Урок по теме "Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказу Л.Андреева "Кусака"). 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели урока:

  • Обучающая: познакомить учащихся с рассказом Л.Андреева “Кусака”; формировать умение анализировать факты и давать им оценку
  • Развивающая: развитие познавательных и творческих способностей через разнообразные виды деятельности; развитие мыслительных операций- внимания, памяти, логического мышления; развитие речи учащихся
  • Воспитательная: воспитание гуманного отношения к животным; способствовать воспитанию чувства ответственности

Тип урока: урок изучения нового материала

Ведущий метод: проблемный

Оборудование: учебник литературы для 7 класса под редакцией В.Я. Коровиной; рисунки учащихся на тему “Мой четвероногий друг”; грамзапись песни “Собака бывает кусачей” (авторы Сергей и Татьяна Никитины); запись “Волки воют”; мультимедиа-проектор; экран; рабочий компьютер учителя.

Эпиграф к уроку:

“Люди забыли эту истину. Но ты не забывай! Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил” (Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”).

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о друзьях. Какое прекрасное слово - друг. И счастлив тот человек, у которого много друзей, верных, преданных, настоящих. Только ли человек может быть нашим другом?

Ученик: Нет. Другом может быть собака, кошка, птицы.

Учитель: Вы правы. И животные, и птицы- наши верные друзья. Но сегодня мы наш урок посвящаем нашим четвероногим друзьям- собакам. Всем хорошо известно изречение: “Собака - друг человека”. С древнейших времен собака помогала человеку: вместе ходили на охоту, собака охраняла дом. Функции собак различны: есть собаки сторожевые, охотничьи, служебные, пожарные.

В русской литературе есть немало прекрасных произведений о собаках.

Какие книги о собаках вы читали?

Ученики: И.С.Тургенев “Муму”, А.П.Чехов “Каштанка”, Куприн “Белый пудель”, С.Радзиевская “Джумбо”...

Учитель: В нашей школьной библиотеке есть много прекрасных книг о собаках. Есть книги русских и зарубежных писателей. (учитель знакомит учащихся с выставкой книг)

Далее учитель обращает внимание на рисунки учащихся.

Учитель: По вашим рисункам я вижу, что у некоторых ребят есть собаки.. Рисунки ваши замечательны, я вижу, с какой любовью и нежностью выполнены ваши работы. У вас прекрасные четвероногие друзья, с прекрасными именами, не кличками, ведь сегодня мы говорим о наших друзьях.

Хотелось бы услышать несколько слов о вашей собаке.

Выступления учащихся по вопросам:

- Любишь свою собаку?

- Как ухаживаешь за ней?

- Помнишь ли минуты, когда твоя собака обидела тебя, укусила?

- Расскажи о счастливых моментах (играли, купались, катались на санках, охраняла)

Учитель: Сегодня мы поговорим о собаке со странной кличкой- Кусака из рассказа Л Андреева “Кусака”.

Учитель: Как вы думаете, какую собаку можно так назвать?

Ученик: Которая кусается.

Учитель: Когда собака может укусить?

Ученик: Когда ее обидят.

Учитель: Ответ на этот вопрос дается и в “Песне про собаку” (авторы Сергей и Татьяна Никитины). Послушайте.(Запись песни-припев):

Собака бывает кусачей
Только от жизни собачьей
Только от жизни, от жизни собачьей
Собака бывает кусачей.

- Итак, ребята, “только от жизни собачьей собака бывает кусачей”

Что значит “Жизнь собачья”? Как вы понимаете это выражение?

Учитель: А сейчас обратимся к тексту рассказа “Кусака”.

- Что мы узнали о жизни собаки до встречи с “добрыми людьми”?

(пересказ 1 главы)

Учитель: Итак, перед нами собака без имени, без дома, без хозяина, везде натыкается на злобу людей. Ну разве это не “собачья жизнь”? Собаке тяжело, грустно, больно. Это настроение собаки передает и описание зимней ночи. Зачитайте:

“Зимняя ночь тянулась долго-долго, черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад...Остророгий месяц посылал свой робкий луч”

Работа по вопросам:

- Как Кусака получила свое имя? (работа по 2 гл.)

- Расскажите, как Кусака подружилась с Лелей?

- Почему собака боялась людей?

- Почему полюбила она Лелю?

- Как изменилась внешность и поведение Кусаки? Зачитайте по тексту (3 гл.)

Учитель: Итак, Кусака была счастлива. Что значит счастье для собаки?

Ученики: Принадлежать человеку, служить ему, обрести хозяина

Учитель: Как Кусака выражает свою любовь к людям? (3 гл.)

Итак, Кусака любит своих хозяев, любят и ее. Она счастлива. Это настроение собаки передается в описании весенней природы: наступила весна, всюду солнце, тепло, цветущие яблоки и вишни, всюду смех, песни.

Но коротким было счастье Кусаки. Быстро пролетело лето. И незаметно подкралась осень. Зачитайте начало 4главы.

Учитель: Что-то, что-то будет с Кусакой...

Зачитайте диалог Лели с мамой.

Работа по вопросам:

- Почему Кусаку не хотят брать с собой в город? (непородистая, дворняжка)

- Кусаку бросили. Леля даже не простилась с ней.

- Давайте посмотрим, как ведет себя Кусака (она чувствует беду...Зачитать 1абзац 5главы)

- Итак, Кусаку бросили. Вновь люди сделали ей больно, вновь предали своего друга. И в описании природы мы не видим светлых красок. Давайте зачитаем описание природы (5гл 2-й абзац)

- Когда нас обидят, что нам хочется делать? (плакать)

- Почему выла собака? Зачитайте. (Включается запись “Волки воют”)

- Как вы думаете, кто больше будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке и почему?

- Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу?

- Как вы относитесь к поступку Лели?

- Как вы поступили бы в таком случае?

Учитель: Да, Леля и ее родители поступили жестоко со своим другом.

А какой еще пример жестокости людей есть в рассказе?

Учитель: Итак, ребята, мы еще раз убедились , что судьба наших меньших братьев, наших четвероногих друзей полностью зависит от людей. А в людях еще много жестокости и зла. И мне бы очень хотелось, чтобы наш сегодняшний урок не оставил вас равнодушными к судьбе наших четвероногих друзей, которые тоже хотят быть счастливыми, хотят радоваться жизни. И не забывайте, что горести, разлуку, одиночество они переносят намного тяжелее, чем человек. Не забывайте, что “мы в ответе за тех, кого приручили”. Обратите внимание на слова эпиграфа: “Люди забыли эту истину. Но ты не забывай! Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил”. Так говорил один из героев удивительной повести французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

 Домашнее задание - написать сочинение на тему (на выбор учащихся):

  1. “Я и мой четвероногий друг”
  2. “Как бы я помог Кусаке?”
  3. “Судьба Кусаки в наши дни” (на примере своих наблюдений)