Цели:
- Образовательная – познакомить уч-ся с А.И.Куприным и его рассказом «Чудесный доктор». Дать понятие о святочном рассказе;
- Развивающая – закрепить навык анализа текста, помочь дальнейшему развитию способности уч-ся давать характеристики героям, способствовать развитию их речи и обогащению словарного запаса уч-ся;
- Воспитательная – способствовать возникновению и развитию у уч-ся высоких нравственных качеств: доброты, милосердия, сострадания, сопереживания.
Тип урока: урок-беседа.
Методы: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: портреты А.И.Куприна и Н.И. Пирогова; выставка книг Куприна, текст рассказа «Чудесный доктор», иллюстрации ребят, словари, презентация по биографии писателя.
Предварительное ДЗ:
1. Сведения из биографии автора. Подготовить пересказ:
1-й уч-ся – с. 162-163 до слов «застенчивое
выражение», 2-й ученик – с. 163-164 от слов
«застенчивое выражение» и до конца.
3-й ученик готовит презентацию по жизни и
творчеству Куприна.
4-й ученик готовит сообщение об истории
создания рассказа (с. 164 от слов «след. Рассказ…»
до слов «письменную форму»)
5-й учащийся (с. 175-176 от слов «Я слышал этот
рассказ…» и до конца)
2. Всем: внимательно прочитать рассказ. Аргументировано ответить на вопрос: «Что вам особенно понравилось в рассказе и что поразило ваше воображение?»
6-7-й учащиеся готовят рассказ о том, какая
беда постигла семью Мерцаловых и как она
пыталась с ней справиться
8-9-й учащиеся подумают над вопросом: к кому
обращалась семья Мерцаловых за помощью, как эти
люди реагировали на ее просьбу и почему?
10-й ученик подготовит сообщение о том, какую
помощь оказал доктор семье и почему он назван
чудесным.
11-12-й учащиеся: подготовить иллюстрации к
рассказу
ХОД УРОКА
«….человеку надлежит быть …верным
в дружбе, милостивым к больному
и падшему, ласковым к зверям»
И.Куприн
1. Слово учителя: Ребята, у нас сегодня урок по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Главными, ключевыми словами на нашем уроке
будут слова: милосердие, сострадание, сочувствие,
любовь. Эти слова относятся к понятию
нравственности. А нравственность – это
отношение человека к себе, людям, животным,
природе, миру.
– Итак, что такое нравственность?
– А теперь проведем небольшую словарную работу
по определению лексического значения
непонятных для вас слов из рассказа.
2. Словарная работа
Досужий (вымысел) – появившийся от безделья (от слова досуг – свободное время или развлечение)
Предания – легенды, переходящие от поколения к поколению, рассказы о былом
Плачевно – здесь, безрезультатно.
Пустые щи – щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный – крайне изнуренный, утомленный
Управляющий – человек, который ведет дела какого-либо хозяйства
Швейцар – сторож при подъездах
Поденная работа – работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день
Сочельник (устаревшее) – канун церковных праздников Рождества и Крещения
Залог – отдача имущества в обеспечение обязательств.
– Прежде чем приступить к беседе по рассказу «Чудесный доктор», познакомимся с его автором – замечательным русским писателем – А.И.Куприным
3. Сообщения (предварительное ДЗ)
1-3 учащихся об А.И.Куприне
– Что за человек А.И.Куприн? (Умный, добрый, деятельный, веселый)
– А теперь послушаем сообщение 4 и 5 учащихся об истории создания рассказа
- Какова композиция рассказа? (Рассказ в рассказе)
- А как вы понимаете слово «чудесный»? От какого слова, по-вашему, оно произошло? (Чудо)
- Когда мы особенно ожидаем чуда? (На Новый год)
- А раньше дети ожидали чуда перед Рождеством, на святки. В эти дни в доме наряжалась елка, и ночью, пока дети спят, под елку кто-то клал подарки. Это было чудо!
- Ни телевизора, ни радио, ни интернета и мобильника тогда не было, и в долгие святочные вечера родители или бабушки-дедушки читали детям небольшие святочные рассказы. В них обязательно говорилось о чуде, которое произошло во время святок или на Рождество. Рассказы эти счастливо заканчивались и приносили слушателям надежду, радость, веру в чудо. Рассказ Куприна «Чудесный доктор» – один из таких святочных рассказов.
- Но во всех ли семьях так справляли Рождество? Все ли дети наряжали елку и получали подарки? А сейчас?
– Посмотрим, каково было положение семьи Мерцаловых в рассказе. (Сообщение 6-7 учащихся).
- Можно ли назвать членов семьи милосердными, сострадательными людьми? Почему? Докажите. (У мальчиков «сжалось сердце», мать работает поденно, ухаживает за детьми, переживает за них и мужа, отец стучится во все двери, ищет работы, помощи и сочувствия. Даже пытался просить милостыню. Ему жаль детей, жену, ради них он готов на все, но…)
- Почему «Даже пытался просить милостыню»? (Честному, трудолюбивому человеку стыдно просить)
- К кому же обращалась семья за помощью, как эти люди реагировали на просьбу и почему?
Сообщение 8 и 9 учащихся
- Можно ли этих людей назвать милосердными? А как? Почему?
– Какую же помощь оказал семье доктор? (Сообщение 10 ученика)
- Почему его называют чудесным? Можно ли его назвать милосердным и сострадательным? А скромным? Почему?
- Есть ли еще в рассказе хороший, добрый, милосердный человек? Кто? (Доктор Афросимов)
- А можно ли автора назвать милосердным, сочувствующим, сострадательным? Почему? Согласны ли вы с его высказыванием? (см. эпиграф) Все ли люди такие? Почему?
- Понравился ли вам рассказ? Чем? Что в нем особенно запомнилось? Почему?
- Что поразило? Чем? Чему учит рассказ? И научил ли чему-нибудь вас? Чему?
4. Итог
– Прошло сто лет с тех пор, как был написан
рассказ. Понятны ли вам, ребятам 21 века, мысли,
поступки героев? Почему и для чего был написан
И.А.Куприным этот рассказ? О чем он заставляет
задуматься и заставляет ли? Почему?
Вот если произведение и через много лет
заставляет задуматься, если его герои становятся
нам близки и понятны, такое произведение мы
называем классическим, а его автора – классиком,
т.е мастером слова. А.И. Куприн – один из
классиков русской литературы.
– Рассмотрите иллюстрации ребят к рассказу.
Какие из них наиболее отражают события,
произошедшие в рассказе? Аргументируйте.
5. Домашнее задание. Дома вы подумаете и ответите письменно на вопрос: «Каким людям приятнее, радостнее жить на свете: равнодушным или милосердным? Почему?» Приведите примеры из рассказа «Чудесный доктор» или из своей жизни. Озаглавьте свое сочинение.