Литература
-
Урок-семинар "Помещики-накопители и помещики-расточители" в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" 2007
Цель урока: раскрыть характеристику образов помещиков; выделить главные черты характера, особенности портрета; показать нравственное разложение помещичьего класса; приобщить учеников к исследовательской работе; развить интерес к творчеству Н.В. Гоголя.
-
Урок-семинар "Творчество Сергея Есенина" 2008
Цели: знакомство с классическими произведениями С.Есенина; повторить сведения о литературных направлениях; развивать умения видеть особенности стиля поэта; на примере стихотворений показать острое чувство любви поэта к родной природе, родине.
-
Урок-семинар в 10-м классе "Я поранил руку о край ночной звезды" (Лирический герой Виктора Кушманова) 2007
Урок посвящен лирике известного поэта Коми Республики и России, члена Союза писателей России, лауреата Государственной премии РК Виктора Витальевича Кушманова. К уроку-семинару учащиеся с педагогом собирают материал о жизни и творчестве поэта, делают подборку стихов, все объединяют в книжку, юные художники-гимназисты иллюстрируют ее. Она - для подготовки к уроку и для работы на семинаре. В ходе урока звучат выступления старшеклассников о художественном мире В.Кушманова, стихи поэта, их интерпретация.
-
Урок-семинар в 10-м классе на тему "Человек и природа" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" "Снег падает по-разному" 2008
На уроке литературы в 10-м классе учащиеся обобщают свои наблюдения, связанные с изображением природы, в процессе анализа романа Л.Н. Толстого "Война и мир"; учатся выражать мысль, опираясь на текст.
-
Урок-семинар в 11-м классе "Образ праведника в рассказе А.Кабакова "Перекресток" 2009
Тема праведничества - "вечная" тема русской литературы. В ходе урока-семинара прослеживается, как раскрывается концепция праведничества в русской литературе на материале произведений Н.Лескова, А.Чехова, А.Солженицына и нашего современника А.Кабакова.
-
Урок-семинар в 11-м классе. Тема: "Человек в огне Гражданской войны" 2010
Урок-семинар, посвященный осмыслению трагической темы «Изображение революции и Гражданской войны в литературе 20-х годов», ставит своими целями обобщить и систематизировать полученные знания о значении Октябрьской революции в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов, воспитать самостоятельность мышления, сформировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся.
-
Урок-семинар в форме деловой игры "Заседание художественного совета" по теме "Объединяющее, злободневное начало в рассказах А.Платонова и Е.Носова" 2009
Урок комплексного применения знаний имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Такая форма урока дает возможность выявить творческие способности учащихся, развить их самостоятельность, ответственность, расширяет кругозор. Урок помогает учащимся прийти к осмыслению художественной идеи произведения; продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст.
-
Урок-семинар на тему: "Каждый человек ответственен за добро и зло" по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". 11-й класс 2006
Главная цель учителя: так перечитать роман вместе с ребятами, чтобы не нарушить очарование булгаковской прозы. Цели урока: проследить в романе соотношение вечных ценностей – добра и зла; учить через художественный текст понимать добро и зло, воспитывать милосердие и сострадание.
-
Урок-семинар по литературе "…И судим был каждый по делам своим: город и его жители" (по роману М. Булгакова "Белая гвардия") 2005
Данный урок-семинар проведён по новой учебной технологии "Педагогика сотрудничества", которая подразумевает работу в группах. Класс был разбит на четыре группы, каждой из которой вопросы и задания были розданы заранее (семинарское занятие предполагает это). Уверена, что данный урок позволил учащимся разобраться в нравственных проблемах романа, дать полную характеристику героям, проанализировать текст и дать свою интерпретацию.
-
Урок-семинар по литературе в 10-м классе по теме "Трагедия «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»" 2008
Слишком часто литературный разбор в школе обречен на неудачу лишь потому, что ученики не понимают, зачем нужен анализ. И здесь на помощь словеснику приходит проблемное преподавание, где находят себе место и дискуссионность, и развитие творческих способностей ученика, и углубленное внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера. Данный метод действенен в старших классах при изучении духовного мира литературных героев и попытки их оценки. Урок-семинар на тему «Трагедия «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» построен по технологии проблемного обучения.
-
Урок-семинар по литературе в 11-м классе по теме: "Образ Родины в поэзии А.Блока и С.Есенина" 2007
Двухчасовой семинар проводится после знакомства с творчеством поэтов. Класс делится на группы, каждая из которых выполняет определенные задания. Доклады групп сопровождаются чтением стихотворений и их комментированием. Кроме группового, учащиеся получают одинаковые для всех задания: выучить наизусть по одному самостоятельно выбранному стихотворению А.Блока и С.Есенина на тему Родины; проанализировать их; сопоставить: что общего в изображении Родины поэтами, в чем различие.
-
Урок-семинар по рассказам Н.Н. Носова "Когда мы смеемся…" 2009
Опыт доказывает, что в процессе подготовки и проведения семинаров улучшается творческое воображение, фантазия, эстетический вкус и нравственные качества учеников. Уроки-семинары предусматривают вариативность, направленную на поиск учителем наиболее оптимальных и необходимых произведений.
-
Урок-семинар по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2010
Урок обобщает материал как систему знаний, проверяет способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности; способствует формированию ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на выполнение заданий, проявлению активности в их выполнении; воспитывает культуру учебного труда, навыков самообразования; развивает логическое мышление, способности к анализу.
-
Урок-семинар по роману Н.Г. Чернышевского "Будущее светло и прекрасно…" 2008
Заключительный урок по роману Н.Г. Чернышевского "Что делать?" помогает учащимся по-новому увидеть личность писателя, выразить собственное видение будущего, осмыслить личную причастность к нему. Название урока "Будущее светло и прекрасно..." побуждает искать ответы на наиболее сложные вопросы, стоящие перед теми, кто стоит на пороге самостоятельной жизни.
-
Урок-семинар по творчеству А.Ахматовой 2010
Урок знакомит старшеклассников с личностью и творчеством А.Ахматовой, с особенностями композиции ее стихов.
-
Урок-семинар по теме " История любви как основа сюжета повести "Первая любовь" 2010
Урок разработан на основе образовательной технологии «Развитие критического мышления средствами чтения и письма». Основная форма организации урока-семинара предполагает самостоятельную мыслительную деятельность по тексту произведения с целью развития монологической речи и умения формулировать ответ.
-
Урок-семинар по теме: "Жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина" 2005
Предлагается один урок из опыта работы над достаточно сложным литературоведческим понятием жанров литературных произведений в 9-х — 11-х классах. Такой урок требует большой индивидуальной работы с учащимися, изучения теории анализа стиха с одной стороны и изучения теоретического материала о жанрах лирики вообще — с другой. Также необходимо повторить поэтику классицизма и романтизма, изучить реалистический период в творчестве поэта. Получив значительный теоретический и практический багаж по анализу стиха, девятиклассники могут приступить к подготовке урока-семинара под руководством преподавателя.
-
Урок-семинар с элементами исследования "Парадокс волшебных зеркал по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". 11-й класс 2007
В романе Булгакова переплетаются в один нерасторжимый узел сложнейшие проблемы. Одно "волшебное зеркало" дополняет другое, и все оказывается взаимосвязанным, зависимым друг от друга. Великие идеи буквально пронизывают всю ткань произведения. Буквально каждая реплика, действие героя обретают, кроме индивидуальных характеристик, общефилософский смысл, несут общую идею произведения и развивают ее. Получается: в "волшебном зеркале" образуется своеобразная система линз, которая вбирает в себя отражение и затем отбрасывает его, усиливая его смысл. При этом мы видим, как в конкретном оживает, начинает жить своей жизнью, отражается в своей исторической специфике большое явление, обретая всеобщее значение. "Никогда не будет последнего прочтения, как никогда не будет Последнего суда".
-
Урок-семинар “И.С. Тургенев и его творчество” 2013
Цель урока: обобщение материалов по творчеству И.С. Тургенева; развитие творческих способностей ребят.
-
Урок-семинар. Тема "Революция и гражданская война в литературе 20-х годов" 2010
Публицистические, прозаические и поэтические произведения о гражданской войне звучат сегодня призывом к национальному согласию и как предупреждение о трагедии, национальной катастрофе.
-
Урок-семинар: Поэзия "Серебряного века" 2005
Урок, цели котoрого: рассмотреть характерные черты поэзии «серебряного века», познакомить ребят с творчеством поэтов этого периода, развивать умение учащихся самостоятельно работать с текстом, анализировать художественное произведение, работать с критической и мемуарной литературой.
-
Урок-сказка "Время волшебства" 2011
Ярким примером в привитии добрых качеств, в воспитании достойного человека является устное народное творчество. Это сказки, мифы, сказания, где главными героями являются богатыри, юноши где они совершают подвиги ради любви к человеку, совершают поступки во имя добра. Для чтения данной статьи нужно установить шрифт Тimes Sakha.
-
Урок-соревнование "В гостях у дедушки Крылова". 5-й класс 2011
Основу урока-соревнования составляет состязание команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем. В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета состязаний.
-
Урок-соревнование по произведению А.Грина "Алые паруса" 2009
На уроке вызывает интерес не только содержание изучаемого материала, но и форма организации его изучения, что требует использования интерактивных форм обучения. Поэтому особую важность имеют уроки игровой формы, благодаря которым повышается интерес к предмету, активизируется деятельность школьников различных типов мышления, учитывающая особенности восприятия информации.
-
Урок-составление книги. 11-й класс 2014
Учащиеся начинают составлять сборник материалов о самых важных проблемах жизни. Они должны понять, какие мы, как живем. Класс делится на группы: составители, художники-оформители, музыкальные редакторы. Начинается работа с оформления обложки. Учащиеся определяют основные проблемы (темы).
-
Урок-спектакль по комедии "Ревизор". 8-й класс 2013
Комедия «Ревизор» – широкая картина чиновничье-бюрократического правления России. Гениальный писатель сумел так нарисовать каждый образ, что он не теряет своего индивидуального своеобразия и в то же время представляет собой типическое явление жизни. Учащимся нравится читать комедию, еще интереснее, когда они ставят его на сцене. Темы, поднятые Гоголем в пьесе, актуальны в наше время.
-
Урок-спектакль по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" по теме "Пьеса как художественное произведение и ее сценическое воплощение" 2011
Своеобразие урока – во включённых в него элементах театрального представления: вход в кабинет по билетам, театральные программки с планом урока, антракт, фрагменты инсценировки на уроке. Такая форма позволяет закрепить понятие о художественных средствах драмы как самостоятельного рода литературы; выяснить отличия между пьесой и спектаклем; сформировать представление учеников о технологии драматического творчества. Важной составляющей частью урока является выяснение взглядов Гоголя на назначение театрального искусства.
-
Урок-спектакль по роману У.Голдинга "Повелитель мух" "Темна человеческая душа…" 2010
Цель урока: задачей У.Голдинга было показать, как легко разрушается "тонкая культурная плёнка" человека и он становится под влиянием обстоятельств жестоким, безжалостным. Как убить "зверя в себе"? Как остаться Человеком при любых жизненных испытаниях?
-
Урок-спектакль по русским народным сказкам 2012
Принимая пятый класс, обязательно провожу учащихся через театральные уроки. При планировании отвожу несколько часов темам, которые можно раскрыть с помощью инсценирования художественных произведений. На таких уроках учу азам театрального искусства: сценической речи, движениям.
-
Урок-спектакль по сказкам А.С. Пушкина 2012
Цель урока: научить азам театрального искусства: сценической речи, движениям.