Цели: дать характеристику лирическому герою раннего творчества В. Маяковского; отметить особенности поэтики.
Оборудование: портреты В. Маяковского, репродукции картин К. Малевича, опорные схемы с теоретическими понятиями, карточки с заданиями
Хотите – |
Ход урока
Учитель читает стихотворение В. Маяковского «Послушайте», а заранее подготовленный ученик – «Нате!».
Вступительное слово учителя
Мы продолжаем разговор о поэзии модернизма и начинаем большую и серьезную тему «Художественный мир В.В. Маяковского». Тема сегодняшнего урока – на доске. Я надеюсь, что к концу занятия мы сумеем ответить на вопрос: «Каков он, лирический герой раннего Маяковского?» и отметить особенности поэтики его ранней лирики.
Сегодня наше первое знакомство с поэтом, с его лирическим героем, с его неповторимой художественной системой.
Многие годы советская литературная критика писала о том, что в десятые годы в России появился поэт, которому суждено было стать провозвестником и певцом революции. «Лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи» называл его Сталин.
А позже, в годы перестройки, когда в литературу стали возвращаться забытые имена и произведения, скорые на переоценку и переориентацию публицисты и критики пытаются «сбросить» его «с Парохода современности», как когда-то пытался это сделать с классиками русской литературы юный Маяковский.
И сегодня нужно заново учиться читать Маяковского, понимая прочитанное, сопереживая ему. Это очень важно, потому что недопонимание и просто непонимание преследовало Маяковского всю жизнь, продолжает преследовать и после смерти. Вот почему вырвались однажды эти горькие строки:
Я хочу быть понят моей страной,
А не буду
Понят –
Что ж.
По родной стране
Пройду стороной,
Как проходит косой дождь.
Дома вы прочитали несколько стихотворений Маяковского. Для некоторых это была первая встреча с поэтом, и я попрошу вас поделиться впечатлениями от прочитанного (ответы учеников).
Действительно, необычно все: стихотворная графика, синтаксис, лексика, ритм… Необычен и лирический герой стихов Маяковского. Итак, каков он, лирический герой раннего Маяковского?
Работа с текстом. Выявление особенностей лирического героя.
Как вы думаете, случайно ли в начале урока прозвучали два столь разных по настроению стихотворения? Обратите внимание на эпиграф к уроку. Найдите два слова, которые могут стать вашими помощниками в работе (бешеный – нежный). Вы прочитали стихи дома, послушали в классе, прочитали эпиграф. Может быть, уже сейчас у вас сложилось впечатление о лирическом герое? (ответы).
А теперь поработаем с разными стихотворениями.
1 группа – «Нате!»
2 группа – «Послушайте!
3 группа – «От усталости»
4 группа – «Кофта фата»
5 группа – «Несколько слов обо мне самом»
Задание: ответить на вопросы
1) Каким предстает в этом стихотворении лирический герой?
2) Кому, по-вашему, могут быть адресованы эти строки?
3) Каким ощущает себя лирический герой в этом мире?
Работа в группах, ответы учеников, запись на доске.
Примерные ответы учеников:
«Нате». Лирический герой дерзкий, вызывающий, бунтующий, желающий возмутить беспечное спокойствие сытой публики, но в то же время очень ранимый, чувствительный.
«Послушайте!». Лирический герой – человек очень чувствительный, романтичный, нуждающийся в гармонии и красоте так остро, что дерзает даже ворваться с просьбой к самому Богу. Он гуманист, любит людей, сочувствует им.
«Кофта фата». Лирический герой вызывающе дерзок, самоуверен, раскован и даже пошловат. Он высокомерен, на равных общается с Землей и Солнцем…но он нуждается в улыбках женщин и девушек, которые готов нашить цветами на кофту фата.
«От усталости». Лирический герой чувствует свою силу, он даже снисходительно обращается к Земле, такой же усталой, ораненной, как он сам, вздыбленной ланями. Земля – сестра ему, следовательно, он ощущает себя значительным, наделенным необычайной силой.
«Несколько слов обо мне самом». Лирический герой – дерзкий, вызывающий, шокирующий. Первая строчка – эпатаж! Зачем? Чтобы услышали, заметили его, такого страдающего и одинокого.
Выводы. Слово учителя
Несовершенное мироустройство, самодовольные, сытые обыватели, такие, которые пришли на открытие кабаре «Розовый фонарь», – благопристойная буржуазная публика – вот ей, этой публике, и бросал в лицо свои стихи поэт. Стихотворение «Нате!» прозвучало на открытии этого кабаре, нашло своего адресата и произвело то действие, на которое автор мог рассчитывать.
Один из исследователей творчества Маяковского Олег Федоров считает, что интонационная доминанта, на которой держится все стихотворение «Послушайте!», – прекраснодушная взволнованность, отдаленно напоминающая настроение Пети Ростова в ночь перед роковым для него боем, с той только разницей, что толстовский герой обращался к конкретным людям, страстно желая каждому сделать что-то приятное, а лирический герой Маяковского имеет в виду осчастливить ни много ни мало целое человечество, оно для него адресат монолога и объект приложения его деятельностной любви.
По утверждению З. Паперного, нет двух лирических героев в раннем творчестве Маяковского – одного «хорошего», другого «циничного». Есть сложный противоречивый образ человека, который иногда, словно устав от ощущения своей ненужности, в отчаянии надевает на себя маску пошляка и циника с тем, чтобы потом с еще большей яростью отбросить ее.
А Б. Пастернак и Н. Асеев, знавшие Маяковского лично, считали, что лирический герой его похож на подростка (тот же нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюбленность и одновременно неуверенность в себе).
Особенности поэтики ранней лирики Маяковского
Разговор о лирическом герое Маяковского мы продолжим на следующих уроках, а сейчас перейдем к решению второй задачи – отметим особенности поэтики ранних стихотворений Маяковского. Я вернусь к слову «необычная»: необычное содержание, ошеломляющая поэтическая новизна…
Сегодня уже говорили о необычной графике стиха. Мы знаем, что футуристы придавали большое значение визуальному воздействию стихотворения на читателя. Все слышали о знаменитой лесенке Маяковского.
А перед вами стихотворение, написанное в 1913 году, «Из улицы в улицу». Не правда ли, не совсем обычное построение, не похожее на те, что мы читали раньше? А вот почему я поместила это стихотворение на один планшет с репродукциями картин Казимира Малевича, написанными в те же годы, расскажет… (Сообщение ученика)
Перенесение на поэзию принципов кубической живописи с развертыванием объемов, пересечением плоскостей, разложением предметов на элементарные геометрические тела и фигуры прослеживается в некоторых стихотворениях Маяковского.
А сейчас снова будем работать в группах. Раскрывать особенности поэтики мы будем на примере стихотворения «Адище города».
Задание:
1 группа – отметить особенности поэтической лексики;
2 группа – отметить особенности поэтического синтаксиса, словообразования;
3 группа – отметить особенности поэтической фонетики;
4 группа – отметить особенности ритмической организации, рифмы;
5 группа – охарактеризовать художественное время. Пространство. Основные образы
Работа в группах, выступление учеников, запись на доске.
Примерные ответы учеников:
1 группа. «Адище, адки, дьяволы» – как будто попадаешь в преисподнюю; «взрывая, раненое, смерч, крикнул» – ощущение гибельности, катастрофы; использует экспрессивные метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения, прием деэстетизации (ночь излюбилась, похабна и пьяна); рядом с конкретными образами (вывески, где сельди из Керчи, гудки автомобилей, небоскребы) – фантастические (дыры небоскребов, раненое солнце, дряблая луна); лексика очень динамична. Создается впечатление, что движения много, а жизни нет.
2 группа. Заметна инверсия (определения стоят после определяемых слов), чтобы метафора стала еще более заметной, впечатляющей; Маяковский использует все виды предложений; иногда – «неправильные» знаки препинания (тире на границе главного и придаточного предложений, деепричастные обороты) – чтобы ничто не ускользнуло от внимания читателей; ряды однородных членов.
Интересны неологизмы – результат авторского словотворчества (адище, адки) – суффикс -ищ- имеет значение преувеличения, а –к– уменьшительный, но слово «адки» не снижает ощущения гибельности, а лишь разбивает его на составляющие (адище состоит из множества адков).
3 группа. Маяковский использует прием звукописи для передачи настроения и звуков города: скрежет, грохот, рев, визг, плач. Ассонанс: [а ,ы, и]; аллитерация: [гр, скр,, взв…].
4 группа. Это стихотворение написано в рамках тонической системы стихосложения, акцентный стих – четыре ударения четко соблюдены в четырех стихах каждой строфы; между ударными от одного до трех безударных, рифма точная перекрестная
5 группа. Художественное пространство – город, современный Маяковскому, лирический герой, похоже, внедрен в «адище города», так как он видит и слышит все, что там происходит (много образов, рассчитанных на зрительное и слуховое восприятие). Художественное время – вечер, переходящий в ночь (можно предположить, что «адки» – это светящиеся окна в домах. Лирический герой не только видит и слышит происходящее, но и сопереживает ему (нет презрения к сбитому старикашке, попавшему в жернова этого города-монстра, не случайно тот «заплакал, а не завизжал или захныкал»). Удивляют необычные образы: луна – дряблая, солнце – раненое, ночь – излюбившаяся, похабная и пьяная.
Выводы (слово учителя)
Новаторство, стремление к кардинальному обновлению поэзии – вот что определяет творчество Маяковского. Ошеломляющая новизна во всем:
– Маяковский – поэт могучей метафоры, точного, неожиданного сравнения. В его произведениях мир часто предстает укрупненным;
– он умеет показать явления так, как их никогда не воспринимали прежде, сделать привычное странным (прием «остраннения»);
– образы его произведений экспрессивные, удивляющие и запоминающиеся;
– он сознательно прибегает к приему деэстетизации, нарушая поэтические традиции;
– часто его стихи отличаются «скрежещущей» звукописью;
– с его именем связано открытие акцентного стиха, в котором между ударными может быть любое (от 0 до 7-8) количество безударных;
– иногда поэт прорифмовывает строки насквозь;
– дерзкое словоновшество и словотворчество;
– разрушение привычных синтаксических конструкций и вольное обращение со знаками препинания – вот отличительные особенности поэтики Маяковского, и я рада, что вы сумели самостоятельно отметить их.
Домашнее задание
«Адище города» (восприятие, истолкование, оценка)
Оценка деятельности учащихся (заполнение оценочных листов)
Сегодняшнее занятие подошло к концу, но разговор о творчестве Маяковского еще не закончен. Я начала урок со слов Маяковского и хочу закончить ими:
Грядущие люди?
Кто вы?
Вот – я
Весь
Боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души!