Урок по теме "Только любовью держится и движется жизнь"

Разделы: Литература


Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цели урока:

образовательные

  • выявить понимание учащимися внутреннего мира героев, особенностей сложных взаимоотношений персонажей в отношении к любви;
  • углубить представление о герое;
  • отрабатывать навык анализа художественного произведения;
  • подготовиться к сочинению;

развивающие

  • развивать навыки ведения дискуссии как нетрадиционного подхода к осмыслению произведения;
  • умение грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;
  • развивать культуру устной монологической речи, выразительное комментированное чтение;
  • умение анализировать, обобщать, делать выводы, ставить и решать проблемный вопрос;
  • развивать индивидуальные способности учащихся;

воспитательные

  • прививать любовь к творчеству И. С. Тургенева;
  • воспитывать умение слушать и понимать других и их точку зрения;
  • формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие.)

Тип урока: - комбинированный.

Методы работы

на уроке:

  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • эвристический.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Средства обучения:

  • портреты И. С. Тургенева и П. Виардо;
  • иллюстрации к произведению;
  • раздаточный материал (эпиграфы и алгоритм работы );
  • тексты романа " Отцы и дети ";
  • тетради по литературе;
  • тесты;
  • памятки " Как работать в группе ";
  • толковые словари;
  • стенд " Мы изучаем " со сменным материалом по творчеству писателя,
  • видеофильм “Отцы и дети”;
  • стихи о любви.

Оформление доски:

  • тема занятия,
  • ключ к тесту,
  • критерии оценок,
  • проблемный вопрос.

Форма проведения урока: урок развивающего обучения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, определение отсутствующих.

- Я вижу, что все присутствуют, готовы к работе, начнём наше занятие.

Сегодня у нас присутствуют гости.

2. Актуализация опорных знаний.

Повторение материала, усвоенного на предыдущих уроках, проводится в форме тестовой работы. ( Смотри приложение 1). ( На доске открывается ключ к тесту и критерии оценок; тест проверяется путём взаимоконтроля - в парах).

- Поднимите руки, у кого оценка "5 "? "4 "? Молодцы!

У кого "3 " и " 2 " - есть неверные ответы, обратите внимание, какой ответ должен быть верным.

- На все ли вопросы можно было ответить?

3. Изучение нового материала методами развивающего обучения.

Проблемный вопрос: "Можно ли сказать, что роман Тургенева " Отцы и дети "- это

произведение о любви? "

4. Слово учителя. (Преподаватель читает стихотворение Б. Заходера).

Не бывает любви несчастной.
Может быть она
Горькой,
Трудной,
Безответной и безрассудной.
Может быть
Смертельно опасной,
Но несчастной
Любовь не бывает,
Даже если она...
Убивает.
Тот, кто этого не усвоит
И счастливой любви не стоит.

- Наверное, вы уже догадались, о чём пойдёт речь на нашем занятии. Запишите тему урока, проблемный вопрос, на который вы должны будете ответить в конце урока.

Целеполагание.

- Посмотрите на тему урока. О чём поведём свой разговор? ( Учащиеся отвечают на вопросы).

Попробуем ответить на вопросы:

  • как любовь влияет на человека?
  • как изменился Базаров?
  • как повлияла на него любовь?
  • изменился ли внутренний мир героя?

Мотивация.

- Для чего нам это нужно? ( Подготовиться к написанию сочинения, ответить на проблемный вопрос и т. д.)

- В чём должны на уроке разобраться? ( Что значит любовь в жизни героев.)

Актуализация.

- Кто главный герой романа? ( Евгений Базаров).

- Кто он? (Составляется портретная характеристика: врач, нигилист, молодой человек, проходит испытание любовью, что отрицает?)

Учитель: образ Базарова будет неполным, если мы не рассмотрим, как он проходит главное испытание в своей жизни.

- Какие слова в теме нашего урока являются ключевыми? ( Любовь, жизнь).

Презентация слова " любовь" (ассоциации). С позволения учащихся зачитываются.

- Каково толкование этого слова в словаре? ( Работа со словарём.)

- Сколько людей, столько формул любви и счастья.

- Что значит для героев Тургенева слово " любовь "? Как автор показывает любовь в жизни героев романа?

- Кого автор связал любовными узами?

Работа в группах. ( Класс делится на 3 группы. 1 группа рассматривает отношения родителей Базарова как старшего поколения, приводят цитаты; 2 группа рассматривает взаимоотношения Николая Петровича и Маши, Николая Петровича и Фенечки; 3 группа рассматривает взаимоотношения Павла Петровича и княгини Р. и Евгения Базарова и Одинцовой.)

- Сделайте выводы, чем была любовь для родителей Базарова, для Н. Кирсанова,

как сначала относился Базаров к любви, через месяц?

(Учащиеся делают вывод, что Павел Петрович и Базаров - оппоненты в спорах, но есть общее в их любви: страсть, которая перевернула их жизнь, заставила по- другому

посмотреть на мир.)

- Почему Одинцова отвергает любовь Базарова?

- Почему княгиня Р. отвергает любовь Кирсанова?

- Как повлияла любовь к Одинцовой на Базарова?

- Можно ли сказать, что это любовь на всю жизнь? Почему?

- Не возникает ли у вас мнение, что Тургенев наказал своих героев столь сильным чувством именно потому, что они к нему никогда не стремились? (Павел Петрович - "женщины сходили с ума"; Базаров - " великий охотник до женщин").

Учитель: мы рассмотрели все поколения и их отношение к любви.

- Что делает с человеком любовь?

Общий вывод: любовь окрыляет человека; любовь бывает разной, но без неё человек жить не может.

5. Дискуссия.

- Всегда ли повезёт человеку в любви?

- Что любовь в нашей жизни?

6. Закрепление.

- Отвечаем на проблемный вопрос.

Учитель: в качестве итога нашего разговора, выберите слова, которые наиболее соответствуют , на ваш взгляд, теме нашего занятия. ( Работа с эпиграфами).

(Смотри приложение 2).

- Случайна ли эта тема? (Нет).

Учитель: тема любви в творчестве Тургенева не случайна, всех своих героев он испытывает на любовь. Через всю свою жизнь писатель пронёс любовь к Полине Виардо.

Индивидуальное выступление учащегося. (Взаимоотношения писателя и певицы).

- Любовь была значима и для самого Тургенева.

7. Итог урока.

- Посмотрите на тему урока ещё раз. О чём говорили?

- Разобрались ли во внутреннем мире героев?

- Ответили ли на вопрос: " Что значит любовь в жизни героев "?

- Смогли ли мы сегодня ответить на проблемный вопрос?

Учитель: подводя итог урока, хочу сказать, что ваша работа мне понравилась, вы сегодня хорошо поработали, но этого мало, чтобы написать сочинение подготовкой, к которому мы займёмся на следующем уроке.

8. Информация о домашнем задании.

- " Страница из дневника Базарова " (творческая работа). (Представьте себя на месте Базарова и попробуйте выразить свои чувства в форме дневниковых записей).

Оценки за урок, за тестовую работу.

Учитель:

- Всем спасибо за работу.

Пожелание учителя. Чтение стихотворения Александра Ревы.

Не любите "кого-нибудь",
"Как - нибудь" - не любите.
Ждите самого лучшего,
А не случая. Ждите
Слова самого верного,
Счастья самого вечного.
Ждите самого первого,
А не первого встречного!

9. Рефлексия.

- Подводя итоги наших прошлых уроков, я собрала сегодня все слова, которыми мы их оценивали. Уходя, пусть каждый из вас поставит значок против того слова, которое отражает ваше сегодняшнее отношение к уроку:

  • интересно
  • познавательно
  • жизненно
  • полезно
  • обыденно
  • трудно
  • посредственно.

См. приложение 3.

Структура урока.