Урок по теме "Страницы биографии А.С. Пушкина"

Разделы: Литература, Начальная школа, Общепедагогические технологии


 

Тип урока: знакомство с новым материалом

Технология: проектная деятельность

Оборудование:

портрет Пушкина, выставка книг писателя; выставка творческих работ учащихся; гравюры с изображением Лицея и Лицейских друзей Пушкина.

Цели урока:

- познакомить учащихся с новыми для них фактами биографии А.С.Пушкина, продолжить формировать умение работать с книгой;
- развивать речь учащихся, мышление (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблему);
- воспитывать у детей интерес к книге; умение взаимодействовать с другими людьми (работа в группах).

Ход урока

Погружение в проект.

Постановка проблемы

В начале урока группа детей читает стихи А.С.Пушкина, которые они изучали в 1 – 3 классах. После прочтения учитель задает вопрос:

- Кто автор этих стихотворений?

- Сегодня на уроке мы будем обсуждать интересную тему. Прочитайте, как она называется (дети читают на доске)

«Страница биографии А.С.Пушкина»

- Что такое биография? (Ответы детей)

- Я думаю, что вы уже что-то знаете об А.С.Пушкине, расскажите, что вам известно

(на предыдущих уроках дети знакомились с некоторыми фактами биографии поэта).

- Итак, а сегодня мы пополним наши знания. Можете ли вы сформулировать задачу, которую мы будем решать?

Дети предлагают варианты формулировки, и класс выбирает один из них. На доске появляется запись: «Какие факты биографии поэта мы для себя откроем?»

Организация деятельности.

- Для работы мы разделились на три группы. Рассмотрим проблему с двух позиций:

1. Из рассказов о Пушкине.

  • Поступление в Лицей.
  • Открытие Лицея.

2. Из воспоминаний о Пушкине.

- Для этого прочитаем три произведения о писателе и ответим на вопросы. Составим небольшой устный отчёт об изученном материале.

( Для данного урока произведения были прочитаны заранее. В технологии проектная деятельность тема обычно изучается на двух спаренных уроках, тогда произведения можно читать на первом уроке.)

Осуществление деятельности.

Дети работают в группах.

Возможные вопросы для учащихся.

I группа

Ю.Тынянов « Поступление в Лицей»

- Кем был избран Александр?
- Кто захотел проверить знания маленького Саши перед экзаменом?
- Остался ли Василий Львович доволен проверкой?
- Что было перед экзаменом? Кто сопровождал Сашу к министру на представление?
- Как проходил экзамен?
- Как узнал Саша , что принят в Лицей?

II группа

Б.Шатилов « Открытие Лицея»

- Когда в Царское Село, в Лицей , стали съезжаться воспитанники?
- Кто приехал одним из первых?
-Сколько было воспитанников в Лицее?
- Как готовили лицеистов к торжественному открытию Лицея?
- Когда состоялось открытие Лицея?
- Кто на нём присутствовал?
- Кто выступал на открытии Лицея?
- Что было нового в Уставе образовательного учреждения?
- Каков был распорядок жизни в Лицее 7
- Почему Пушкин сначала не нравился товарищам?
- Кто сразу всем сердцем понял Пушкина?
- Почему лицеисты всё же полюбили Пушкина?

III группа

И. Пущин « Из записок о Пушкине»

- Когда в Москве узнали , что Пушкин в ссылке?
- Что сделал Пущин?
- Какой путь пришлось преодолеть друзьям поэта , чтобы добраться до места ссылки Пушкина?
- Где встретил друзей Пушкин?
- Какими были первые минуты встречи?
- Кто был вместе с поэтом в ссылке?
- В каких условиях жил Пушкин в Михайловском?
- О чём говорили друзья во время встречи?
- Что привёз Пущин своему другу?
- Как простились друзья?

По вопросам учителя к произведению дети составляют устный отчёт , с которым будет выступать представитель от данной группы , и помогают ему подготовиться к выступлению. Во время работы учащихся учитель подходит к ним и помогает при возникновении трудностей.

Перед презентацией делается перерыв.

Презентация.

1) - Итак, у вас есть 5 минут, чтобы рассказать, что вы узнали, как вы это узнали, какие у вас были трудности.

Выступление учащихся.

( Заранее подготовленные дети по ходу выступления представителей своих групп дают краткие справки о том, что такое Лицей, о Лицее, о ссылке).

2) Итог работы.

- Итак, давайте сформулируем, с какими тремя фактами из биографии писателя мы познакомились.

а) Экзамен при поступлении в Лицей.
б) Открытие Лицея.
в) В ссылке. Встреча со старым другом.

3) Оценивание работы детей. Рассматривание выставки книг и творческих работ учащихся.