Цели:
- Знакомство с биографией П.Бажова. Выяснить географические особенности Урала, о котором пишет автор сказов. Выяснить отличие сказа и сказки.
- Развивать словарный запас учащихся, умение работать с текстом, сопоставлять и сравнивать.
- Воспитывать любовь к сказам, уважение к писательскому труду.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент
2. Вступительное слово учителя
…Колдун уральский бородатый,
Бажов нам дарит новый сказ.
«Живинка в деле, сказ богатый
И поучительный для нас.
В нем слово каждое лучится,
Его направленность мудра,
Найдут чему здесь поучиться
Любого дела мастера… - так писал Демьян Бедный.
- Имя какого писателя прозвучало в стихотворении?
- О чём пойдёт речь на уроке?
Павел Петрович Бажов – замечательный русский писатель, который подарил нам замечательные произведения особенного жанра – сказы.
Готовясь к сегодняшнему уроку, вы много прочитали о нём. А наши библиографы потрудились на славу, послушаем, что они нам расскажут о писателе.
3. Выступления учащихся
П.П.Бажов - русский писатель, родился 28 января в 1879 году в г. Сысерти на Урале, в семье мастера. Работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. С детства ему нравились люди, легенды и предания, сказки и песни родного Урала.
Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить», т.е. ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище было мальчишеское - Колдунков. И позже, когда он стал печатать свои произведения, подписывался одним из своих псевдонимов - Колдунков.
Бажов учился в мужской земской трёхлетней школе, в которой был духовную семинарию, в которой обуталантливый учитель словесности, сумевший увлечь ребят литературой. Все советовали учить сына дальше, но бедность рабочей семьи не позволяла мечтать о гимназии или училище. Единственным достижимым оказалось Екатеринбургское духовное училище – в нём была низкая плата за обучение и предоставляли бесплатное жильё. И в 14 лет Павел поступил в духовную семинарию, в которой обучался 6 лет. В это время он познакомился с классической и современной литературой.
В 1899 году Бажов начал учительствовать. Он преподавал русский язык, много ездил поУралу, интересовался фольклором, краеведением, занимался журналистикой.
Ещё мальчишкой он впервые услышал интересную историю о тайнах Медной горы. Хорошими рассказчиками были местные старики - лучшим из них был Василий Хмелин. Он в то же время работал сторожем на Полевском заводе, у его сторожки собирались ребятишки послушать интересные истории о сказочном змее Полозе, его дочерях, о Хозяйке Медной горы. Надолго запомнил Паша Бажов рассказы этого старика. Бажов вспоминал, как это происходило: «Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: Сказку говоришь? Сказки это, мой друг, про попа и попадью. Такие тебе слушать рано. Про старинное житьё да про земельные дела - помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало приводилось… Только это не сказки, а сказы да побывальщина прозываются. Иное, слыш-ко, и и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь - сказку!» Так и прозвали его ребята дедушка - Слыш-ко. В сказах Бажова слышится голос рассказчика-дедушки Слышко - причастного к событиям. Он говорит колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений, присказок и поговорок.
4. Лексическая работа
Учитель: К сегодняшнему уроку вы прочитали сказ П.Бажова «Медной горы хозяйка», в котором встречаются слова и выражения, характерные для жителей Урала, для людей, занимающихся добычей каменной руды. Давайте поработаем с этими словами, объясним значение слов и выражений:
Парун чистый - жаркий день
Оба в горе робили - работали оба в горе
Итам протча, что пойдёт - другое
И кашлял завсе - всегда, часто
Из себя ладная
А ртуть девка - подвижная
Лопочет что-то - шепчет
Слово молвить – сказать
Виду не оказывает - не показывает
Обробеть - струсить
Наигрыш вести - заговаривать
Земли незнатко -
Парню забидно стало -
Я в горе роблю - работаю в горе
Каёлка - кирка
- Как вы думаете, для чего П.Бажов использует столько уральских слов? (чтобы показать колоритную речь уральцев, их нравы и обычаи, погрузить в атмосферу произведения)
5. Интеграция по предмету природоведение
Итак, действия в сказе происходят на Урале.
- А кто знает, где находится Урал? (показать на карте) Урал находится на стыке Европы и Азии и является границей между этими регионами.
- Какие горы находятся здесь? (Уральские)
- Чем богат этот край? Почему Урал называют сокровищницей России? (Урал - сокровищница нашей страны)
- Об этом удивительном крае нам расскажут географы.
6. Ильменский государственный минералогический заповедник
История изучения Ильмен началась более 200 лет назад, и история эта захватывающе интересна и порой напоминает хороший детектив, с головокружительным сюжетом. Здесь искали одно, а находили другое; открывали минералы, которые затем "исчезали" на десятилетия и не всегда "появлялись" вновь; на одном и том же материале создавали взаимоисключающие научные теории.
Двести с лишним лет назад, в смутное время пугачевщины и крестьянских волнении, казак Чебаркульской крепости Прутов нашел в лесах у Ильменского озера необычный камешек, как тогда говорили - «чистой воды». Камень оказался топазом, одним из самых дорогих и модных в то время самоцветов. Началась "каменная лихорадка". За короткий срок в Ильменах были обнаружены берилл, аквамарин, амазонит, фенакит; налажена интенсивная добыча топазов.
Добывали на Урале и малахит. Особенно известен Гумешевский рудник (ныне оставленный), из которого добыта огромная глыба малахита весом почти в полторы тонны, находящаяся в Горном институте. В настоящее время разработка уральского малахита полностью прекращена. По мнению крупного ученого-минералога Г.Н.Вертушкова, на Урале возможно открытие новых месторождений малахита.
Малахит ценится довольно дорого и употребляется для изготовления ваз, облицовки столов, шкатулок и других предметов, а также для вставок в мелкие ювелирные изделия. Колонны внутри Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге облицованы тонкими пластинками малахита. Со времен Древнего Египта малахитовую руду использовали для получения меди.
7. Анализ жанра сказа «Медной горы хозяйка»
- Прочитайте начало сказа, сопоставьте его с началом русской народной сказки. (В сказе нет зачина: «Жили-были»)
- Кто является главными героями сказа? (Степан, Медной горы хозяйка)
- Найдите в тексте описание героини? (........... стр. ...........)
- Что необычного в нём, сказочного?
- Что особенно удивило Степана?
- Как изменилась жизнь Степана после встречи Степана с Хозяйкой Медной горы?
- Сравните главных героев со сказочными? (здесь в их роли – люди обыкновенные, горнорабочий, приказчик и др.)
- Как вы думаете, кем мог быть рассказчик? (человек из народа)
- Присутствует ли образ рассказчика в русских народных сказках? (нет)
- Что было положено в основу создания сказа? (предания, легенды)
Составление сопоставительной таблицы. (см.слайд)
Используя критерии сравнения (см.слайд), сравните сказку и сказ, запишите собственное определение сказа.
- Прочитайте свои сравнения и определения.
8. Работа с иллюстрациями
Павел Петрович Бажов написал много подобных произведений. Работал он долго и кропотливо, делая многочисленные поправки в черновиках.
- Назовите другие известные вам сказы П.Бажова («Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка» и др.)
Современные издания книг Бажова выглядят красочно и привлекательно. Перед вами обложки и иллюстрации к сказам Бажова.
9. Домашнее задание, оценки
- Подготовьте пересказ понравившегося эпизода, выполните к нему иллюстрацию. На урок природоведения - подготовьте сообщение о других достопримечательностях Урала.