Цели урока:
познакомить учащихся с рассказом
Л.Андреева “Кусака”; формировать умение
анализировать факты и давать им оценку
Тип урока: урок изучения нового материала
Ведущий метод: проблемный
Оборудование: учебник литературы для 7 класса под редакцией В.Я. Коровиной; рисунки учащихся на тему “Мой четвероногий друг”; грамзапись песни “Собака бывает кусачей” (авторы Сергей и Татьяна Никитины); запись “Волки воют”; мультимедиа-проектор; экран; рабочий компьютер учителя.
Эпиграф к уроку:
“Люди забыли эту истину. Но ты не забывай! Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил” (Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”).
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о друзьях. Какое прекрасное слово - друг. И счастлив тот человек, у которого много друзей, верных, преданных, настоящих. Только ли человек может быть нашим другом?
Ученик: Нет. Другом может быть собака, кошка, птицы.
Учитель: Вы правы. И животные, и птицы- наши верные друзья. Но сегодня мы наш урок посвящаем нашим четвероногим друзьям- собакам. Всем хорошо известно изречение: “Собака - друг человека”. С древнейших времен собака помогала человеку: вместе ходили на охоту, собака охраняла дом. Функции собак различны: есть собаки сторожевые, охотничьи, служебные, пожарные.
В русской литературе есть немало прекрасных произведений о собаках.
Какие книги о собаках вы читали?
Ученики: И.С.Тургенев “Муму”, А.П.Чехов “Каштанка”, Куприн “Белый пудель”, С.Радзиевская “Джумбо”...
Учитель: В нашей школьной библиотеке есть много прекрасных книг о собаках. Есть книги русских и зарубежных писателей. (учитель знакомит учащихся с выставкой книг)
Далее учитель обращает внимание на рисунки учащихся.
Учитель: По вашим рисункам я вижу, что у некоторых ребят есть собаки.. Рисунки ваши замечательны, я вижу, с какой любовью и нежностью выполнены ваши работы. У вас прекрасные четвероногие друзья, с прекрасными именами, не кличками, ведь сегодня мы говорим о наших друзьях.
Хотелось бы услышать несколько слов о вашей собаке.
Выступления учащихся по вопросам:
- Любишь свою собаку?
- Как ухаживаешь за ней?
- Помнишь ли минуты, когда твоя собака обидела тебя, укусила?
- Расскажи о счастливых моментах (играли, купались, катались на санках, охраняла)
Учитель: Сегодня мы поговорим о собаке со странной кличкой- Кусака из рассказа Л Андреева “Кусака”.
Учитель: Как вы думаете, какую собаку можно так назвать?
Ученик: Которая кусается.
Учитель: Когда собака может укусить?
Ученик: Когда ее обидят.
Учитель: Ответ на этот вопрос дается и в “Песне про собаку” (авторы Сергей и Татьяна Никитины). Послушайте.(Запись песни-припев):
Собака бывает кусачей
Только от жизни собачьей
Только от жизни, от жизни собачьей
Собака бывает кусачей.
- Итак, ребята, “только от жизни собачьей собака бывает кусачей”
Что значит “Жизнь собачья”? Как вы понимаете это выражение?
Учитель: А сейчас обратимся к тексту рассказа “Кусака”.
- Что мы узнали о жизни собаки до встречи с “добрыми людьми”?
(пересказ 1 главы)
Учитель: Итак, перед нами собака без имени, без дома, без хозяина, везде натыкается на злобу людей. Ну разве это не “собачья жизнь”? Собаке тяжело, грустно, больно. Это настроение собаки передает и описание зимней ночи. Зачитайте:
“Зимняя ночь тянулась долго-долго, черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад...Остророгий месяц посылал свой робкий луч”
Работа по вопросам:
- Как Кусака получила свое имя? (работа по 2 гл.)
- Расскажите, как Кусака подружилась с Лелей?
- Почему собака боялась людей?
- Почему полюбила она Лелю?
- Как изменилась внешность и поведение Кусаки? Зачитайте по тексту (3 гл.)
Учитель: Итак, Кусака была счастлива. Что значит счастье для собаки?
Ученики: Принадлежать человеку, служить ему, обрести хозяина
Учитель: Как Кусака выражает свою любовь к людям? (3 гл.)
Итак, Кусака любит своих хозяев, любят и ее. Она счастлива. Это настроение собаки передается в описании весенней природы: наступила весна, всюду солнце, тепло, цветущие яблоки и вишни, всюду смех, песни.
Но коротким было счастье Кусаки. Быстро пролетело лето. И незаметно подкралась осень. Зачитайте начало 4главы.
Учитель: Что-то, что-то будет с Кусакой...
Зачитайте диалог Лели с мамой.
Работа по вопросам:
- Почему Кусаку не хотят брать с собой в город? (непородистая, дворняжка)
- Кусаку бросили. Леля даже не простилась с ней.
- Давайте посмотрим, как ведет себя Кусака (она чувствует беду...Зачитать 1абзац 5главы)
- Итак, Кусаку бросили. Вновь люди сделали ей больно, вновь предали своего друга. И в описании природы мы не видим светлых красок. Давайте зачитаем описание природы (5гл 2-й абзац)
- Когда нас обидят, что нам хочется делать? (плакать)
- Почему выла собака? Зачитайте. (Включается запись “Волки воют”)
- Как вы думаете, кто больше будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке и почему?
- Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу?
- Как вы относитесь к поступку Лели?
- Как вы поступили бы в таком случае?
Учитель: Да, Леля и ее родители поступили жестоко со своим другом.
А какой еще пример жестокости людей есть в рассказе?
Учитель: Итак, ребята, мы еще раз убедились , что судьба наших меньших братьев, наших четвероногих друзей полностью зависит от людей. А в людях еще много жестокости и зла. И мне бы очень хотелось, чтобы наш сегодняшний урок не оставил вас равнодушными к судьбе наших четвероногих друзей, которые тоже хотят быть счастливыми, хотят радоваться жизни. И не забывайте, что горести, разлуку, одиночество они переносят намного тяжелее, чем человек. Не забывайте, что “мы в ответе за тех, кого приручили”. Обратите внимание на слова эпиграфа: “Люди забыли эту истину. Но ты не забывай! Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил”. Так говорил один из героев удивительной повести французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Домашнее задание - написать сочинение на тему (на выбор учащихся):
- “Я и мой четвероногий друг”
- “Как бы я помог Кусаке?”
- “Судьба Кусаки в наши дни” (на примере своих наблюдений)