Цель урока: знакомство учащихся с историей создания пролога к поэме «Руслан и Людмила», с отношением поэта к устному народному творчеству; формирование умения анализировать лирическое произведение; совершенствование навыков выразительного чтения.
Оборудование урока: мультимедийная установка; презентация Microsoft PowerPoint.
Ход урока
Слайд 1, 2
Рассматривание портрета Пушкина.
I. Вступительное слово учителя.
В Петербурге, после окончания лицея, Пушкин написал первое крупное литературное произведение «Руслан и Людмила». Поэма свидетельствовала о дальнейшем росте литературной самостоятельности гения Пушкина.
Слайд 3
Поэма имела громадный успех. Она раскупалась нарасхват.
Слайд 4
Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет со следующей надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила»».
Слайд 5
Зато критики, сторонники устарелых книжных теорий в искусстве, пришли от нее в ужас. В вольном обращении Пушкина с преданиями старины, в самом языке они увидели проявление недопустимых с их точки зрения демократических стремлений: «Обратите ваше внимание на новый ужасный предмет, возникающий посреди океана российской словесности».
В 1828 году Пушкин пишет пролог к поэме «Руслан и Людмила». Пролог был ответом Пушкина на споры по поводу его поэмы, утверждающим, что и простонародное может быт
прекрасным. Одновременно пролог стал своего рода художественным исследованием волшебной сказки.
Слайд 6
II. Прослушивание учащимися пролога.
Слайд 7
III. Обмен мнениями о прослушанном.
- Каково общее настроение этого текста?
(Радостное, так как читатель встречается со сказками, а сказка для народа - такой же праздник, как нарядно расшитый костюм, ярко расписанная игрушка). - Кто же рассказывает читателю сказки? (Поэт рассказывает сказки, переданные ему чудесным котом.)
Вы прослушали вступление - пролог к поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Эти строки можно назвать мощным, ярким вступлением ко всему сказочному творчеству великого поэта.
IV. Словарная работа.
Слайд 8
Лукоморье - старинное народное название изогнутого морского берега. Берег, словно лук, изогнулся..
Слайд 9
Неведомые (дорожки) – незнакомые.
Слайд 10
Невиданные (звери) – неизвестные, такие, которых никто не видел.
Слайд 11
Брег песчаный - (устар.). То же, что и берег.
Слайд 12
Витязь – В Древней Руси: отважный, доблестный воин.
Слайд 13
Чредой – (устар.). То же, что очередь.
Слайд 14
Пленяет – взять в плен.
Слайд 15
Темница – место заключения.
Слайд 16
Над златом чахнет – над золотом сохнет.
Дети объясняют с помощью учителя значение данных слов.
V. Работа учащихся по вопросам, раскрывающим тематическое, композиционное и языковое своеобразие пролога.
Слайд 17
- Какова общая тема произведения?
(Тема сказки получает главное направление: «Там чудеса...». Словами там чудеса Пушкин указал на самое важное: мир сказки прекрасен, а красота ее в чудесном). - Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? (Есть).
Найдите их в тексте, а затем еще раз внимательно прослушайте. Одинаково ли они читаются? (Зачин и концовка читаются с разной интонацией). - В чем причина этих изменений?
(Волшебная атмосфера зачина передается таинственной интонацией, а концовка читается с мягким юмором, так как заключительные слова пробуждают нас ото сна. Сказка кончилась, она такой же вымысел, как и те угощения, которые «отведал» рассказчик, средствами самой сказки Пушкин разомкнул тот чудесный мир, в который он ввел читателя). - С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие из употребления слова? (С помощью этих слов автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством).
VI. Конкурсное чтение учащимися пролога по заданию.
Первое, что бросается в глаза, - мозаичность. Весь сказочный мир дробится на ярки кусочки. Маленькими отрывочками мы и будем читать текст, передавая таинственный мир сказки.
Слайд 18
VП. Знакомство с произведениями художников, иллюстрирующих пролог. Рассматривание картин художников: Б.Парилова, В.Дудорова.
Мозаичное построение пролога уже на протяжении полутора веков привлекает внимание художников. Дайте название картинам словами из текста.
VШ. Беседа по вопросам с целью выяснения художественных особенностей текста.
- Какие произведения устного народного творчества вы вспоминаете, слушая
«У лукоморья... »? («Кощей Бессмертный», «Марья Маревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и другие). - Какие сказки А.С.Пушкина, сохранившие художественные особенные особенности русских народных сказок вы помните?
(«Сказка о золотом петушке; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде».