Урок по теме "У Лукоморья…" 5-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цель урока: знакомство учащихся с историей создания пролога к поэме «Руслан и Людмила», с отношением поэта к устному народному творчеству; формирование умения анализировать лирическое произведение; совершенствование навыков выразительного чтения.

Оборудование урока: мультимедийная установка; презентация Microsoft PowerPoint.

Ход урока

Слайд 1, 2

Рассматривание портрета Пушкина.

I. Вступительное слово учителя.

В Петербурге, после окончания лицея, Пушкин написал первое крупное литературное произведение «Руслан и Людмила». Поэма свидетельствовала о дальнейшем росте литературной самостоятельности гения Пушкина.

Слайд 3

Поэма имела громадный успех. Она раскупалась нарасхват.

Слайд 4

Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет со следующей надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила»».

Слайд 5

Зато критики, сторонники устарелых книжных теорий в искусстве, пришли от нее в ужас. В вольном обращении Пушкина с преданиями старины, в самом языке они увидели проявление недопустимых с их точки зрения демократических стремлений: «Обратите ваше внимание на новый ужасный предмет, возникающий посреди океана российской словесности».

В 1828 году Пушкин пишет пролог к поэме «Руслан и Людмила». Пролог был ответом Пушкина на споры по поводу его поэмы, утверждающим, что и простонародное может быт

прекрасным. Одновременно пролог стал своего рода художественным исследованием волшебной сказки.

Слайд 6

II. Прослушивание учащимися пролога.

Слайд 7

III. Обмен мнениями о прослушанном.

  1. Каково общее настроение этого текста?
    (Радостное, так как читатель встречается со сказками, а сказка для народа - такой же праздник, как нарядно расшитый костюм, ярко расписанная игрушка).
  2. Кто же рассказывает читателю сказки? (Поэт рассказывает сказки, переданные ему чудесным котом.)

Вы прослушали вступление - пролог к поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Эти строки можно назвать мощным, ярким вступлением ко всему сказочному творчеству великого поэта.

IV. Словарная работа.

Слайд 8

Лукоморье - старинное народное название изогнутого морского берега. Берег, словно лук, изогнулся..

Слайд 9

Неведомые (дорожки) – незнакомые.

Слайд 10

Невиданные (звери) – неизвестные, такие, которых никто не видел.

Слайд 11

Брег песчаный - (устар.). То же, что и берег.

Слайд 12

Витязь – В Древней Руси: отважный, доблестный воин.

Слайд 13

Чредой – (устар.). То же, что очередь.

Слайд 14

Пленяет – взять в плен.

Слайд 15

Темница – место заключения.

Слайд 16

Над златом чахнет – над золотом сохнет.

Дети объясняют с помощью учителя значение данных слов.

V. Работа учащихся по вопросам, раскрывающим тематическое, композиционное и языковое своеобразие пролога.

Слайд 17

  1. Какова общая тема произведения?
    (Тема сказки получает главное направление: «Там чудеса...». Словами там чудеса Пушкин указал на самое важное: мир сказки прекрасен, а красота ее в чудесном).
  2. Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? (Есть).
    Найдите их в тексте, а затем еще раз внимательно прослушайте. Одинаково ли они читаются? (Зачин и концовка читаются с разной интонацией).
  3. В чем причина этих изменений?
    (Волшебная атмосфера зачина передается таинственной интонацией, а концовка читается с мягким юмором, так как заключительные слова пробуждают нас ото сна. Сказка кончилась, она такой же вымысел, как и те угощения, которые «отведал» рассказчик, средствами самой сказки Пушкин разомкнул тот чудесный мир, в который он ввел читателя).
  4. С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие из употребления слова? (С помощью этих слов автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством).

VI. Конкурсное чтение учащимися пролога по заданию.

Первое, что бросается в глаза, - мозаичность. Весь сказочный мир дробится на ярки кусочки. Маленькими отрывочками мы и будем читать текст, передавая таинственный мир сказки.

Слайд 18

VП. Знакомство с произведениями художников, иллюстрирующих пролог. Рассматривание картин художников: Б.Парилова, В.Дудорова.

Мозаичное построение пролога уже на протяжении полутора веков привлекает внимание художников. Дайте название картинам словами из текста.

VШ. Беседа по вопросам с целью выяснения художественных особенностей текста.

  1. Какие произведения устного народного творчества вы вспоминаете, слушая
    «У лукоморья... »? («Кощей Бессмертный», «Марья Маревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и другие).
  2. Какие сказки А.С.Пушкина, сохранившие художественные особенные особенности русских народных сказок вы помните?
    («Сказка о золотом петушке; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде».

IX. Викторина по сказкам Пушкина (Приложение 1).

Х. Д/3 Выучить наизусть пролог.