Эпиграф:
Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придёт, а от разума и трудное легким станет. (А. П. Платонов)
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новым автором - драматургом - Шулбаевой В. Г.; определить своеобразие её творчества;
- продолжить обучение анализу драматического произведения;
- помочь раскрыть характеры героев;
Развивающие:
- развивать работоспособность, стремление к познавательной деятельности;
- обучать умению выделять главное, создавать ситуации, связанные с эмоциональными переживаниями;
- помочь сделать выводы и обобщения.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к своей малой родине, родителям;
- развивать умение видеть прекрасное в обыденном.
Оборудование:
презентация, музыкальная композиция.Тип урока: объяснение нового материала.
Форма урока: проблемно-поисковый урок с открытой темой.
Оргмомент:
Учитель: Я рада видеть сегодня всех вас. Урок у нас сегодня без определённой темы. Мы должны будем озаглавить урок.
Информация об авторе
Учитель: Сегодня я хочу поговорить о не совсем обычном. В вашем классе преобладающее количество девушек, и вам будет поговорить о женской доле. Исстари роль женщины была незавидная. Об этом вы говорили, изучая творчество Николая Алексеевича Некрасова, Александра Николаевича Островского (идёт демонстрация слайдов). А в дальнейшем на уроках встретите в творчестве Чернышевского Николая Гавриловича. Яркую галерею женских образов создаёт Шулбаева Валентина Гавриловна с богатым внутренним миром, поэтичностью.
Кто же она такая? Она талантливый журналист, главного редактора книжного издательства, была руководителем литобъединения "Утренняя звезда", драматург и прозаик, член правления Лиги женщин "Алтынай". Не завидна бы была её судьба, если бы она родилась раньше, например, в семье чабана. И она быть может в дальнейшем пасла скот, работала в колхозе дояркой. И по-другому бы сложилась её судьба ... Шулбаева Валентина Гавриловна по инициативе ХакНИИЯЛИ, Союза писателей Республики Хакасии и союза женщин "Алтынай" была выдвинута на соискание премии имени Н.Ф. Катанова в 2008 году.
Фронтальная беседа
Учитель: Скажите, знакомо ли вам творчество Шулбаевой В.Г.? Какие произведения читали?
Какое понравилось больше? (Какое произвело большее впечатление?) А более современное?
Ученики отвечают.
Учитель: Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о пьесе В.Г. Шулбаевой "Когда цвела сакура".
Работа с афишей
Учитель: Давайте вспомним сюжет. Я буду помогать вспоминать персонажей драмы. Обратите внимание на слайды. Ребята, наблюдайте за ударением, это имена хакасские и японские.
Ученики: Перед нами предстает юная любящая Алтынай, мечтающая создать свой собственный мир с мужем, японцем по национальности, Амеко, с которым она училась в Москве, мир тихого семейного счастья и радостного материнства в Токио, на его земле. Провожая дочь в Японию, мать благословила ее: "Да будет с тобой твои солнце и луна, не забывай родную землю". Девушка всегда будет помнить прощальные слова своей матери. Спокойно, уютно ей рядом с мужем на чужой стороне. Но недолго длилось ее семейное счастье: Амеко изменил Алтынай, а она не смогла простить предательство, затем героине предстоит пережить еще одну страшную потерю умирает в Хакасии ее мать. Потеряв любимых людей, молодая женщина сумела выстоять и понять, что ничего дороже матери и Родины на свете нет.
Аналитическая работа с текстом
Учитель: Темы произведения какие, т.е. о чём произведение? Не забывайте делать пометки в тетрадях.
Ученик: Тема Родины, патриотизма, любви, гордости, верности, предательства,.
Учитель: Что является основным конфликтом драмы?
Ученик: Проблема внутреннего выбора, конфликт внутри себя. Встречаются в пьесе "Когда цвела сакура" и политические и нравственные проблемы современного общества.
Учитель: Конфликты могут быть между человеком и природой, человеком и окружающей средой, человеком и обществом. Героиня не может выбрать между любимым, но на чужбине, и близость к матери, на родной земле.
Давайте докажем, прочитаем (нужно назвать страницы).
Учитель: Как раскрываются характер Алтынай? Через что?
Ученик: Драматург показывает их в действии через речевую характеристику.
Ученики находят и зачитывают отрывки из текста о внутренней борьбе в душе героини, обращая внимание на внутренние монологи.
Учитель: А если бы вы оказались на месте героини, что бы вы сделали? Как бы вы поступили?
Учитель: Кто помогает ей определиться в выборе, убеждает, что она сильная?
Ученик: Конечно же, мать. Именно мать.
Учитель: У писателей есть своеобразный приём сна. Что даёт писательский приём сна?
Ученик: Он даёт возможность увидеть внутренний мир.
Чтение по ролям
Девушки в классе читают выбранный учителем отрывок по ролям.
Учитель: Эта сцена - ключевая. Именно мать даёт ей новые силы для дальнейшего пути, указывает путь, выход. "Мать умерла, но не умерла земля моя. Она меня зовет..." - говорит в финале Алтынай, в этих словах заключается основная идея пьесы. И здесь кроется не только зов матери, сколько героиню зовёт земля, Родина.
Учитель: Как можно охарактеризовать главную героиню пьесы?
Ученик: Она добрая, отзывчивая, справедливая, умеющая любить искренно и всем сердцем.
Учитель: "Когда цвела сакура". Красивое название. Когда цветёт сакура? А как вы понимаете его смысл?
Ученик: (Весной происходит обновление, рождение нового. Алтынай решает вернуться на родину)
Сакура не просто цветущая вишня, воспетая японскими поэтами. Она сравнивается с любовью, надеждами, счастливой семьёй. Казуко (соперница Алтынай) говорит Амеко о том, что когда-то сакура цвела для них. Именно она зло надламывает ветку сакуры, а ведь это для японцев плохой знак. А Амеко свою жену Алтынай, увидев в кимоно, называет живой сакурой.
Учитель: Что напоминает вам главная героиня? (сравнить Алтынай с веточкой сакуры)
Аналитические записи.
Учитель: Как бы нам можно озаглавить наш урок? Подумайте и запишите несколько предложений, продолжая фразу.
"Я считаю, что сломанная ветка - это героиня".
Представьте, ребята, Алтынай - это веточка сакуры. Она отломана от дерева. Она может погибнуть, а может упасть в благодатную почву, её польёт дождями, она пустит корни, сама станет деревом, т.е. в дальнейшем возможна жизнь. Душа девушки может воскреснуть. Родная земля поможет её воскреснуть.
Что будет с ней дальше? Продолжите мысль.
Вновь обратите внимание на хорошие слова в эпиграфе урока.
Ученики по желанию зачитывают варианты.
Мы все сочувствуем героине, сопереживаем вместе с ней. Я думаю, что в названии должны воплотиться надежды на лучшее, благое пожелание героине.
Запишите свои варианты в тетрадь. Прочитайте их. (Выбираем, записываем)
Рефлексия. Цветовой индекс урока.
Учитель: Благодарю, ребята за активную работу. Вы живо откликнулись на мои вопросы и задания, интересны и эмоциональны были ваши ответы. Надеюсь, что встреча с Шулбаевой Валентиной Гавриловной незакончена. Вы с Анной Александровной ещё не раз будете обращаться к её творчеству.
Я поняла, что вы люди мыслящие. Мне хотелось бы, чтобы вы оценили свою работу (разъяснения на слайде). На жетонах не забудьте написать свою фамилию.
- Карточка розового цвета обозначает: "Я удовлетворен(а) уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал(а) на уроке, я получил(а) заслуженную оценку, я понимал(а) всё, о чём говорилось и что делалось на уроке".
- Карточка оранжевого цвета обозначает: "Урок был интересен и я принимал(а) в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал(а) с места, я сумел(а) выполнить ряд заданий, мне на уроке было достаточно комфортно".
- Карточка зелёного цвета обозначает: "Пользы от урока я получил(а) мало, я не очень понимал(а), о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к работе на уроке я не был(а) готов(а)".