русь - изменился.
И в ноябре 1836 года Гоголь писал Жуковскому: «Все начатое я переделал вновь, обдумал более весь план... Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча. Вся Русь явится в нем...». В 1842 году первый том поэмы увидел свет. Книга называлась «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Мертвые души!? Разве так бывает? Душа бессмертна! Какими же должны быть люди, если их души, опровергая все религиозные убеждения, умерли.
Николай Васильевич Гоголь вместе со своим главным героем Павлом Ивановичем Чичиковым ведет читателей по галерее мертвых душ. Стиль, в котором выполнены их портреты, можно назвать гипертрофированным реализмом. Деформированные, уродливые человеческие лица на фоне деталей пейзажа и интерьера барской усадьбы.
На первом полотне белокурый, голубоглазый, приторно-сладкий мечтатель Манилов. Он сидит на обтянутом рогожей стуле, задумавшись над книгой, которую уже не один год читает на 14 странице, и мечтает выстроить «дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву...». И нет ему дела, «зачем воровка ключница, зачем нечистоплотны и пьяницы слуги, зачем довольно пусто в кладовой». Пока этот помещик благоденствует в своих абсурдных мечтах, его имение разрушается, крестьяне перестают трудиться. Манилов страшен. Та «скука смертельна», которая исходит от него, свидетельствует о совершенной мертвенности его души.
На втором портрете изображена бережливая, крохоборная помещица - вдова Коробочка. Из окна ее домика, напоминающего скорлупу ореха, виден дворик. Он «наполнен птицами и всякой домашней тварью», «на огородах обилие всякого хозяйского овоща, и деревенька у нее хорошая». Но очень уж хозяйка «крепколобая», все ее скопидомные думы и заботы только о хозяйстве. Живет она в обособленном мире, спрятавшись в замкнутом пространстве своей «коробочки». Кажется, что жизнь замерла, остановилась в этом доме, не случайно часы на стене уже давно не идут.
На третьем портрете изображен «очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белым, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами». Это враль, хвастун, драчун Ноздрев. Рядом собаки, лошади, карты, бутылки вина - все его главные пристрастия в жизни. Хозяйство этого помещика ведется так же безалаберно, как проходит вся его жизнь. Гоголь подчеркивает широкую типичность образа Ноздрева и с прискорбием заявляет: «Ноздревы долго еще не выведутся из мира».
А кто на четвертом портрете - человек или медведь? Это помещик-кулак Собакевич. Сидит он за крепким, неуклюжим столом, уплетает пол бараньего бока с кашей и рассуждает, по-видимому, о том, что все люди - мошенники. В его имении все прочно, «упористо, без подшатки», и напоминает оно медвежий угол, только не наделил Господь человека-медведя душой. Вместо нее развилась у Собакевича тяжелая, цепкая, хищническая хватка. Из всего он хочет извлечь выгоду, поэтому и торгуется с Чичиковым, поднимая цену на мертвый товар. «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь», - подытожил Гоголь свои мысли о таком типе людей.
Последний помещик, Плюшкин, изображен не на одном, а на нескольких портретах. Ведь только у него есть своя история, он менялся на протяжении всей жизни. Вот семейный портрет: Плюшкин, муж и отец, мудрый хозяин и добрый семьянин в кругу домочадцев -жены, сына и двух дочерей. Дом уютен, кладовые полны зерном, полотном и другими товарами. А вот и второй портрет: огромный, опустевший дом и человек, превратившийся в «прореху на человечестве». Если помещик-дворянин теряет человеческий облик и становится похож на бабу-ключницу, если он с болезненной страстью собирает мусор, если остается равнодушным при встрече с дочерью и внуками, значит, душа его уже мертва, а живо только бренное тело. «Маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выстроенных бровей, как мыши». Последняя картина самая печальная, самая страшная, так как на ней изображен процесс разрушения, ветшания, медленного умирания.
Но кроме портретов помещиков в этой галерее мертвых душ есть еще одно большое полотно, на котором изображен город NN, с его обитателями - чиновниками и их женами. Здесь и губернатор, вышивающий шелком по тюлю, «и приятные во всех отношениях дамы, рассматривающие модную ткань, и служители храма Фемиды - взяточники и казнокрады, и полицмейстер, который «в лавки, в гостиный двор наведывается, как в собственную кладовую».
На всех этих полотнах изображен страшный, уродливый мир перевернутых ценностей, извращенных духовных ориентиров, аморальных законов. И так живет не только провинция, но и столица. Одна из картин повествует о скитаниях героя войны 1812 года капитана Копейкина в Петербурге. Всесильный министр отказывает ему даже в куске хлеба. Бездушны все представители государственной власти. В карикатурных портретах современников Гоголь показывает их пороки и недостатки, доведенные до абсурда. Они выглядят одновременно отвратительными и смешными.
Экспозицию мертвых душ завершает центральный персонаж поэмы - Чичиков. Находчивый и ловкий авантюрист, он является порождением окружающего мира, с его кричащими противоречиями бедности и богатства. Родившись в бедной семье, мальчик крепко-накрепко запомнил заветы отца: угождать начальникам, а больше всего беречь копейку, так как «все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой». И уже будучи взрослым, Чичиков все способности, всю свою энергию растратил на выполнение родительского наставления. Собственное благополучие этот человек строил на чужих бедах: оскорбил старого учителя, обманул повытчика и его дочь. Также он брал взятки, пользовался казенным, пускался в аферы на таможне. Этот маленький Наполеон пытается добиться своей единственной и главной цели - материального благополучия любыми средствами. Может ли быть живая душа у человека, который скупает списки мертвых крестьян, чтобы заложить их и получить деньги? Он готов продать душу дьяволу, переступить через любые моральные и нравственные принципы, если в этом есть финансовая выгода. У этого героя-авантюриста нет сердца, нет и души.
Миру извращенных ценностей и уродливых персонажей противостоит идеальный мир, населенный светлыми, чистыми душами, талантливыми людьми. Гоголь создает абсурдную ситуацию: умершие крепостные являются надеждой Руси, именно они способны возродить страну, привести ее к счастью и процветанию. На одном огромном полотне изображены простые русские крестьяне. Среди них запоминаются Степан Пробка, «тот богатырь, что в гвардию годился бы», исходивший все губернии с топором за поясом; Максим Телятников, который мог бы стать чудо-сапожником; Абакум Фыров, жаждущий вольной жизни. Это одаренные люди с бойким, живым умом и острым мелким словцом. Им все по плечу: «ярославский расторопный мужик» одним топором да долотом смастерил и отправил в полет «птицу-тройку», которая вывезет Русь с размытой и разбитой дороги на прямой светлый путь, ведущий к добру, радости и великим свершениям во славу страны и народа.