Цели урока:
- Изучение УНТ.
- Создание атмосферы творчества.
Задачи урока:
- углубление знаний детей об УНТ;
- знакомство с разными видами загадок, одного из жанров УНТ;
- изучение особенностей строения и содержания разных видов загадок;
- формирование навыка работы с терминами и определениями литературы;
- формирование культуры работы со справочным материалом;
- воспитание уважения к культуре, обычаям русского народа, любви к родному городу;
- сочинение собственной загадки.
Ход урока
(Слайд 1)
Учитель: Сегодня мы пришли в творческую лабораторию. А значит, мы будем изучать, анализировать, делать выводы и обязательно каждый из вас сделает небольшое научное открытие, станет автором своего маленького проекта.
(Слайд 2)
Учитель: Объектом нашего исследования станет загадка. Прочитайте определение В.Даля.
Загадка пришла из фольклора. Вспомним, что такое фольклор?
Ученик: Читает (см. справочные материалы в Приложении 1)
(Слайд 3)
Учитель: Давайте проследим историю происхождения загадки и вернемся в глубокую древность. Когда и почему возникла необходимость в загадке?
(Слайд 4)
Ученик: Происхождение загадок относится к глубокой древности. Ученые предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, чтобы не давать настоящие названия животным, предметам, явлениям.
Люди боялись называть какое-либо существо, чтобы не накликать беды; например, избегали произносить названия болезней, волка, чёрта, змеи и т.д.
Учитель: Что придумали охотники, чтобы не спугнуть удачу?
Ученик: Охотник, боясь неудачи, окружал свое занятие тайной, не говорил, куда он направляется на охоту, на какого зверя, не называл охотничьих орудий. Охотнику, уходящему на промысел, не следовало задавать вопрос: «Куда идешь?». Ответ на этот вопрос означал бы раскрытие тайны. Когда вопрос был задан, охотник возвращался домой, бранился или шутливо отвечал: «На кудыкину гору журавлей пугать».
Учитель: Что такое «подставные» слова и зачем их придумывали?
Ученик: Вместо запретных слов человек стал употреблять «подставные» слова. Так, сибирские крестьяне, «чтобы не навлечь на себя беды» и по забывчивости не сказать дурного слова о медведе, избегали употребления самого слова «медведь», называли его «дедушка», «зверь», «хозяин», «черный зверь». Отправляясь в тайгу, произносили заговор: «Пень, колода, крутая гора, не видать чёрному зверю меня».
Учитель: Как «испытывали» мудрость человека?
Ученик: Когда-то в древности загадки служили средством испытания «мудрости». Древний человек был заинтересован в том, чтобы была обеспечена победа в военном столкновении, благополучный брак, удачная охота. Поэтому проводили испытания «мудрости» при выборе вождя, жреца, при приеме в род, испытывали жениха перед свадьбой. В русском фольклоре сохранились следы таких загадок. Например, существовали сказки, в которых царевна обещала выйти замуж за того, чьи загадки она сумеет отгадать или наоборот, выйдет за того, кто отгадает ее загадки.
Учитель: Постепенно функция загадок изменяется. Они становятся средством развлечения. Испытания, состязания загадками приобретают игровое значение. Их очень любят дети. Отгадывая загадку, они испытывают большое удовлетворение. Загадка как бы по-новому раскрывает мир, заставляя видеть предметы или явления в новом, часто совершенно неожиданном свете. В этом состоит большое познавательное и воспитательное значение загадок. Загадки очень поэтичны, они используют иносказание, метафоричность.
Что же такое загадка?
(Слайд 5)
Ученик: Читает (см. справочные материалы в Приложении 1)
Учитель: Чтобы изучить построение загадки, мы поплывем к Загадочному острову и посетим города (Слайд 6,7):
- Звукоподражание.
- Сравнение.
- Отрицательное сравнение.
- Город признаков.
- Город действий.
Учитель: В путь?
Учитель: Перед нами город Звукоподражание. (Слайд 8, 9)
- Что вы понимаете под звукоподражанием? (см. справочные материалы в Приложении 1)
Откроем сборники загадок (Приложение 2), найдем примеры. Отгадаем!
- Запишем в рабочую тетрадь(Приложение 1) по одной загадке (подчеркнем пример звукоподражания).
Продолжаем наш путь!
Учитель: Мы в городе Сравнение. (Слайд 10, 11)
- Что такое сравнение? (см. справочные материалы в Приложении 1)
- Найдите в загадках (Приложение 2) прием сравнения. Отгадайте!
- Запишите их в рабочую тетрадь (Приложение 1), подчеркните само сравнение.
Едем дальше!
Учитель: Что это за веселая поляна? Сейчас узнаем? (Слайд 12, 13)
(Интерактивное задание, гиперссылка-«солнышко».)
Задание: совмести загадку с верным ответом.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218- 9c48-88eb1faee117/116205/?interface=teacher&class[]=47&class[]=48&subject=10
Вперед! Вперед!
Учитель: Еще один город! Отрицательное сравнение. (Слайд 14, 15)
- Прочитаем примеры загадок, построенных по принципу отрицательного сравнения. (Приложение 2)
- Запишем пример. Отгадаем! (Приложение 1)
Продолжим путь. Устали?
Учитель: Мы на нашей любимой поляне! Мы часто здесь бываем! (Слайд 16)
Музыкальная физкультурная минутка.
Учитель: С новыми силами едем дальше и попадаем в город Признаков. (Слайд 17, 18)
Чтобы сориентироваться в нем, мы должны вспомнить, что такое эпитеты? (см. справочные материалы в Приложении 1)
- Найдите примеры загадок с эпитетами. Отгадайте! (Приложение 2)
- Прочитайте, запишите. (Приложение 1)
Учитель: Мы приближаемся к финишу!
Перед нашими глазами город Действий! (Слайд 19, 20)
Загадки, которые описывают предмет через его действие
- Найдите примеры загадок с действиями. Отгадайте! (Приложение 2)
- Запишите. (Приложение 1)
Учитель: Ребята! Дорога не закончена! Давайте продолжим наше путешествие!
Что это? Удивительный город – «Добавлялочки»! (Слайд 21)
Есть загадки, где отгадка- последнее слово небольшого стихотворения, отгадать его можно по смыслу. Важное условие: мы должны сохранить рифму в стихотворении. (Приложение 2)
Тесно связаны с «добавлялочками» авторские загадки. Известные детские писатели: С. Маршак, К. Чуковский специально для детей сочиняли загадки. (Слайд 22)
- Послушайте такие загадки, попробуйте их отгадать. (Приложение 2)
В нашей школе выходит ежегодный альманах «Мир глазами детей и взрослых», где в том числе нашли свое достойное место и загадки, которые сочинили дети).
Прочитаем! (Приложение 2)
Учитель: А вы хотите стать авторами загадок? Сегодня у вас есть такая возможность.
Прочитав инструкцию в рабочей тетради (Приложении 1) и опираясь на нее, сочините загадку! (Слайд 23)
Учитель: Объектами нашего творческого процесса станут 3 предмета. Я предлагаю их вам неслучайно, ведь они неразрывно связаны с нашим городом. Их даже считают символами нашего Подмосковного города Лобня. Это береза, чайка и самолет. (Слайд 24)
(Дети сочиняют загадки и зачитывают их.)
Домашнее задание.
Сочини 2 загадки, используя разные приемы составления загадки, нарисуй отгадки! (Слайд 25)
Интерактивное задание: http://school-collection.edu.ru/