Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по прочитанным произведениям Чехова;
- закрепление умения анализировать эпическое произведение малой формы;
- изучить общие черты, присущие рассказам Чехова;
- проследить за созданием художественного образа в рассказах писателя при помощи изобразительных средств языка.
Задачи урока:
- развивать мыслительную деятельность и творческие способности учащихся
- способствовать обогащению лексикона учеников,
- развивать навыки культуры речи;
- продолжать способствовать развитию умения исследовать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
- способствовать развитию интереса к творчеству писателя.
Оборудование: портреты А. П. Чехова; мультимедийный проектор и диск с фотографиями; альбом с иллюстрациями по рассказам А. П. Чехова; карточки с вариантами эпиграфов к уроку; тексты рассказов (у каждой группы учеников).
ХОД УРОКА
Эпиграфы к уроку:
Ничтожество своё сознавай, знаешь где?
Перед Богом,
пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не
перед
людьми Среди людей нужно сознавать свое
достоинство.
А. Чехов - брату Михаилу
Чехов довел до виртуозности, до гения
обыкновенное
изображение обыкновенной жизни.
В.Розанов "Наш "Антоша Чехонте"
Умею кратко говорить о длинных вещах.
А. П. Чехов
Уникальный писатель) В его рассказах
можно найти много
актуального и в наши дни) Нужно просто
внимательнее
читать)
(Из переписки на форуме в Интернете)
I. Вступительное слово учителя.
- Одной из излюбленных форм в творчестве для Чехова была форма рассказа. В небольших по объему произведениях находили отражение глубокий смысл, серьезные философские размышления о жизни и быте российских людей, принадлежащих самым различным социальным пластам и сословиям. Сегодня мы будем говорить о мастерстве писателя-рассказчика, произведения которого отличаются малой формой рассказа и большой насыщенностью, и при этом открывают существенные стороны жизни России 80-90-х годов века.
"В рассказах Чехова, хоть в каком-нибудь из них, читатель непременно увидит себя и свои мысли", - говорил Толстой.
Сегодня на уроке еще раз попытаемся перечитать и проанализировать изученные ранее рассказы писателя. Для этого вы разделены на 4 творческие группы. Каждая из групп, разбирая заранее заданный текст, попробует ответить на вопрос: с помощью каких художественных методов и приемов автор достигает такого небывалого доселе мастерства в жанре рассказа.
II. Фронтальная беседа.
Каким человеком представляется вам Антон Павлович Чехов?
Что вам кажется особенно привлекательным в его духовном облике, в его поступках, отношении к окружающему миру? Какие его высказывания запомнились?
Докажите на примере биографии Чехова справедливость слов М. Горького: "Человека создает его сопротивление окружающей среде".
На основе слайдов подготовьте рассказ "Путь самовоспитания" (о детстве и юности писателя)
Что характерно для Чехова - мастера рассказа? С чем боролся и против чего выступал в своих ранних рассказах Антоша Чехонте?
III. Работа по группам.
У каждой группы на столе карточка с вопросами по содержанию, тематике, композиционному построению рассказов группа. Рассказ "Ионыч":
Определите тему, идею рассказа.
Какая композиция у этого произведения?
Как, по-вашему, сам автор относится к героям - доктору Старцеву и семейству Туркиных? Жалеет их или осуждает? Что обвиняет в том, что жизни их не состоялись: "среду", провидение или их самих?
В чем вы видите причину нравственного падения Старцева? (любимая работа, благородные цели не стали основным смыслом жизни для героя. Стремление к покою и сытости оказываются сильнее)
Докажите, что возможность деградации чувствуется уже в облике молодого Дмитрия Старцева:
а) Чем занимается Ионыч по вечерам?
б) К чему сводится его деятельность (как врача)?
7) Анализ рассказа по главам (его учащиеся готовят заранее и зачитывают на уроке) группа. Рассказ "Человек в футляре":
О чем рассказ? Назовите центральную тему, идею произведения.
Какова композиция рассказа?
Кто, по-вашему, главный герой этого рассказа? Опишите его (внешний облик, привычки, вещи, обстановка его квартиры)
Опишите характер Беликова. Какова его жизненная позиция?
Что с ним происходит далее? Отчего Беликов умирает?
Какое понятие вкладывает рассказчик в свое повествование? Какой вывод из этой истории он делает?
Анализ текста (заранее подготовленный в письменном виде) группа. Рассказ "Крыжовник":
О чем повествуется в рассказе? Какого героя показывает здесь Чехов?
Определите тему, идею, композицию произведения
Жизненные идеалы героев рассказа
Какие проблемы выявляет автор и как пытается решить? (зачитать из текста)
Как вы понимаете слова автора " :не успокаивайтесь, не дайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!"
Какой литературный прием использует автор и для чего?
Анализ рассказа (заранее подготовленный в письменном виде) группа. Рассказ "О любви":
Кто является рассказчиком на этот раз? О чем рассказывает?
Назовите центральную тему, особенности композиции произведения.
Что можно сказать о главном герое? Охарактеризуйте его.
Почему жизнь Алехина не удалась?
Определите роль портретных зарисовок в рассказе
В каких словах выражена основная мысль произведения, к чему призывает нас автор?
Анализ текста (заранее подготовленный в письменном виде)
IV. Подведение итогов.
- Рассказ "Человек в футляре открывает цикл, в который также входят и рассказы "Крыжовник" и "О любви". Что, по-вашему, объединяет эти произведения в трилогию?
- Чехов предполагал написать целую серию рассказов о "футлярных людях", но другие произведения так и не появились. Как вы думаете, почему этой теме посвящены сразу три рассказа и планировалось еще больше? Писатель показал в них три типа человеческих "футляров", но в жизни этих типов гораздо больше.
- Предлагает ли сам автор какой-нибудь выход? Почему?
- Какой из эпиграфов вы считаете наиболее подходящим к сегодняшнему уроку? Запишите его в тетрадь.
V. Слово учителя.
Вывод: Рассказы Чехова заставляют думать, размышлять, спорить, они не могут не вызвать в душе читателя ответного чувства, не могут оставить равнодушным по одной простой причине, - в них говорится о самом главном - о жизни и счастье, любви и красоте, добре и гармонии, и обо всем, что препятствует этому. Писатель умел из мельчайших деталей воссоздать полную картину жизни. Именно это изображение самой простой, обыденной жизни стало у Чехова основной темой творчества. Автор говорит, что обывательщина, пошлость, власть "среды" способны разрушить личность, подчинить ее себе. "Так жить нельзя", - утверждает Чехов в своих рассказах. Согласны ли вы с ним?
VI. Домашнее задание.
1) Подготовиться к уроку по пьесе "Вишневый сад".
2) Написать сочинение-миниатюру "О чем заставляют задуматься рассказы Чехова" (на примере 2 и > рассказов)
Литература к уроку.
- Бердников Г. Избранные сочинения. В 2-х т. Т.2. - М., 1989.
- Поурочные разработки по литературе 10 класс II полугодие / Методическое пособие для учителя/Авторы - составители Золотарева И.В., Михайлова Т.И. - М., 2003.
- Громов М.П. Чехов. - М.,1993.
- Кайда Л. Композиционный анализ художественного текста. - М., 2000.
- Бурдина И. Ю. Чехов в школе. - М., 2001.
- Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 2000.
- Интернет-ресурсы. - Библиотека Алексея Пономарева - www. Library.ru/author/chekhov/index html
- Крючков В.П. Рассказы и пьесы А.П.Чехова: ситуации и персонажи. - Саратов, 2002.
- Тюпа В. Художественность чеховского рассказа. - М., 1989.
- Бердников Г. А.П. Чехов. - Ростов-на-Дону, 1997