Цели урока:
- Систематизация знаний о Тютчеве и его творчестве; знакомство с особенностями пейзажно-философской лирики; формирование навыков анализа стихотворного произведения.
- Развивать способности к выдвижению гипотез, формированию проблем.
- Совершенствование умения отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других, воспитывать интерес к творчеству поэта.
Основная мысль урока: Природа и человек образуют в лирике поэта единство. Человек у Тютчева – частица природы, а природа бесконечно разнообразна в своих проявлениях.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: портрет писателя, тексты стихов, слайды.
Содержание опережающих заданий:
- Работа с философским словарем (под редакцией И.Т. Фролова. М.: Изд. «Политическая литература», 1980 г.)
- Работа с текстами стихотворений.
Метод обучения: частично-поисковый.
Формы реализации метода: беседа, диалог, монолог, письменные ответы (ЕГЭ, задание А).
Ход урока
Эпиграф.
"Стихи Тютчева о природе – почти всегда страстное признание в любви."
В.Я. Брюсов
"Каждое его стихотворение начиналось мыслию…"
И.С. Тургенев.
1. Орг. момент.
Сообщении темы урока, учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока.
2. Тестирование (письменно). Подготовка к ЕГЭ. Работа в парах.
Задание части А.
Задание 1. Где родился Тютчев?
А. в Москве.
Б. в Орловской губернии.
В. В Петербурге.
Г. Спасское-Лутовиново.
Задание 2. Великий немецкий поэт – друг семьи Тютчева?
А. Гете
Б. Шеллинг.
В. Гейне.
Г. Крюденер.
Задание 3. Как называется в литературоведении разновидность описания, позволяющая Ф.И. Тютчеву воссоздать поэтическую картину зимы.
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебель колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась….?
А. Рассуждение.
Б. Повествование.
В. Пейзаж.
Г. Философская лирика.
Задание 4. Укажите название трехсложного размера стиха, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева
Как хорошо ты, о море ночное…
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит и дышит, блещет оно…
А. Хорей.
Б. Ямб.
В. Дактиль.
Г. Анапест.
Задание 5. Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева.
А. И.С. Тургенев.
Б. А.А.Фет.
В. Л.Н. Толстой.
Г. С.Е. Решч.
3. Слово учителя.
Ф. И. Тютчев – певец гармонии и красоты. Его поэзия относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, ученых. Но до сих пор оно осталось недостаточно изученным. По поводу его стихов было высказано немало противоположных мнений: одни восхищались ими, другие их не воспринимали. Высокую оценку поэзии Тютчева дали писатели и критики разных направлений: Чернышевский, Добролюбов, Фет, Аксаков (Апухтин «Памяти Ф. И. Тютчева» - чтение стихотворения).
4. Выступление ученика: История сборника стихов Тютчева.
«Эта книжка небольшая томов премногих тяжелей»
5. Учитель.
Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. Какая же она в его стихах?
Учащиеся читают стихи:
Люблю грозу в начале мая….
В душном воздухе молчанье…
Есть в осени первоначальной…
Чародейкою зимою…
Весенние воды.
6. Работа с классом.
- Как же изображает природу Тютчев?
- Какие средства выразительности он использует?
- Анализ стихотворения «Весенние воды»
- Итак, мы видим у Тютчева великолепные зарисовки осени, весны, зимы, а есть ли место в его поэзии цветам?
7. Выступление учащихся, которые самостоятельно исследовали стихи Тютчева и выявили, что цветы в жизни поэта играли важную роль. Поэтический мир его цветов кажется безбрежным. Но чаще других встречается в стихах раза; есть также сирень, черемуха, яблоня, фиалка. Приводятся отрывки стихотворений.
- Кроме пейзажных зарисовок, где все понятно и просто, есть у поэта другие стихи. Чтение стихотворений:
- Душа хотела быть звездой…
- Не то, что мните вы, природа…
- Слезы людские, о слезы людские…
- Как океан объемлет шар земной…
- Как вы думаете, над какими вопросами предлагает нам автор задуматься?
(ответы учащихся)
- Да, вы правы, автор поднимает главнейшие философские проблемы бытия. Тютчева интересуют не картины природы, доступные нашим чувствам, нашему созерцанию, а наблюдения над стихиями природы и ее закономерностями. С помощью таких наблюдений поэт стремится познать сущность бытия, всеобщие законы Вселенной. Трудно уловить, где у Тютчева кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке. Многие его стихи – это напряженные трагические мысли о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Поэтому правильнее назвать его лирику пейзажно-философской.
9. Анализ учителем стихотворения «Как океан объемлет шар земной…»
10. Выводы по уроку. Запись в тетрадь.
Какие особенности пейзажно-философской лирики можно выделить?
- Создание переменчивых, контрастных картин.
- Попытка проникновения в тайну противоречивого единства природы и человека.
- Размышление о божественном начале Вселенной.
- Простота словесного воплощения, отточенные поэтические фразы в лирике.
- Музыкальность.
11. Рефлексия.
- Что вы скажите о Тютчеве одним словом?
Верно ли утверждении, что Тютчев – поэт не для многих?
Домашнее задание:
Любовная лирика поэта, стихотворение наизусть по выбору, анализ стихотворения записать в тетрадь.