Урок по теме "Родион Раскольников и его двойники". "Свидригайлов: загадка"

Разделы: Литература


Тема: Родион Раскольников и его “двойники”. “Свидригайлов загадка…” (По роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”).

Цель: выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Р.Раскольникова.

Оборудование: Репродукция картины В.Перова “Портрет Ф.М.Достоевского”. Иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” И.Глазунова.

…не сказал ли я, что между
нами есть какая-то точка общая.
“Преступление и наказание” Ф.М.Достоевский.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. “Раскольников и его двойники”- так звучит тема нашего урока.

-Кого из героев романа мы можем причислить к “двойникам Раскольникова?

(Лужин и Свидригайлов)

Пет Петрович Лужин. Интересная фигура. Он крайне неприятен главному герою и тем не менее близок ему.

-Чем “родственен” он Раскольникову?

(Теория “целого кафтана”)

А вот Свидригайлов… “Свидригайлов загадка… Свидригайлов беспокоит его, это правда, но как-то не стой стороны”,-говорит о нем Раскольников.

Таким образом, сегодня на уроке мы должны решить вопрос, в чем состоит сходство и различие между Раскольниковым и Свидригайловым. Действительно ли они одного поля ягоды?

(Дуализм личности. Есть положительные и отрицательные стороны в образе каждого)

2. Реализация домашнего задания. Характеристика образа.

-Назовите эпизоды романа, характеризующие героя с положительной или отрицательной стороны.

Диспут на тему: “Дуализм личности Свидригайлова”.

Отрицательные стороны Положительные стороны
Пользуясь своим положением пытается обольстить Дуню. Делает пребывание в его доме невыносимым. Сам отдал Марфе Петровне обличавшие его письма Дуни .Пожалел ее, восстановил ее честь.
Смерть Марфы Петровны на его совести. Факт не доказанный. Сам Свидригайлов отрицает.
По словам Лужина, смерть слуги Филиппа и девочки также на совести Свидригайлова Лужину верить нельзя. Дуня, ненавидевшая Свидригайлова, утверждает, что это лишь сплетня.
Но к Свидригайлову является призрак Филиппа. На напоминание Раскольникова об этой истории он реагирует злобно, стало быть грех на душе есть. (Часть 6, глава 3) Это не доказательство. Возможно, просто игра воображения.
Сам Свидригайлов перед смертью видит сон о девочке-самоубийце. Все-таки совесть не чиста. Это не доказательство.

Нервы. Свидригайлов на грани срыва. Он решился на самоубийство.

Личный мотив. Желание казаться порядочным человеком. Приносит деньги для Дуни (0 тысяч), понимая необходимость “спасти” ее от Лужина.
Попытка жениться почти на ребенке. “Грязный” брак. Но не женился. Зато помог материально, тем самым уберег девочку от очередного брака по расчету.
Последнее свидание с Дуней. Обманом заманил в квартиру. Пытался силой добиться любви. Но все-таки отпустил.
Сам о себе говорит: “Я человек развратный и праздный” “Нет ничего труднее в жизни прямодушия и легче лести”

Он откровенен.

(В первой колонке дан аргумент, во второй – его опровержение)

Все это “ внешние” жесты Свидригайлова. Нам необходимо выяснить его “внутреннюю” суть, основу его душевного мира.

-Вспомните, в чем суть личности Сони Мармеладовой, каков её духовный стержень?

(Религия, вера в Бога)

Для Достоевского христианство как религия и отношение к ней важнейшая личностная характеристика. “Нравственный образец и идеал у меня один-Христос,”-писал он.

-Как относятся к религии Раскольников и Свидригайлов?

Анализ части 4, главы 1.

“Я не верю в будущую жизнь”, - говорит Раскольников. Для Свидригайлова же жизнь после смерти - это “пауки в закопченной комнате”.Веры в Бога нет у обоих, но у Раскольникова есть душевные движения, порывы. Он падает молиться, когда узнает, что его зовут в контору; просит Полечку помянуть в молитвах “раба Божия Родиона”. Да, после смеется, но просит же!

Бога в душу нет у обоих - одиночество и душевная пустота

-Чем её заполняет каждый?

У Раскольникова рождается идея сильной личности.

Свиригайлов погружен в разврат. Для него нет никаких запретов, даже нравственных. “Я человек развратный и праздный”.

В этом и есть их общая точка - в теории вседозволенности.

Но Раскольников не равен Свидригайлову!

Запись на доске:

М.Гус: “…(Свидригайлов) представлен как воплощение нравственного растления и гибели”.

В.Шкловский: “Свидригайлов – это освобождение от запретов нравственности, данное злодею, не знающего ничего, кроме своих желаниц, и приходящего к смерти”.

-Согласны ли вы с этими высказываниями?

Главная черта личности Свидригайлова – цинизм.

-Докажите.

Свидригайлов перепробовал в жизни все, и ничто не трогало его души. “…ну помещиком быть, ну отцом, ну уланом, ну фотографом…Надо кем-то быть”.

И вдруг в этой пустой жизни появляется Дуня.

-С чего начинаются отношения с Дуней?

-Чем заканчиваются?

-Любит ли её Свидригайлов?

Раскольников, несмотря ни на что, решает “сделаться Наполеоном”.Свидригайлов, несмотря ни на что, желает добиться любви Дуни. Ему нужна её любовь, нужны живые, чистые отношения. “Воздуху, воздуху надобно”. Похоже на слова Мармеладова: “Ведь надобно же , чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти”.Человек не может быть один. Теория “мне все позволено” отделяет тебя от людей. Поднимает над ними, но отделяет.

Анализ сцены последнего свидания с Дуней. (Часть 6, глава 5)

Отпустить Дуню- значит смириться с тем, что тебе не всё позволено, что ты такой же как все. Теория вседозволенности рухнула, поэтому Свидригайлов идет на самоубийство.

Е.Буянова так говорит об отличии Раскольникова от Свидригайлова: “Свидригайлов в “Преступлении и наказании”тоже равнодушен, скучает и только лишь тепл…В этом и состоит его главное отличие от Раскольникова, ибо последний то холоден, то горяч, но никогда не тепл. И его, по словам, Порфирия Петровича, “жизнь вынесет”. Раскольникова Бог сберег, поэтому он преодолел в себе свидригайловскую гордость и праздность”.

- Как вы понимаете слова “тепл”, “холоден”, “горяч” ?

3. Подведение итогов урока.

4. Комментированное выставление оценок за урок.

5. Запись домашнего задания.