Литература
-
Все пережить, и все-таки жить… 2003
Читателей всех времен и народов интересовали не только стихи о любви, но и их адресаты, прототипы - женщины, вызвавшие к жизни обращенные к ним послания, исполненные благоговения и восхищения.
-
"Все это разгадаешь ты один…" (К осмыслению рассказа Б.Пильняка "Без названья"). 11-й класс 2012
Цели урока: познакомив с личностью и творчеством Б.Пильняка, расширить представление о литературе 20-х годов XX века, основной темой которой стала революция; путём поэтапной работы с предложенным текстом подготовить к написанию письменной работы; продолжить работу по развитию аналитических умений: умения выделять ключевые слова, строить развёрнутые высказывания, сопоставлять, систематизировать, делать выводы.
-
Вселенная выпускников 2017
Выпускник 2016 года самостоятельно напечатал для личного пользования (но не выпустил в издательстве) значительный для своего возраста и первого поэтического опыта сборник достаточно интересных стихотворений. Он с благодарственной надписью подарил его учителю. Стихи несовершенны по форме, но интересны по содержанию. Нужно обязательно развивать у молодежи интерес к литературе и поощрять их попытки проявить себя в высоком творчестве.
-
Всемирный день поэзии. «Анна всея Руси». Судьба женщины, поэта, личности 2015
Материал содержит подробную технологическую карту внеклассного занятия, а также тест с вариантами ответов для проверки знаний. Может быть использован для урока литературы по творчеству А.А. Ахматовой, в рамках дистанционного обучения студентов или учащихся, а также для участия во Всероссийской акции в поддержку чтения «Библионочь».
-
Всепроникающая магия слова. К урокам литературы в 11-м классе 2012
Предлагаемая работа содержит материалы к уроку "Серебряный век" русской поэзии, она поможет учителю показать особое место поэзии начала XX века в истории русской литературы, сформировать у обучающихся представление о поэзии Серебряного века, познакомить с избранными страницами русской поэзии конца XIX – начала XX века; определить характерные черты литературных течений поэзии этого периода.
-
Всероссийская олимпиада школьников по литературе и русскому языку (школьный этап) 2022
Представлен текст Всероссийской олимпиады школьников по литературе и русскому языку в старших классах (школьный этап).
-
Всех скороговорок не перескороговоришь не перевыскороговоришь 2022
Для любого человека, в какой бы стране он ни родился и ни жил, к какому бы народу он ни принадлежал, важно знать свое родное слово, чувствовать его и понимать. Ведь именно через слова, через родной язык мы реально учимся понимать и любить нашу жизнь, окружающую природу и всех людей. И ничто так не помогает нам в этом деле, как народное творчество: песни, частушки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки и загадки, приметы, сказки. В своей работе я хочу остановиться на скороговорках. Почему именно скороговорки? На этот вопрос я отвечу в заключительной части своей работы. Записи, произведенные фольклористами во второй половине девятнадцатого – начале двадцатого века, показали, что взрослые люди постепенно утратили интерес к скороговорке. А жаль…
-
"Всматривайтесь в малое – и вы увидите большое (хокку)". 7-й класс 2011
Урок поможет учащимся и всем, кто любит поэзию и хочет научиться творчески мыслить, постичь тайну японских хокку, попробовать свои силы в их создании.
-
"Вспомнить и лица, давно позабытые" (по повести И.С. Тургенева "Вешние воды") 2009
Целью урока: расширить мир читательских восприятий учащихся по творчеству И.С.Тургенева через знакомство с его внепрограммными произведениями; поговорить со старшеклассниками о странностях любви, о слабохарактерности, которая может привести к неэтическим поступкам; через «разговор по душам» выяснить отношение учеников к таким нравственным понятиям, как долг, порядочность, любовь.
-
"Вставай, страна огромная!" (Поэзия Великой Отечественной войны) 2015
Урок изучения нового учебного материала знакомит учащихся с поэзией периода Великой Отечественной войны, выявляя причину популярности этого жанра литературы. В задачу урока входит определить, что значила война для её участников, и какую роль сыграла поэзия в победе над фашистской Германией.
-
Встань и иди, или На пути к истине (урок аналитического чтения повести Ю.М. Нагибина «Встань и иди») 2016
Повесть Ю.Нагибина выбрана не случайно. Во-первых, она представляет сопряжение нескольких важных тем: политической, нравственной, что позволяет говорить о взаимосвязи, взаимопроникновении разных сфер жизни человека и государства. Во-вторых, небольшой объем произведения дает возможность мобильно работать в рамках художественного поля. В-третьих, сюжет и система персонажей легко «прочитываются» восьмиклассниками, что высвобождает время для исследования идейно-художественного содержания.
-
Встреча в литературной гостиной, посвященная жизни и творчеству Леонида Филатова 2008
Встречи в "Литературной гостиной" проводятся в течение 15 лет - это продолжение уроков, углубление и дополнение содержания программы. Урок-встреча в "Литературной гостиной", посвященная жизни и литературному творчеству Леонида Филатова, помогает учащимся воссоздать глубину личности актера на основе его авторских стихотворений; углубить читательский интерес учащихся; воспитать чувство любви к поэзии; расширить литературный кругозор. Материалы урока-встречи подобраны в помощь учителям-словесникам для работы со старшеклассниками, увлеченными литературой.
-
Встреча литературного кружка «Книжный клуб», посвященная закрытию Года литературы в России 2016
Цели занятия: показать значимость литературы; вызвать у студентов интерес к чтению; познакомить студентов с событиями в мире литературы; познакомить студентов с биографиями и произведениями некоторых авторов.
-
"Встреча с сиренью". Урок-размышление, подготовка к сочинению по личным наблюдениям. 8-й класс 2013
Мистический, загадочный образ сирени на уроках русского языка ‒ лишь объект изображения при описании картины. Особенность урока в том, что сирень становится действующим лицом, героем сочинения-размышления (эссе, новеллы). Форма работы: анализ, выявление ассоциаций.
-
Встреча с удивительными людьми. 5-й класс 2011
Урок развития речи в 5-м классе проведен в форме урока-сюрприза. Он знакомит пятиклассников с творчеством талантливых людей и формирует у детей потребность развивать свои творческие способности. К уроку прилагается презентация.
-
"Встречи на необитаемом острове" по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" 2010
Это второй урок по изучению «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», в ходе которого семиклассники проинсценировали фрагмент сказки, создали киносценарий и встретились с «писателем», задав ему интересовавшие их вопросы. Путем проведения блиц-игры проверено знание содержания. В ходе аналитической беседы выяснено своеобразие системы персонажей, сюжета и предметного мира сказки. На этом уроке важна работа с литературоведческими терминами: "эзопов язык", "сатира", "гротеск", "гипербола".
-
Встречи с удивительными людьми (урок-сюрприз) 2008
Урок "Встречи с удивительными людьми" может быть проведен в 4–7-х классах как обычный урок, урок внеклассного чтения или заседание клуба. Необычная обстановка, в которой происходит общение учителя с детьми, способствует раскрытию собственного таланта ребенка.
-
"Вся моя биография – в моих сочинениях". Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Модульный урок 2009
Урок, созданный по модульной технологии, ориентирован на активное усвоение знаний на основе самостоятельной работы учащихся с учебным материалом. По данной технологии можно организовать первые уроки по биографии и творчеству писателя. Ведь словесные методы не всегда помогают достижению результата: мозг человека работает в 4—5 раз быстрее, чем самая быстрая речь; поэтому слушающий время от времени отключается (начинает думать о чём-то своём). На слух улавливается 40-50% информации.
-
"Всякая любовь есть счастье" (Урок по циклу "Темные аллеи" И.А. Бунина) 2009
Предложенная разработка урока для 11-го класса содержит подробный анализ рассказа в форме эвристической беседы и практическую часть для учащихся, которую рационально проводить в группах. Анализ рассказа позволит повторить литературоведческие понятия: виды портрета, функция пейзажа в литературном произведении, мотив. Кратко сформулирована концепция любви писателя.
-
"Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена" (И.Бунин). Урок литературы в 9-м классе с применением технологии индивидуализированного обучения 2010
Самостоятельное осмысление художественного текста на приемлемом ученику уровне трудности оживляет обсуждение на уроке. Вопросы изображения психологического состояния героя, философии отношения писателя к любви, к жизни не пугают подростков, а вызывают интерес, так как, реализуя задания посильной им карточки, они готовы на уроке поделиться своим мнением.
-
«Всякая любовь – великое счастье…» (И.А.Бунин) История любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Конспект урока анализа литературного произведения в 9-м классе 2018
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями бунинского восприятия любви; организовать групповую деятельность учащихся для ответа на проблемный вопрос урока; совершенствовать умение учащихся анализировать текст художественного произведения; развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего мнения в устной форме; воспитывать культуру общения и культуру чувств, интерес к творчеству И.А.Бунина.
-
"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи") 2011
Урок-размышление по теме с целью проникновения в художественный мир мастера слова и постижения тайн его мастерства на примере рассказа Бунина "Темные аллеи".
-
Выбор между добром и злом (на материале рассказа "Молодняк" и глав из книги "Архипелаг ГУЛаг" А.Солженицына) 2010
Нетрадиционный интегрированный урок-размышление в 10-м классе (история, литература, обществознание) служит формированию у учащихся представлений о добре и зле, решению нравственных проблем. Продолжительность – 2 часа.
-
Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе Я.П. Полонского ("По горам две хмурых тучи…", "Посмотри - какая мгла…") 2013
Лейтмотив урока – путешествие по картинной галерее, где предметом наблюдений становится русская природа. Преподаватель подробно анализирует словесные картины, созданные Яковом Петровичем Полонским. Учащиеся знакомятся с творчеством Я.П. Полонского и учатся воспринимать зрительные образы при чтении стихотворений.
-
Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс 2015
Урок знакомит с творчеством К. Паустовского. Учащиеся выразительно читают вслух текст, излагают содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.
-
"Выразительные средства языка. Эпитет". 6-й класс 2013
Урок литературы знакомит учащихся с выразительными средствами языка. Умение находить эпитеты в тексте помогает увидеть в произведении образ и понять его; делает речь ребенка выразительной.
-
Вырвавшиеся из ада. Размышление по рассказу Б.Екимова "Продажа" 2008
Материалом для урока-размышления может стать художественное произведение малой формы, например, рассказ, анализ которого лучше построить по композиционному варианту - "вслед за автором". В структуре такого урока находит своё выражение композиция текста-рассуждения. Здесь и обозначается поднятая проблема, и проводится работа с фактическим материалом, встроенным в сюжет произведения, и делаются определенные обобщения и выводы. Поэтому анализируемое произведение должно быть с ярко выраженной авторской позицией, где ясно очерчен образ автора, строящего повествование по принципу размышления.
-
Выступление на педагогических чтениях. Межпредметная интеграция при изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (литература, психология, живопись) 2008
Творчество Ф.М. Достоевского, несомненно, - богатый материал для психологического исследования. Сам автор определяет роман "Преступление и наказание" как "психологической отчет одного преступления", тем самым указывает путь читательского анализа.
-
"Выхожу один я на дорогу…" К 170-летию со дня гибели М.Ю. Лермонтова 2011
Внеклассное мероприятие проводится в рамках недели литературы для учащихся 7–9-х классов. Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэта XIX в. М.Ю. Лермонтова. Ученики совершенствуют навыки выразительного чтения, развивают творческие способности.
-
Выявление и развитие одаренных и талантливых детей в условиях основной общеобразовательной школы через деятельность научного общества учащихся 2012
Одаренные дети отличаются от обычных мальчиков и девочек не столько способностью усваивать чужое, сколько потенциалом создавать свое. Именно они имеют наибольший шанс стать если не новыми Ломоносовыми или Чайковскими, то Профессионалами с большой буквы.