Цели:
- Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы”Мцыри”, выявить структурные особенности произведения;
- Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.
- Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова художника П. Заболотского, иллюстрации к поэме “Мцыри”, карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2005.
План урока
- Организационный момент
- Мотивация (работа с портретом)
- Актуализация ранее изученного материала.
- Организация совместного целеполагания.
- Формирование знаний и умений.
А) сообщение ученика (индивидуальное задание)
Б) эвристическая беседа
В) проверочная работа
Г) сообщение ученика (индивидуальное задание)
Д) создание проблемной ситуации
Е) эвристическая беседа
Ж) лексическая работа - Закрепление знаний и умений.
А) групповая работа
Б) аналитическая беседа - Рефлексия.
А) цифровой диктант
Б) упражнение “Незаконченные предложения” - Организация домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
– О творчестве какого поэта пойдет речь сегодня на уроке?
Детство поэта было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом. Его воспитанием занималась бабушка. Прожил короткую жизнь, но успел написать много прекрасных поэм, стихотворений. Некоторые из них вдохновили композиторов на создание романсов, опер.
– Всмотритесь в изображение Лермонтова, написанного художником П. Заболотским
в 1837 году.
– Что старался передать художник в портрете поэта? (художник старательно пытался
передать выражение глаз поэта).
– Почему? (Глаза – зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир
человека.).
3. Актуализация ранее изученного материала.
– Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он
передает во многих своих произведениях.
– Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (чтение 1 стихотворения)
– Какие произведения на исторические темы вы читали? (“Бородино”, “Песня про
купца Калашникова”.)
– Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?
(Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение.)
4. Слово учителя.
Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.
Одним из них является герой поэмы “Мцыри”, которую мы начинаем изучать.
5. Сообщение темы урока (запись на доске темы урока и эпиграфа ), формулировка цели.
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
М.Ю.Лермонтов “Мцыри”
6. Формирование знаний и умений.
А) Индивидуальное задание (сообщение ученика). История создания поэмы.
Б) Эвристическая беседа по прочитанной поэме.
Цель – выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.
– Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?
Вывешивается портрет Мцыри
– Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения?
– По жанру Мцыри – поэма. Вспомните определение поэмы.
Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора).
– В этом году мы познакомились с тремя литературными направлениями. Кто их
помнит?
– К какому направлению вы отнесли бы поэму “Мцыри” и почему?
(Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.)
В) Проверочная работа.
– Выяснить особенности поэмы невозможно без знания литературоведческой терминологии. Поэтому проведем небольшую проверочную работу (Приложение 1).
В карточках вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений.
– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф.
– Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе
Сауле и его сыне Ионафане. Познакомимся с этой легендой.
Г) Индивидуальное задание. (сообщение ученика “Легенда о царе Сауле”).
– Как вы думаете, с какой интонацией – смирения или протеста произнес эти
слова Ионафан, отвечая Саулу?
– Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение
“Родина бывает одна”.
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии?
(“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”)?
Д) Создание проблемной ситуации.
– Как эпиграф связан с темой произведения?
Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?
– Определите идею.
Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
Е) Эвристическая беседа. Сюжет и композиция поэмы.
– В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы,
когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах?
(Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.)
– Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.)
– Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.)
– Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан,
зачем живет.
– Каков сюжет поэмы?
– В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Давайте
определим, как построена поэма.
(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)
Вывод: таким образом композиция рамочная
– Как вы думаете, почему повествование передано герою?
(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).
Ж) Лексическая работа.
– Определите лексическое значение слова “исповедь”.
Слово “исповедь” имеет следующее значение:
1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.
– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
7. Закрепление знаний и умений.
А) Групповая работа (в парах)
– Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, составьте схему композиции. (Приложение 2)
Б) Аналитическая беседа.
(Главы 3, 4, 5 – Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, “душой – дитя, судьбой – монах”, он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле”. Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.
С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.
Главы 25–26 – прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – о родине, свободе, жизни.
8. Рефлексия.
А) Цифровой диктант
Согласны ли вы, что:
1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре
главного героя?
Да – 1
Нет -0
2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.
Да – 1
Нет – 0
3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с
природой.
Да – 1
Нет – 0
– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.
Б) Упражнение “Незаконченные предложения”:
- В какой степени и чем был полезен для тебя урок?
- Доволен ли ты тем, как прошел урок?
- Какое задание урока понравилось тебе больше всего?
9. Организация домашнего задания:
- Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.
- раскрыть значение слова свобода по словарю.
- Ответить на вопросы:
Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)
Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.
Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя.
Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?