Цель урока:
Начало знакомства учеников с личностью Владимира Маяковского, попытка осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта и его произведений, развитие навыков анализа поэтического текста.
Методические приемы:
Рассказ учителя, сопровождающий показом видеослайдов и прослушивание пластинки с песнями на стихи Маяковского в исполнении Елены Камбуровой; выразительное чтение стихотворений.
Оборудование:
Портреты Маяковского; аудио- и видеоаппаратура, проигрыватель, иллюстрации художников - ЛЕФовцев.
Ход урока:
Устный рассказ учителя о Владимире Маяковском, сопровождающийся показом видеослайдов.
Краткое содержание:
1893г. - год рождения Владимира Маяковского, Грузия, село Багдади.
13 лет, Маяковский – ученик 4-го класса гимназии - смерть отца.
Отъезд в Москву.
1906г. - г.Москва бурлит революционными событиями.
“Столбовой дворянин по рождению, любимец семьи, отличник в гимназии, он вдруг оказался в “адище” огромного города, одиночество, незащищенность оказались страшным потрясением юности и незаживающей раной.
Впоследствии он напишет в автобиографии: “Я - поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Люблю ли я, или я азартный, о красотах кавказской природы также - только если это – отстоялось словом”. А “отстоялось словом” в его жизни очень много. Можно сказать - вся жизнь.
ХХ век без Маяковского представить невозможно. Он “окрасил” собой целую эпоху, он был самым известным и талантливым поэтом- футуристом.
- Когда мы с вами начинали говорить о Серебряном веке, то упоминали о поэтических течениях , которые сложились в России в конце Х1Х – начале ХХ века, вспомните, пожалуйста, какие?
(ответ учащегося)
Футуризм - (записываем в тетрадях) – определение.
Вместе с поэтами Бурлюком, Хлебниковым Маяковский ратовал за новое искусство, которое должно идти в ногу со временем. Новое время - новая поэзия…
В стихотворении “Домой” 1925г. Маяковский писал:
Я хочу
Быть понят моей страной,
А не буду понят,-
Что ж,
По родной стране
Пройду стороной,
Как проходит косой дождь!
Сегодня мы с вами постараемся познакомиться с ранней лирикой поэта.
Лирика Маяковского отличается от привычных нам стихотворений XIX века.
Для стихотворений Маяковского характерна так называемая “лесенка”, “рубленый стих”, а также необычные метафоры…
А одна из самых важных тем ранней лирики Маяковского - тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта. Он страдает от одиночества, жалуется на него, ищет выхода и не находит его.
Как в свое время Лермонтову виделся одиноким утес, плачущий одиноко в пустыне (“Утес”), так и Маяковский распространяет свое настроение, ощущение одиночества на все в мире.
- А одиночество, ведь это очень страшно правда, помните, как вы пели - “как хорошо, что ты кому-то нужен…”
-Откройте, пожалуйста, стихотворение “Скрипка и немножко нервно” 1914г. Интригующее название, правда?
(Чтение учителем стихотворения)
-Трудно, правда? Несомненно!
Вопросы, стр.220 по методическому пособию Турьянской.
Несовершенство жизни, несовершенство, может быть, человека приводит лирического героя в отчаяние, его нервы не выдерживают.
А теперь давайте прослушаем это стихотворение, положенное на музыку композитором В. Дашкевичем в исполнении Е. Камбуровой,
Закройте глаза и попытайтесь представить эту картину.
А теперь стихотворение с не менее интригующим названием “ Хорошее отношение к лошадям”.
(Чтение стихотворения учителем)
Вопросы, стр. 219 по методическому пособию под редакцией Турьянской
“ Послушайте!” Это не обращение к вам, это название стихотворения - “Послушайте”- что это? Призыв, просьба, приказ…
(Чтение стихотворения Хохлачевым П.)
Вопросы, стр. 220
Мы познакомились с вами с замечательными стихотворениями ранней лирики Маяковского. Он считал, что поэт- это агитатор, горлан - главарь…
Не случайно он писал:
Слушайте, товарищи-потомки,
Агитатора, горлана - главаря…
Маяковский считал: Что стих должен обладать взрывной, действенной силой. Он не сообщает, не рассказывает, он убеждает ,доказывает
Маяковский был в хорошем смысле современным поэтом, остро ощущающим новые ритмы, проблемы времени. Новая эпоха требовала обновления поэтического языка, художественных средств, и Маяковский обновляет лексику, ритмику, рифму, изменяется даже графическая запись стиха.
Это вы уже увидели сегодня.
Маяковский полемически остро заявил, что старый поэтический язык изжил себя (“слова разлагаются, как трупики “), и улице нужен новый, демократический язык:
Улица корчится безъязыкая,
Ей нечем разговаривать
Маяковский ввел в поэзию язык улицы, может быть, грубый, непоэтичный, но он поднял его до поэтического уровня и тем самым расширил свою читательскую аудиторию.
На следующем уроке мы с вами будем говорить о стихотворении Маяковского “необычайное приключение…”. Поэтому домашнее задание: выразительное чтение стихотворения. (стр. учебника + задание в тетради)
Лексический анализ стихотворения.
Лексическая — Примеры из стих-я — Цель употр.
Группа слов.
Оценки за урок.