Цели:
- расширить познания учащихся о двух гениях России – А.С.Пушкине и М.И.Глинке, создавших новый русский язык – в поэзии и в музыке;
- рассмотреть влияние народных традиций на формирование самобытного творчества великих художников;
- познакомить с художественно-поэтическими и музыкальными произведениями, выросшими из народного лирико-песенного начала;
- показать значение их творчества и применение сопоставительного анализа в практической деятельности.
Оборудование: репродукции портретов А.С.Пушкина, М.И.Глинки; выставка книг и нотной литературы, иллюстрации к музыкальным произведениям, аудиозаписи фрагментов произведений, видеоматериалы: опера «Руслан и Людмила», «Городской романс», «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», «Жизненный и творческий путь М.И.Глинки».
УРОК 1
ХОД УРОКА
(На фоне исполняемого «Ноктюрна М. Глинки звучат строки стихотворения Пушкина «В те дни, в таинственных долинах...»)
Учитель:
– С чем приветствует вас поэт? (С приходом
весны, это стихотворение – гимн весне)
– Что придает торжественность этим строчкам? (То,
что они написаны великим поэтом)
– Прислушайтесь, как вы думаете, кто из
композиторов по стилю письма мог бы написать это
музыкальное произведение?
(Звучит «Ноктюрн ми бемоль мажор» М. Глинки)
Учитель: Ноктюрн – это пьеса лирико-созерцательного характера с широкой, певучей мелодией. Он очень созвучен со стихотворением, которое сейчас прозвучало. Выбор этот не случаен!
(Обращение к высказыванию В.В.Стасова)
Учитель: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества, оба глубоко национальные, черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке»
– Сегодня мы будем говорить об истоках народности в творчестве Глинки и Пушкина, исходя из этого высказывания. М.И.Глинка и А.С.Пушкин – это два великих творца, которые внесли большой вклад в русское искусство, а именно в русскую музыку и поэзию. И, конечно же, большое влияние на их творение оказал фольклор. Что же включает в себя фольклор? (Народное творчество: стихи, песни, танцы, народное рукоделие и т. д.)
1. Рассказ о поэте и композиторе
Первый ученик.
«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в нем язык...», –
писал Пушкин за год до своей трагической гибели. Его пророческие слова сбываются и в наши дни. Гениальные творения Пушкина приобрели подлинно всенародное признание. Он стал народным поэтом в подлинном смысле этого слова. Пушкин никогда не был только литератором. Политик, историк, гражданин, он всегда оказывал могучее влияние на все области культурной жизни России. В частности, огромна роль Пушкина в истории развития русской музыки. И говоря об этом, мы обращаем свои взоры к М.И.Глинке.
(Демонстрируется портрет композитора).
Второй ученик. М.И.Глинка – гениальный
русский композитор. Родился в 1804 году, 20 мая в
селе Новоспасском Смоленской губернии. Первые
годы жизни провел в имении отца, капитана в
отставке, среди деревенской природы Смоленского
края. Здесь он узнал и полюбил народную песню,
заслушивался ею. Во впечатлительную детскую душу
маленького Глинки глубоко запали сказки
крепостной Авдотьи Ивановны, нежно и преданно
любившей его. Огромное впечатление произвели на
Глинку события 1812 года. Спасаясь от нашествия
наполеоновской армии, семья Глинки покинула
имение. Много рассказов о героизме партизан
услышал мальчик и навсегда проникся любовью и
уважением к русскому народу, его могучей силе и
душевной красоте. В домашнем быту Глинки и его
родных часто звучала музыка. У дяди, жившего
неподалеку, был хороший оркестр, состоящий из
крепостных музыкантов. Музыка производила на
мальчика огромное впечатление. После концертов
он ходил рассеянный.
«Музыка – душа моя», – сказал он однажды.
Крепостной оркестр дяди исполнял разнообразные
произведения. Были среди них и русские песни.
Глинка писал: «..может быть, эти песни, слышанные
много раз в ребячестве, были первой причиной
того, что в последствии я стал разрабатывать
преимущественно народную музыку».
Третий ученик: В учебные годы Глинка учился в одном из лучших учебных заведений в Петербурге, в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. Среди его преподавателей были такие незаурядные люди, как А.Куницын (один из любимых учителей Пушкина), К.Арсеньев, преподаватель русской словесности и воспитатель Глинки В.Кюхельбекер был другом Пушкина. Он учил «мыслить и чувствовать». Нет сомнения в том, что он способствовал развитию у Глинки чувства любви и уважения к народу, готовность служить ему. В одной комнате с Глинкой жил брат Пушкина – Лев Сергеевич. Благодаря этому Глинка в юные годы познакомился с великим русским поэтом. Уже тогда Глинка зачитывался стихами Пушкина.
(Чтение фрагмента из стихотворения Пушкина)
Четвертый ученик: Талант М.И.Глинки созревал в период высокого подъема русской литературы, неразрывно связанного с ростом революционно-освободительных идей того времени. Например, в своей патриотической опере «Иван Сусанин» он показал великую роль народа в истории родной страны. Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения.
(Патриотическая песня М. Глинки)
2. Обращение к стихотворению «Зимний вечер» Пушкина
(Звучит мелодия русской народной песни «Зимний вечер» в исполнении учителя)
Учитель: В каких классах и на изучении каких предметов вы встречались с этим произведением? (На уроках чтения во 2 классе, на уроках литературы в 5, на уроках музыки в 6 классах). Очень много стихов поэта было переложено на музыку. В частности и стихотворение «Зимний вечер» стало песней, а музыку к ней создал народ.
(Учащиеся исполняют песню)
– Вслушайтесь в содержание стихов, в музыку.
Чем навеяно это произведение? (Тоска, грусть,
одиночество, чувство безысходности)
– Как вы думаете, что в этой мелодии характерно
для русского народа? Для русской народной песни? (Мелодичность,
красота, распевность, широта).
– Мелодия песни «Зимний вечер» очень народна по
своему содержанию. Вообще песня – это душа
народа. Русская пословица гласит: «Не я пою, душа
поет!». С незапамятных времен народ складывает
свои песни. Потребность излить свои чувства и
мысли в песне, заговорить образным языком музыки
– свидетельство большого духовного
богатства и талантливости русского народа. Песня
«Зимний вечер»по своему душевному состоянию
навеяна тоской, грустью и одиночеством.
3. Начало песенного творчества Пушкина
Сообщение учащегося:Пушкин написал более 50 стихотворений на народные сюжеты, среди них «Городской романс», «К Маше», ставшие народными песнями. Образы поэзии Пушкина вдохновляли многих русских композиторов, среди них был и М.И.Глинка.
(Звучит вступление романса «Я помню чудное мгновение»)
Учитель: Скажите, фрагмент какого произведения вы услышали? («Я помню чудное мгновение»)
– Уточните жанр этого произведения? (Романс)
4. Беседа о романсе, его мелодике
Учитель: Что объединяет песенно-романсовую и речевую интонации? Скажите, а что означает романс?
Сообщение первого учащегося: Романс –
это музыкальное произведение, написанное для
одного голоса с каким-нибудь музыкальным
сопровождением. Песня, мы знаем, тоже вокальное
произведение и часто сольное, т. е. исполняется
одним человеком в сопровождении музыкального
инструмента. Однако к романсе музыка сложнее, чем
в песне. И мелодия, и аккомпанемент не только не
передают общее настроение, общее содержание
текста, но как бы развивают, углубляют его. Музыка
словно прислушивается к каждой фразе, чутко
откликается на все, что в ней говорится и все
время меняется. А раз так, значит одна и та же
мелодия на разные слова, припев – все это для
романса не годится.
Слово «романс» родилось в Испании. Когда-то
очень давно там называли романсами народные
стихотворения и песни. В те далекие времена,
кроме обычного, повседневного языка, во многих
странах существовал еще и другой язык, на котором
ученые писали книги, и который был признан
официальным языком католической церкви –
латынь.
Второй учащийся: На латинском языке писалось очень много мотивов и песнопений. Так вот, в отличие от этих малопонятных сочинений с латинскими текстами, песни и стихи народного склада, которые исполнялись на повседневном, близком и понятном романском наречии, стали называться «романсами». Во все века, во всех странах, всегда существовали лирические песни, песни про любовь. Их пели и простые деревенские девушки, и нежные городские барышни, дочери аристократов и их служанки. Аристократам того времени казались недопустимыми «плебейские» простонародные песни. Вот тогда-то во всей Европе городские песни с чувствительной мелодией и любовным содержанием стали называться красивым словом – «романс».
Учитель: Среди вокального творчества Глинки, появилось прекрасное творение, жемчужина вокального творчества композитора – это романс на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение».
(Сообщения учащихся на фоне музыкальных фрагментов романса)
Если бы меня спросили, что я люблю больше – музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка. Очень люблю читать стихи вслух, пусть даже самому себе. Снимаю с полки томик стихов Пушкина и нахожу одно из самых прекрасных и едва ли не самое знаменитое пушкинское стихотворение:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты...
Начинаю читать и сразу же останавливаюсь. Прочесть его, оказывается, довольно трудно. В ушах сразу же начинает звучать чудесная музыка Глинки и стихи эти хочется петь.
(Исполнение романса)
Учитель: Как вы думаете, что роднит этот романс с народной лирической песней? (Распевность, задушевность, красота мелодики, широта, чувствительность)
Учитель: Музыка закончилась. Да, очень трудно, почти невозможно представить себе теперь эти пушкинские стихи без музыки Глинки. Кажется, что музыка и слова создавались одновременно и даже одним и тем же человеком, – настолько неразрывно они связаны друг с другом, настолько кажутся созданными друг для друга. А между тем слова и музыка написаны в разное время разными людьми и даже посвящены двум разным женщинам. Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, а музыка много лет спустя – её взрослой дочери – Екатерине Керн.
5. Обращение в М.И.Глинке. Общая характеристика творчества
М.И.Глинка – родоначальник русской
классической музыки. В его творчестве
сформировались основные качества русской
классической музыки: высокий профессионализм,
широта и многообразие контактов с народным
творчеством, с национальными традициями. Глинку
можно сравнить с Пушкиным, Римским-Корсаковым,
Прокофьевым по характеру образов. Его искусство
несет оптимистическую линию в жизнь. Девизом его
творчества могут стать слова: «Да здравствует
солнце, да скроется тьма!».
Глинка в своем творчестве осуществляет новый
подход к русскому фольклору. Он использует
народную песню не как средство бытовой
характеристики, а в более сложных драматических
условиях. При использовании подлинно-народных
мелодий Глинка отбирает лучшие и самые
совершенные образцы, использует как принцип
обобщенного показа народной песни, ее
закономерностей, так принцип обобщения через
жанр. Например, «Камаринская» М.И.Глинки
(Слушание).
Анализ произведения. В основу «Камаринской» взяты 2 главных жанра русского народного творчества:
1) Свадебно-протяжная песня
2) Хороводная песня
Музыкальный язык Глинки отличается классической ясностью, законченностью формы, мягким прозрачным звучанием, богатством средств музыкальной выразительности. Мелодический язык композитора делится на 2 типа:
а) мелодика романсов (объединяющая песенную и
речевую интонации
б) оперная мелодика (насыщенная русской
песенностью, обогащенная традициями бельканто
(связное, красивое).
Начиная с Глинки, все большим признанием у композиторов начинает пользоваться принцип темброво-фактурного варьирования. Вариации композитора взяты из традиций русского фольклора – народного творчества. «Музыку создает народ, а мы, композиторы ее лишь аранжируем», – М.И.Глинка. (Высказывание проецируется на доску)
(Исполнение Вариаций на тему русской народной песни «Среди долины ровные»)
Вариации – главный метод в развитии музыки Глинки. Это и есть отголосок народности в его музыке. Вариации – музыкальная форма, в которой за изложением темы следуют ее видоизмененные повторения. Тема, благодаря различным изменениям (мелодичным, ритмичным, ладовым, гармоническим, фактурным) появляется в каждой вариации в новом варианте, в новом освещении, не теряя существенных черт, по которым она узнается.
УРОК 2
ХОД УРОКА
6. Обращение к творчеству А.С. Пушкина
Учитель: Что составляет основу
«сказочного» творчества поэта? (Сюжеты
народных сказок, услышанные им от няни Арины
Родионовны, дядьки Козлова, дворовых)
– Какие сказки на народные сюжеты вы знаете? («Сказка
о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,
«Сказка о золотой рыбке»)
– Какие из них переложены на музыку? («Сказка о
царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»)
– Что вы можете сказать о поэме «Руслан и
Людмила»? (Это сказочная поэма,в которой силы
добра побеждают зло. Пушкин принес ее Жуковскому,
прочитав которую, Жуковский дал высокую оценку,
сделав надпись на своем портрете: «Победителю
ученику от побежденного учителя».)
7. Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила»
Учитель: Несколько лет спустя
композитор создал сказочно-эпическую оперу,
овеянную поэзией старинных преданий,богатую
красочными образами фантастики, картинами
природы и народных обрядов.
«Руслан и Людмила», по определению Глинки,
большая, волшебная опера. Произведение Глинки
насыщено большим философским содержанием.
Глинка использовал эту сказку для правдивого
воплощения русских народных образов. В основе
оперы «Руслан и Людмила» лежит юношеская поэма.
Образ ее главного героя Руслана вырос из русских
былин и сказок, и имеет своим прототипом
легендарных богатырей, борющихся против
страшных чудовищ и колдунов. Взяв у Пушкина сюжет
и характеристики основных героев, Глинка вместе
с тем значительно углубил их. Например, в поэме
есть персонажи, роль которых в опере более
значительна. Это Баян и Горислава.
Баян – необходимая фигура княжеского пира. У
Пушкина он обрисован в нескольких словах. У
Глинки же он стоит в центре интродукции, как
гусляр-сказитель.
(Слушание «Песни Баяна»)
Учитель: Скажите, какой характер
придают опере его песни? (Эпический былинный
колорит)
– Что вы представляете себе, слушая эту музыку? (Это
песня о славе Русской земли, о величии подвигов
предков:
Дела давно минувших дней
Преданье старины глубокой).
Учитель: В либретто оперы максимально использованы и развиты эпические моменты поэмы Пушкина. Так на основе нескольких стихов поэмы, рисующих величественную картину княжеского пира в древнем Киеве, Глинка создает почти целый акт, воскрешая образы эпической старины. (Чтение фрагмента баллады «Пир»)
Учитель: Неведомую пастушку, которой увлекся юный Ратмир, Глинка превратил в Гориславу – одну из жен Хазарского хана. Это драматический образ страстной любящей женщины, странствующей в поисках любимого. Каватина Гориславы была так представлена композитором (из воспоминаний Глинки):
На одном вечере у друга, спев несколько романсов, Глинка сказал:
– Теперь я спою вам «тоску»
– Какую тоску? Чью тоску?
– Из моего «Руслана» – романс Гориславы.
– Кто же эта Горислава? В поэме Пушкина нет этого
имени!
– На афише будет стоять: Горислава – пленница
Ратмира. Вот, слушайте, вышло, кажется, недурно…
И он пел и мы таяли от наслаждения…Мы видели ее в
воображении, мы любовались ее любящей душой,
женственностью, любовались характером
славянской русской женщины.
(Слушание «Каватины Гориславы»)
Учитель: Что вы услышали в этой каватине? (печаль, тоску женщины, страдания по любимому)
Анализ прослушанного. Каватина Гориславы – жемчужина русского элегического мелоса – звучит как гимн страстный и темпераментный женского сердца. Первая интонация Гориславы – «Любви роскошная звезда» – звучит как вздох широко раскрытого навстречу любви верного сердца, что присуще славянской русской женщине. Так создается в опере лирико-драматическая линия Горислава – Ратмир, противопоставленная лирико-эпической линии Людмила и Руслан.
– А сейчас послушайте «Каватину Людмилы» и опишите ее портрет
(Слушание «Каватины Людмилы»)
Учитель: Портрет юной Людмилы
композитор рисует как милую, приветливую,
насмешливую, а также шаловливую русскую девушку.
«Руслан и Людмила» – это поэма-сказка. А что
главное в сказках? (Фантастика, волшебство,
выдумка)
Такое фантастическое начало существует в образе
Черномора. Могучая фантазия М.И.Глинки особыми
музыкальными средствами показывает образ
властного, мистического Черномора и его
волшебных садов. Непрестанные игры света и тени,
грозно-угловатая музыка – все это подчеркивает
его волшебную, злую силу, готовую заманить к себе
Людмилу.
... озарена,
Мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отворена,
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая
Арапов длинный ряд идет.
Попарно, чинно сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
Подняв величественно шею
Горбатый карлик из дверей…
(Слушание «Марш Черномора»)
Учитель: Высоко оценил оперу Глинки
венгерский композитор Ф.Лист, приезжавший в
Россию в 1842 и 1843 годах. Лист играл на концертах
свое блестящее переложение для фортепиано «Марш
Черномора»
В свою оперу «Руслан и Людмила» Глинка тесно
вплетает народные истоки. Он использует
старинный обряд плача-причитания, где в
обстановке Древнего Киева оплакивают княжну.
Этот обряд композитор использовал в народном
хоре «Ах, ты свет, Людмила»
(Исполнение песни «Ах, ты свет, Людмила»)
Также в продолжение обрядовых традиций следом звучит величальная песня. Когда Руслан находит свою Людмилу и при возвращении народ поет им заздравную, величальную песню: «Слава великим богам, слава отчизне святой, слава Руслану с княжной!» . В ее основе лежит вариант богатырской распевки Баяна. Здесь окончательно сливаются обе ведущие линии оперы – патриотическая и лирическая.
8. Обобщение по опере «Руслан и Людмила»
1. Чтение эпилога учащимися (как подтверждение сказочности, величия духа русского народа, красоты языка, неземной фантазии Пушкина)
2. Высказывание Б.Асафьева (слайд): «М.И.Глинка поставил себя этой оперой в ряд первых композиторов мира и рядом с первейшими из них операми «Руслан и Людмила». Это одно из тех высоких музыкальных творений, которые никогда не погибают, а некоторые может указать с гордостью искусство великого русского народа»
Учитель: Мы увидели с вами как прекрасно содружество поэта и композитора, которые смогли воплотить в своем творчестве идеи народности, фольклора.
3. Высказывание об опере В.Ф.Одоевского (показ
слайда):
«На русской музыкальной почве вырос роскошный
цветок – он ваша радость, ваша слава! Пусть черви
силятся вползти на его стебель и запятнать его, –
черви спадут на землю, а цветок останется.
Берегите его! Он цветок нежный и цветет лишь один
раз в столетие!».
4. Обобщение по уроку: Значение творчества
Глинки и Пушкина для русского искусства,
русского народа».
Высказывание Б.Асафьва (показ слайда):
«Так как народная песня всегда была душой русской музыки, то для нас она теперь неразрывно спаяна с ней. Напевная и задушевная музыка Глинки звучит одинаково как родное былое и вместе с тем настоящее…поэтому Глинка, как и народное песенное творчество, поистине живой родник всей музыки».
Учитель: Всех выдающихся композиторов
очень воодушевляло обращение основоположника
русской классической музыки М.И.Глинки к
А.С.Пушкину. Такие произведения как Борис
Годунов« М.Мусоргского, «Евгений Онегин» и
«Пиковая дама» П.И.Чайковского, «Сказка о золотом
петушке» и «Сказка о царе Салтане»
Н.А.Римского-Корсакова – все это свидетельство
силы и жизненности великой пушкинской традиции в
русском искусстве.
Сегодня мы с вами увидели как творчество двух
гениев России создало подлинно народные
творения (обращение к высказыванию
В.В.Стасова).
Домашнее задание:
1) Подготовить фрагмент (инсценирование) любой
из сказок А.С.Пушкина с музыкальным оформлением.
2) Дать пояснение слова (записать в тетрадь
музыкальные и литературные термины): мелос,
либретто, фольклор, вариации, сюжет, народность,
опера, романс, варьированная мелодия, камерная
музыка, элегия, поэма, сказка, былина.