Урок по теме "Пушкинский идеал служения музе в поздней лирике С.А. Есенина"

Разделы: Литература


Цели урока.

Образовательные:

- рассмотреть, как раскрывается тема любви в поздней лирике Есенина, проследить её эволюцию,

- организовать предварительую поисково-исследовательскую деятельность в работе с различными информационными источниками;

развивающие:

- развивать навыки анализа лирического произведения,

- критическое мышление,

- коммуникативные исследовательские навыки;

воспитательные:

- воспитание эстетического вкуса,

- воспитание любви к поэтическому русскому слову.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерные презентации, портрет Есенина, высказывания Есенина о любви, рисунки учащихся, разборная схема.

Формы организации урока: урок с использованием ИКТ. (Урок проводится в форме беседы, поэтому от учащихся не требуется поднимать руку для высказывания и вставать с места).

Предварительное домашнее задание (все домашние задания по теме “Есенин” даются на первом уроке). Класс разделён на три группы (по рядам). Каждая из групп выбирает организатора, который распределяет домашнее задание. 1 ряд – цикл “Любовь хулигана”, 2 ряд - цикл “Персидские мотивы”, 3 ряд – стихотворение “Письмо к женщине”. Задание для групп: чтение цикла, чтение наизусть, анализ двух стихотворений, компьютерная презентация, плакат, посвященный циклу и синквейн.

Важно! Урок очень насыщен информацией и различными формами работы, поэтому учителю необходимо строго следить за временем.

Ход урока

Этапы урока. Слово учителя Предполагаемые ответы учащихся Вре- мя
1. Оргмомент. Приветствие. Запись темы урока. (На экране – рисунок №1).

  1
2. Вступительное слово учителя. Целеполагание. - Исследователи творчества Есенина отмечают, что в ранней лирике поэта стихи о любви к женщине – редкость, потому что в них любимая – часть природы, “песня и мечта” Вспомним стихотворения поэта: “Зелёная причёска”, “Выткался на озере”, “Не бродить, не мять в кустах багряных…”. Послеоктябрьское творчество поэта - имажиниста связано с образом “озорного гуляки”, “скандалиста”, “кабацкими мотивами”, смертельной тоской и циничным отношением к любви. По-настоящему тонкого, проникновенного лирика читатель увидел в поздних стихотворениях.

В одной из статей Есенин писал: “У каждого поэта есть свой общий тон красок, свой ларец снов и образов”. Откроем есенинский “ларец” и, не претендуя на оценку всего его содержимого, попытаемся рассмотреть позднюю любовную лирику и узнать о его музах, женщинах, сыгравших значительную роль в создании этих произведений. В конце урока вам предстоит ответить на вопрос: почему, написав столько стихотворений о любви к женщине, Есенин сказал: “В моей лирике почти нет любовных мотивов. Чувство Родины – основное в моём творчестве”?

  3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проверка домашнего задания. Выступления групп. 1) Цикл “Любовь хулигана” (1923 год):

- О цикле

Очень краткое сообщение учащегося. 1
Презентация “Августа Леонидовна Миклашевская” (Приложение 1) сопровождается романсом на стихи Есенина из этого цикла “Пускай ты выпита другим…”   4
Чтение наизусть стихотворения “Заметался пожар голубой…”   2
Беседа:

- Обратите внимание на образ, открывающий стихотворение “заметался пожар голубой”. Что означает слово “пожар”?

- Посмотрите на необычный эпитет “голубой” к слову “пожар”. На первый взгляд, вырванный из контекста стихотворения, он кажется надуманным. Но вспомните значение слова “синий” и “голубой” в творчестве поэта.

- Только ли цвет обозначает этот эпитет?

- Что обозначает и какова функция метафоры “заметался пожар голубой”?

- Какой мы увидели любимую женщину? Что помогает созданию её образа?

 

 

- А каким увидели образ лирического героя?

- Обратите внимание, что “не любил, а “был падкий”.

 

 

 

- Найдите контрастные, противоположные понятия и определите, какой приём лежит в основе стихотворения?

 

 

 

 

- Как выражена эта возможность обновления?

- Какое ключевое слово вы выделите в стихотворении?

- Какие синтаксические средства и с какой целью употребляет поэт?

 

 

 

 

 

 

 

- Вывод: какой главный мотив стихотворения помогают выделить автору изобразительные средства и стилистические приёмы?

- Это стихотворение отличается задушевностью, мягкостью, обладает большой притягательной силой.

 

 

 

Любовь.

Цвет синий, голубой был личным знаком поэта. Синий – цвет Богородицы, из фольклора – “синее море”, “голубое небо”, “голубая мечта”.

Нет, это смысловой образ – чистое, целомудренная любовь.

Она вносит смятение, беспокойство в стихотворение, как внезапно вспыхнувшая любовь.

Эпитеты: злато – карий омут, поступь нежная, лёгкий стан. Метафорический эпитет: упорное сердце.

Метафора: омут глаз.

Сравнение: волосы цветом в осень.

Сравнение: “как запущенный сад”, “на женщин и зелие падкий”.

 

Любить - не любя, свои – чужие, скандалить - покорный.

Антитеза, противопоставление: реальности и мечты, будущего и прошлого, бессмысленно прожитой жизни – и возможности обновления.

Условным наклонением глаголов.

Любовь – не любя, любить.

Анафора, первый раз, как умеет – усиливают эмоциональное воздействие на читателя, глубины и силы его ощущений.

Словесные повторы (в конце первой и последней строф) придают поэтической речи Есенина напевность, мелодичность.

Аллитерации на Л окрашивают стихотворение в тёплые, нежные, округлые, без углов тона: голубой, дали, запел, глаз, лёгкий.

Изобразительные средства и стилистические приёмы помогают выделить автору главный мотив – очищение через любовь.

4
2) Цикл “Персидские мотивы” (1924-1925 годы). Презентация “Персидские мотивы” (смотри Приложение 2).   4
Чтение наизусть стихотворения “Шаганэ” и просмотр рисунков учащихся к этому циклу.   2
Беседа.

- Посмотрите на композицию стихотворения, на его начало и конец. Как она называется? Установка на песенник, обозначает бесконечность.

- Обратите внимание, что стихотворение написано пятистишием, не характерным для лирики Есенина. Это едва ли не единственное по построению стихотворение в русской литературе. Изюминка состоит в том, что … Скажите мне сами, взглянув на каждую строчку первой строфы и на начало и конец последующих строф.

 

- Кто такая Шаганэ для лирического героя?

 

- Как рисуется её образ? Есть ли черты любимой женщины в этом стихотворении?

- На первый взгляд – это чисто любовное произведение. Но давайте обратимся к его основным образам. Назовите их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Обратите на намеренное нарушение грамматической нормы: “Я готов рассказать тебе поле”, правильно было бы сказать “о поле”, “про поле”. Что можно рассказать? Сказку, историю. В данном случае это слово означает “высказать”. Хотя в таком значении оно встречалось и у Лермонтова в поэме “Мцыри”, когда послушник спрашивает монаха: “А душу можно ль рассказать?”

- Вывод: каков главный мотив этого стихотворения о любви?

 

Кольцевая.

 

 

Первое пятистишие содержит в себе в концентрированном виде все строфы стихотворения, потому что каждая последующая строка начинает следующее стихотворение.

 

Символ счастья, надежда на успокоение, “не буди только память во мне”.

 

Нет.

Образ ржаного поля – это образ Родины. Он встречается в четырёх строфах из пяти.

Сравнение. Поэт использует свою физиологическую особенность – цвет волос для сравнения с рожью.

Отрицательное сравнение: “как бы ни был красив Шираз (это город на юге Ирана),

Он не лучше рязанских раздолий”.

Сравнение прекрасной персиянки Шаганэ с девушкой севера.

Гипербола: луна там огромней в сто раз, потому что рассказывает поэт о самом дорогом.

Метафора: третья строфа – метафора любовного переживания:

 

 

 

 

 

Это ностальгия по России. Стихотворение выстраивается на противопоставлении красот Шираза и рязанской родины в пользу последней.

4
3) Поэма “Письмо к женщине” (1924 год). Чтение наизусть. (очень эффектным получилось совместное чтение учителем и одной из учениц).   4
Презентация “Зинаида Николаевна Райх” (Приложение 3).   5
Беседа:

-Назовите, с какими письмами Есенина мы уже встречались?

Сегодня познакомимся поближе ещё с одним, посвящённым первой жене поэта – Зинаиде Николаевне Райх.

- Обратите внимание на композицию. На какие части распадается стихотворение?

- Что вы услышали?

- К сожалению, сейчас люди практически не пишут письма.SMS-сообщения и электронная почта не в счёт. Когда-то известная русская писательница Надежда Тэффи точно подметила: “Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек души, положишь её в конверт, заклеишь и бросишь его в другую душу, ждущую и мятущуюся…”. Итак, перед нами кусочек души…

- Попробуем разобраться с первой частью. Что в ней?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что, по автору, является одним из самых важных условий понимания? Так возникает, пожалуй, самый известный афоризм Есенина “лицом к лицу лица не увидать…большое видится на расстояньи…”

- Для чего трижды употреблено слово “лицо”?

- Вторая часть отделена от первой отточием. Но что ещё их разделяет?

 

 

 

 

 

 

- В чём суть нового взгляда на мир?

 

 

- Каким предстаёт перед нами лирический герой?

 

 

- Но герой не поэт Есенин, хотя здесь явно присутствует и биографические черты. Почему? Потому что используются только две автобиографические подробности: чувство потерянности в “гуще бурь и вьюг”, приводящее его в “трюм жизни – русский кабак” и выстраданное осознание событий, переменившее его отношение к ним.

- Горечь какого сознания мучит его?

 

 

 

- Как решает поступить лирический герой? Чьи мотивы вы услышали в этих строчках?

 

 

 

- О чём это стихотворение?

“Письмо матери”, “Письмо деду”, “Письмо от матери”.

 

 

 

Первая часть - “каков я был”. И вторая - “что со мною сталось”.

Доверительный монолог в письме.

 

 

 

 

 

 

Сожаление о недостижимом счастье, покаяние в грехах. Сильное желание быть понятым. Упрёки в адрес любимой: “Меня вы не любили”.

Первая строфа вводит установку последнего их разговора.

Вторая раскрывает его содержание: “Вы всё, конечно, помните…” Все остальные строфы являются разговором с адресатом.

 

Дистанция времени.

 

 

 

 

Оно здесь и в значении - “душа”.

Время. Тогда и теперь – это два этапа в жизни героя. Сначала мучительное непонимание происходящего. Потом обретение смысла жизни, осознание себя частицей истории России.

 

В новых преобразованиях герой увидел стремление воплотить в жизнь “вечные ценности”: “вольности святой”, “светлый труд”.

Он одинок. Об этом говорят выражения: “шальная жизнь”, “как лошадь, загнанная в мыле”, “мучаюсь, что не пойму”, “незрело знающий работу”, “себя сгубить”.

 

 

 

 

 

Что он ни капельки не нужен любимой женщине, отказавшейся от него тогда и не интересующейся им теперь.

 

Он не решается вмешиваться в жизнь любимой женщины, благословляет её. Пушкинские мотивы, его знаменитые слова “я не хочу печалить вас ничем…”, “как дай вам Бог любимой быть другим”.

О любви и не только. Оно и о месте человека в меняющемся мире.

5
4. Подведение итогов.

Прочитайте слова Сергея Александровича Есенина, записанные на доске.

По существу, это позиция Пушкина, о которой когда-то Мария Николаевна Волконская написала: “В сущности, он любил только свою музу и облекал в поэзию всё, что видел”. В любовной лирике Есенина налицо именно пушкинское поклонение музе.

“Как бы ни клялся я кому – либо в безумной любви, как бы я не уверял в том же сам себя, - всё это, по существу, огромнейшая роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин. Больше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это – искусство…” 2
Вывод. Итак, что такое любовная лирика Есенина? Посмотрите на пирамиду, которую мы выстраивали на каждом уроке. (Рисунок 2). Допишем последнюю, нижнюю её часть: любовь к женщине. (Дети дописывают в тетради, а учитель добавляет к схеме последнюю её часть, прикрепляя магнитом).

Посмотрите ещё раз на вопрос, записанный в начале урока. Каков ваш ответ?

Специфика любовной лирики Есенина заключается в слиянии интимной и патриотической, пейзажной и философской лирики. 2
Домашнее задание. 1.Сравнить любовную лирику Есенина и Блока (1-2 страницы, на примере 1-2 стихотворений каждого из поэтов).

2. Чтение поэмы “Анна Снегина”.

  1

Использованная литература

1. Есенин С. Синь, упавшая в реку/ Сост., вступ.ст. и прим. С.П.Кошечкина; Ил. И.Н.Новодережкина.- М.: Правда, 1985. - 732 с., ил.

2. Эвентов И.С. Сергей Есенин: Кн.для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. -159 с., илл.

3. В мире Есенина: Сборник статей. - М.: Советский писатель, 1986. – 656 с.

4. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. I полу- годие. М.: “ВАКО”, 2002, 304 с.

5. Трубина Л.А. Сергей Александрович Есенин// Литература в школе, 1978 год, №7, с.150.

6. М.Н.Волконская о Пушкине./ Живые страницы. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М.: “Детская литература”, 1970, - 544 с. Стр.5.

7. Материалы интернет-сайтов^

http://eseniada. narod.ru

http://esenin. niv.ru/esenin/ foto.

htm http://esenin. niv. ru./ rayh/ rayh

htm http:// esenin. niv. ru/ esenin/ articles/ istoriyastihotvoreniy