Литература
-
Воспитательное значение эпиграфа на уроках литературы 2007
Проработав в школе 14 лет, я для себя сделала вывод, что такой основой на моих уроках литературы всегда был и остается эпиграф. На каждом уроке литературы я предлагаю ученикам эпиграф, который ярко, точно и сжато выражает тему урока, освещает основную идею произведения.
-
Воспитательное мероприятие "Недаром помнит вся Россия…", посвященное 200-летию Бородинского сражения. 8-й класс 2013
Мероприятие для учащихся 8-го класса, нацелено на развитие познавательного интереса, навыков и умений образного и эмоционального пересказа содержания исторического материала, углубления знаний о нашей истории, воспитанию чувства гордости и патриотизма, способствует развитию мышления и речи.
-
Воспитательные эффекты уроков литературного чтения 2011
Аналитическая статья о проблемах развития культуры чтения, эстетической грамотности учащихся, умении воспринимать произведения литературы и искусства в соответствии с их природой.
-
Воспитательный аспект на уроках литературы (из опыта работы) 2023
В последнее время очень актуальна тема патриотизма. На мой взгляд, в школе она тем более необходима, так как современные дети очень далеки от этого понятия. Главное, что бы он проявлялась на деле, а не на словах. И кто, как не учитель литературы, может в этом помочь. Работаю в школе почти 40 лет, сама росла и была воспитана на примерах реальных людей и художественных образах послевоенных лет. Для нас патриотизм не был пустым словом, он был в нашей жизни настоящей реальностью в делах и поступках. Годы «шли», страна развивалась, многое в нашей жизни поменялось. На смену книгам и доверительным беседам «пришел»компьютер и интернет, которые многое «отодвинули» на второй план. Не могу сказать, что это плохо или не нужно, ведь прогресс движется, наша жизнь меняется. Детей нужно учить пользоваться интернетом с пользой, и в этом, помимо родителей, может помочь учитель-словесник. Большое количество произведений в школьной программе, к счастью, как раз о любви наших великих писателей и поэтов (каких нет ни в одной стране) к Родине. Как я изучаю эти темы с учениками, я и хочу поделиться.
-
Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов (из опыта работы) 2021
Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. К сожалению, для современного школьника характерны бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, ограниченность кругозора и мн.др. На исправление этого и нацелен воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы. В данной статье автор раскрывает эффективные методы и приемы воспитывающих воздействий на уроках русского языка и литературы.
-
Воспитывая на традициях прошлого. Из опыта работы школьного музея 2011
В нашей школе существует традиция – каждый класс выбирает для себя творческое дело. Ученики классов, где я являюсь классным руководителем, в качестве творческого дела выбирают работу в школьном музее. Как учитель, использующий в работе экспозиции и фонды школьного музея, я работаю по различным технологиям, стараюсь развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности, эмоционального комфорта, интеллектуальной активности.
-
Воспоминания современников и письма Г.Флобера как источник сведений о личности писателя 2009
В статье представлен материал для изучения творчества Гюстава Флобера в 10-м классе. Знакомство с биографией писателя происходит через личную переписку Флобера и воспоминания о нём современников. Эти материалы помогают лучше узнать и понять Г.Флобера, оценить его как личность, увидеть разные стороны его творчества.
-
Воспоминания участников войны (Книга о войне) 2020
В сборнике представлены творческие работы учащихся о своих родственниках, воевавших на полях Великой Отечественной войны.
-
Восприятие поэтического образа через художественный как один из аспектов эстетического воспитания на уроках литературы 2019
Именно в детстве и юности закладывается та система ценностей, которой человек будет руководствоваться всю свою жизнь. И эстетическая культура не исключение. Кто и что формирует будущего человека? Слагаемых этого воспитания много: семья, окружение ребенка, СМИ, Интернет, массовая культура. И, конечно, школа. Ей, особенно в последнее время, принадлежит доминирующая роль в воспитании (в т.ч. эстетическом) ребенка. Причем школе зачастую приходится работать не «благодаря», а «вопреки». Мы живем сейчас в очень непростом мире, полном негатива и агрессии. Всё словно специально делается для того, чтобы оболванить наших детей, привить им чуждые модели поведения и ценности, обузить их мышление, сделать прагматичнее, циничнее, пошлее. Убедить в неактуальности исконных морально-нравственных человеческих ценностей.
-
Воспроизведение художественного образа через рисунок в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 2020
Цель исследования: понятие роли иллюстрации в восприятии художественного образа.
-
"Воспрянем, дух Руси храня!" Тема Родины в творчестве А.Блока, И.Талькова, В.Леушкина. Конспект урока в 11-м классе 2008
Цель: познакомить учащихся с творчеством И.Талькова и В.Леушкина; воспитывать в детях чувство патриотизма; показать, какое место занимает Россия в творчестве каждого поэта.
-
"Восславим женщину-мать!" 2014
Открытое внеклассное мероприятие приурочено ко Дню матери. Форма (конкурс чтецов) выбрана для актуализации творческого потенциала студентов. Цель мероприятия: познакомить студентов с творчеством поэтов, научить выразительному, эмоционально насыщенному чтению стихотворений, формировать навыки ораторского искусства, аналитического мышления.
-
"Вот они – нашей дороги строители!" Власть и народ в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога". 6-й класс 2014
Урок литературы показывает отношение Некрасова к людям труда и власти; ученики выразительно читают стихотворения; развивают умение находить художественные средства выразительности, речь, воображение.
-
«Вот они – нашей дороги строители» (по стихотворению Н.А Некрасова «Железная дорога», 1864 г.) 2020
Цель урока: формирование у учащихся представления о народе как созидателе духовных и материальных ценностей на примере стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».
-
Враги и люди в рассказе В.Быкова "Одна ночь" 2005
Урок является составной частью цикла «Военная проза» и представляет собой анализ рассказа, проведенный в форме диалога между учителем и учениками с опорой на демонстрационный материал. Выбор рассказа обусловлен его гуманистической идеей и несомненными художественными достоинствами. Итогом работы детей на уроке станет сочинение-РАФТ «Враги и люди». Посвящается памяти моих родных, не вернувшихся с войны.
-
Вредные советы от 7«а» 2015
Представлены "вредные советы" от учащихся 7-го класса ГБОУ СОШ №531 г.Москвы.
-
Времена года в русской поэзии 2007
Данный урок открывает цикл занятий к разделу "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". Урок апробирован с учащимися 5-го класса Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения; ход урока сопровождается ответами учащихся и комментариями их деятельности.
-
Времена года в русском искусстве «В ней есть душа, в ней есть свобода…» 2015
Презентация подойдет как для уроков литературы, так и для внеклассного мероприятия. Расширяет знания учащихся о творчестве отечественных представителей искусства. Презентация поможет учителям-словесникам, а также классным руководителям в интересной форме познакомить учащихся с искусством слова, живописи, музыки, развивать эстетический вкус и творческие способности детей. Здесь представлены репродукции картин русских художников, цикл пьес П.И. Чайковского «Времена года», романсы на стихи Б. Пастернака, С. Есенина. Стихотворения, представляющие времена года, можно брать любые, на усмотрение учителя.
-
Времена года Федора Ивановича Тютчева (к 120-летию со дня рождения поэта) 2014
Главная цель урока – выявление основных особенностей изображения Ф.И. Тютчевым природы в разные времена года. Данный урок направлен на формирование навыков анализа стихотворного произведения, воспитание интереса к поэзии в целом и к поэзии Тютчева в частности. В работе используются элементы технологии проблемного обучения.
-
"Времени — о собственной судьбе" (Опыт прочтения стихотворений И.Бродского старшеклассниками) 2008
Урок позволяет приоткрыть завесу сложной судьбы поэта – лауреата Нобелевской премии И.Бродского.
-
Временное и вечное в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" (обобщающий семинар) 2010
Изучая роман И.С. Тургенева, мы чаще говорим о "временном", а осмысление высоких нравственных уроков классики делает роман не "произведением из школьной программы", а учебником жизни. Этому способствует индивидуальная и групповая работа с текстом, анализ критических статей и библейских текстов. Создание собственного письменного высказывания помогает каждому сделать свой собственный вывод.
-
Временное и вечное в современной поэзии 2003
Программа по литературе для 11-го класса включает раздел "Современная поэзия", однако произведения, авторы определяются, как правило, самим учителем. В методических пособиях, учебниках почти нет материалов о том, кто же представляет современную русскую словесность, кто сегодня делает литературу. Так создаются идеальные условия для поиска, самовыражения в процессе этого поиска. Данная статья - результат такого поиска.
-
"Все говорило о любви…" 2010
Урок может проводиться либо в самом начале изучения творчества И.С. Тургенева, либо на завершающем его этапе как литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству писателя.
-
"…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…" (урок по рассказу "Кусака" Л.Н. Андреева) 2007
Шестиклассники впервые встречаются с произведениями Л.Н. Андреева. Важно, чтобы эта встреча не была последней, чтобы у них появилось желание самостоятельно читать его рассказы. Учащиеся, отвечая на вопросы, выполняя задания и размышляя о том, кто виноват в несчастной судьбе Кусаки, вырабатывают навыки анализа прозаического произведения. Затем делают вывод, что несчастье Кусаки случилось по вине равнодушных взрослых, что "все живое имеет одну и ту душу, все живое страдает одними и теми же страданиями", и поэтому все должны сочувствовать всякой живой твари, хрупкой и во всем от них зависимой.
-
"Все мы родом из детства". 11-й класс 2011
Одной из эффективных форм воспитательной работы является проведение прощальных уроков литературы в выпускном классе, которые способствуют глубокому осмыслению нравственных выводов произведений литературы, помогают подросткам осознать их великую созидательную силу. На данном уроке анализируется важный этап в жизни каждого человека и определяется его роль во взрослой жизни. Тщательно отобранные для урока произведения поданы в интересной форме и праздничной обстановке.
-
«Все мы родом из детства» 2023
Да, все хорошее и плохое начинается с детства. Надо в каждой семье прививать собственным детям лучшие качества, подлинные человеческие чувства: любовь, тревогу, радость, заботы, переживания за тех, кто рядом. Каждая семья должна дарить любовь. И самое главное, любить жизнь. Любовь – это побуждение к тому, чтобы стать чем-то внутри себя, стать неким миром, дарить радость всем.
-
"Все начинается с любви…" (страницы мировой любовной лирики) 2013
Данное мероприятие направлено на изучение мировой любовной лирики (с библейских времён до ХХ века), ориентировано на учащихся 8–9-х классов.
-
Всё пережить и всё-таки жить… 2003
Читателей всех времен и народов интересовали не только стихи о любви, но и их адресаты, прототипы - женщины, вызвавшие к жизни обращенные к ним послания, исполненные благоговения и восхищения.
-
Все пережить, и все-таки жить… 2003
Читателей всех времен и народов интересовали не только стихи о любви, но и их адресаты, прототипы - женщины, вызвавшие к жизни обращенные к ним послания, исполненные благоговения и восхищения.
-
"Все это разгадаешь ты один…" (К осмыслению рассказа Б.Пильняка "Без названья"). 11-й класс 2012
Цели урока: познакомив с личностью и творчеством Б.Пильняка, расширить представление о литературе 20-х годов XX века, основной темой которой стала революция; путём поэтапной работы с предложенным текстом подготовить к написанию письменной работы; продолжить работу по развитию аналитических умений: умения выделять ключевые слова, строить развёрнутые высказывания, сопоставлять, систематизировать, делать выводы.