Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели урока:
образовательные
- выявить понимание учащимися внутреннего мира героев, особенностей сложных взаимоотношений персонажей в отношении к любви;
- углубить представление о герое;
- отрабатывать навык анализа художественного произведения;
- подготовиться к сочинению;
развивающие
- развивать навыки ведения дискуссии как нетрадиционного подхода к осмыслению произведения;
- умение грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;
- развивать культуру устной монологической речи, выразительное комментированное чтение;
- умение анализировать, обобщать, делать выводы, ставить и решать проблемный вопрос;
- развивать индивидуальные способности учащихся;
воспитательные
- прививать любовь к творчеству И. С. Тургенева;
- воспитывать умение слушать и понимать других и их точку зрения;
- формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие.)
Тип урока: - комбинированный.
Методы работы
на уроке:
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- эвристический.
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Средства обучения:
- портреты И. С. Тургенева и П. Виардо;
- иллюстрации к произведению;
- раздаточный материал (эпиграфы и алгоритм работы );
- тексты романа " Отцы и дети ";
- тетради по литературе;
- тесты;
- памятки " Как работать в группе ";
- толковые словари;
- стенд " Мы изучаем " со сменным материалом по творчеству писателя,
- видеофильм “Отцы и дети”;
- стихи о любви.
Оформление доски:
- тема занятия,
- ключ к тесту,
- критерии оценок,
- проблемный вопрос.
Форма проведения урока: урок развивающего обучения.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, определение отсутствующих.
- Я вижу, что все присутствуют, готовы к работе, начнём наше занятие.
Сегодня у нас присутствуют гости.
2. Актуализация опорных знаний.
Повторение материала, усвоенного на предыдущих уроках, проводится в форме тестовой работы. ( Смотри приложение 1). ( На доске открывается ключ к тесту и критерии оценок; тест проверяется путём взаимоконтроля - в парах).
- Поднимите руки, у кого оценка "5 "? "4 "? Молодцы!
У кого "3 " и " 2 " - есть неверные ответы, обратите внимание, какой ответ должен быть верным.
- На все ли вопросы можно было ответить?
3. Изучение нового материала методами развивающего обучения.
Проблемный вопрос: "Можно ли сказать, что роман Тургенева " Отцы и дети "- это
произведение о любви? "
4. Слово учителя. (Преподаватель читает стихотворение Б. Заходера).
Не бывает любви несчастной.
Может быть она
Горькой,
Трудной,
Безответной и безрассудной.
Может быть
Смертельно опасной,
Но несчастной
Любовь не бывает,
Даже если она...
Убивает.
Тот, кто этого не усвоит
И счастливой любви не стоит.
- Наверное, вы уже догадались, о чём пойдёт речь на нашем занятии. Запишите тему урока, проблемный вопрос, на который вы должны будете ответить в конце урока.
Целеполагание.
- Посмотрите на тему урока. О чём поведём свой разговор? ( Учащиеся отвечают на вопросы).
Попробуем ответить на вопросы:
- как любовь влияет на человека?
- как изменился Базаров?
- как повлияла на него любовь?
- изменился ли внутренний мир героя?
Мотивация.
- Для чего нам это нужно? ( Подготовиться к написанию сочинения, ответить на проблемный вопрос и т. д.)
- В чём должны на уроке разобраться? ( Что значит любовь в жизни героев.)
Актуализация.
- Кто главный герой романа? ( Евгений Базаров).
- Кто он? (Составляется портретная характеристика: врач, нигилист, молодой человек, проходит испытание любовью, что отрицает?)
Учитель: образ Базарова будет неполным, если мы не рассмотрим, как он проходит главное испытание в своей жизни.
- Какие слова в теме нашего урока являются ключевыми? ( Любовь, жизнь).
Презентация слова " любовь" (ассоциации). С позволения учащихся зачитываются.
- Каково толкование этого слова в словаре? ( Работа со словарём.)
- Сколько людей, столько формул любви и счастья.
- Что значит для героев Тургенева слово " любовь "? Как автор показывает любовь в жизни героев романа?
- Кого автор связал любовными узами?
Работа в группах. ( Класс делится на 3 группы. 1 группа рассматривает отношения родителей Базарова как старшего поколения, приводят цитаты; 2 группа рассматривает взаимоотношения Николая Петровича и Маши, Николая Петровича и Фенечки; 3 группа рассматривает взаимоотношения Павла Петровича и княгини Р. и Евгения Базарова и Одинцовой.)
- Сделайте выводы, чем была любовь для родителей Базарова, для Н. Кирсанова,
как сначала относился Базаров к любви, через месяц?
(Учащиеся делают вывод, что Павел Петрович и Базаров - оппоненты в спорах, но есть общее в их любви: страсть, которая перевернула их жизнь, заставила по- другому
посмотреть на мир.)
- Почему Одинцова отвергает любовь Базарова?
- Почему княгиня Р. отвергает любовь Кирсанова?
- Как повлияла любовь к Одинцовой на Базарова?
- Можно ли сказать, что это любовь на всю жизнь? Почему?
- Не возникает ли у вас мнение, что Тургенев наказал своих героев столь сильным чувством именно потому, что они к нему никогда не стремились? (Павел Петрович - "женщины сходили с ума"; Базаров - " великий охотник до женщин").
Учитель: мы рассмотрели все поколения и их отношение к любви.
- Что делает с человеком любовь?
Общий вывод: любовь окрыляет человека; любовь бывает разной, но без неё человек жить не может.
5. Дискуссия.
- Всегда ли повезёт человеку в любви?
- Что любовь в нашей жизни?
6. Закрепление.
- Отвечаем на проблемный вопрос.
Учитель: в качестве итога нашего разговора, выберите слова, которые наиболее соответствуют , на ваш взгляд, теме нашего занятия. ( Работа с эпиграфами).
(Смотри приложение 2).
- Случайна ли эта тема? (Нет).
Учитель: тема любви в творчестве Тургенева не случайна, всех своих героев он испытывает на любовь. Через всю свою жизнь писатель пронёс любовь к Полине Виардо.
Индивидуальное выступление учащегося. (Взаимоотношения писателя и певицы).
- Любовь была значима и для самого Тургенева.
7. Итог урока.
- Посмотрите на тему урока ещё раз. О чём говорили?
- Разобрались ли во внутреннем мире героев?
- Ответили ли на вопрос: " Что значит любовь в жизни героев "?
- Смогли ли мы сегодня ответить на проблемный вопрос?
Учитель: подводя итог урока, хочу сказать, что ваша работа мне понравилась, вы сегодня хорошо поработали, но этого мало, чтобы написать сочинение подготовкой, к которому мы займёмся на следующем уроке.
8. Информация о домашнем задании.
- " Страница из дневника Базарова " (творческая работа). (Представьте себя на месте Базарова и попробуйте выразить свои чувства в форме дневниковых записей).
Оценки за урок, за тестовую работу.
Учитель:
- Всем спасибо за работу.
Пожелание учителя. Чтение стихотворения Александра Ревы.
Не любите "кого-нибудь",
"Как - нибудь" - не любите.
Ждите самого лучшего,
А не случая. Ждите
Слова самого верного,
Счастья самого вечного.
Ждите самого первого,
А не первого встречного!
9. Рефлексия.
- Подводя итоги наших прошлых уроков, я собрала сегодня все слова, которыми мы их оценивали. Уходя, пусть каждый из вас поставит значок против того слова, которое отражает ваше сегодняшнее отношение к уроку:
- интересно
- познавательно
- жизненно
- полезно
- обыденно
- трудно
- посредственно.
См. приложение 3.