Урок по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина;
  • вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
  • организовать деятельность учащихся по обобщению знаний учащихся по
  • творчеству поэта.
  • создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии       (использовать при проведении урока различные наглядные пособия и ТСО; выразительное чтение).

Чтение стихотворений: «Храни меня, мой талисман», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Мадонна», обучение анализу стихотворения.

Оформление: портрет А.С.Пушкина, репродукции женских портретов (Н.Гончаровой, Е.Воронцовой, М.Волконской, А.Керн, А.Олениной), звукозапись романса «Я помню чудное мгновенье», выставка книг по теме.

Эпиграф к уроку:

Любви все возрасты покорны,
Её порывы благотворны…

А.С.Пушкин

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе «науки страсти нежной», ему хорошо знакомо все, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измены, «могучая страсть» и мягкая нежность.
Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинских говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил» или «На холмах Грузии…», искать ответ на вопрос кого именно имел ввиду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви или повторяя, как заклинание: «Печаль моя полна тобою, / Тобой, одной тобой…» В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» отразились две встречи с А. П. Керн – в 1819 и 1825 г., но реальная жизнь поэта, в которой за шесть лет было немало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении.
Любовь для Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающиеся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.
Давайте разберем одно из стихотворений А. С. Пушкина «Я вас любил…»

2. Выразительное чтение стихотворения

– В стихотворении «Я вас любил…» много психологических деталей. Какие? (Примерный ответ: Пик чувства пройден, поэта не мучит «болезнь» любви. Он пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание.)

– Какая это была любовь? (Примерный ответ: Это была любовь невысказанная, не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью.)

– Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви? (Примерный ответ: Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную любовь». К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив ее, он верит в то, что она вновь будет любима.)

– Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте? (Примерный ответ: В этом стихотворении, как и в большинстве стихотворений 1820-х годов, нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогий.)

3. Выступление подготовленного ученика с сообщением

Примерный план сообщения:

1. Анакреонтические мотивы в ранней любовной лирике Пушкина (Любовь – безоблачная, любовь мечта, любовь веселье, которая сопровождает человека всю жизнь. Эпикурейство: смысл жизни в любви, значит – она – главный предмет поэзии. Традиционные образы античных богов: Амура и Венеры).
2. Романтический образ талисмана – символ любви и верности и одновременно метафора: человек – тоже талисман («Храни меня, мой талисман…»).
3.  Лирическая автобиография в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».
4. Романтический мотив воспоминания, всегда близкого Пушкину, в стихотворении «Не пой, красавица, при мне…»
5. Поэтическая философия гармонии в стихотворении «На холмах Грузии…»
6. Связь темы любви с темой смерти и вечной разлуки в стихотворении «Для берегов Отчизны далекой».
7. Ученики во время сообщения записывают опорную лексику.

4. Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье»

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» Пушкин сравнивает возлюбленную с «мимолетным виденьем», с «гением чистой красоты». Ее «голос нежный» не сливался с житейским шумом, а «милые черты» являлись ему во снах .

– Как воссоздана в стихотворении духовная жизнь поэта? Проследите ее этапы.

– В  чем смысл «кольцевой» композиции, повторов? (Примерный ответ ученика: Как и в стихотворении «Я вас любил…», здесь на первом плане – субъективные впечатления о женщине. С особой силой в стихотворении подчеркивается мысль о том, что вместе с женщиной появляются «и божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слезы, и любовь», которые уходят, когда женщина исчезает из памяти, из снов поэта.
Любовь, «замыкая» перечисление того, что заставляет душу поэта «пробудиться», как бы увенчает все, из чего состоит жизнь. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь – символ духовного возрождения. Даже сама надежда на «позднюю» любовь, может быть, только на ее «улыбку прощальную», способна примирить поэта с мрачной и безрадостной жизнью. Надежда на то, что новая любовь впереди, – самая высокая и светлая надежда Пушкина.)

5. Адресаты лирики Пушкина. Сообщение учителя (под запись)

1. М.Н.Раевская:«На холмах Грузии…» (1829), «Редеет облаков летучая гряда…» (1820), «Погасло древнее светило…» (1820), «Фонтану Бахчисарайского дворца» (1824).

Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.

(из посвящения к «Полтаве»)

2. А. П. Керн – «Я помню чудное мгновенье…»

3. Послания Ек. Н. и Ел. Н. Ушаковым:«В отдалении от вас…» (1827), «Ответ» (1830).

Екатерине:

Когда я слышу голос твой
И речи резвые, живые,
Я очарован, я горю
И содрогаюсь пред тобою…

(«Когда, бывало, в старину…», 1827)

Елизавете:

Вы избалованы природой;
Она пристрастна к вам была,
И наша вечная хвала
Вам кажется докучной одой.

(«Вы избалованы природой…», 1829)

4. Е. К. Воронцова

Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена новороссийского генерала-губернатора гр. М. С.Воронцова, в подчинении которого находился Пушкин в Одессе.

Там, под заветными скалами,
Теперь она сидит, печальна и одна…
Никто ее любви небесной не достоин.

(«Ненастный день потух…», 1824)

Ей посвящены стихотворения «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман…», «Все в жертву в памяти твоей», «Талисман».

5. Амалия Ризнич

Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?

(«Простишь ли мне…», 1823)

6. Н. Н. Гончарова

Исполнились мои желания.
Творец.
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

(«Мадонна» 1830)

6. Итоги урока

– Что значила для Пушкина «любовь»?
– Кому поэт посвящал свои стихи?

7. Домашнее задание

Выучить наизусть любое стихотворение А. С. Пушкина о любви и произвести его устный анализ.