Урок по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". Тема: "Милосердие и сострадание в рассказе". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели:

  • Образовательная – познакомить уч-ся с А.И.Куприным и его рассказом «Чудесный доктор». Дать понятие о святочном рассказе;
  • Развивающая – закрепить навык анализа текста, помочь дальнейшему развитию  способности уч-ся давать характеристики героям, способствовать развитию их речи и обогащению словарного запаса уч-ся;
  • Воспитательная – способствовать возникновению и развитию у уч-ся высоких нравственных качеств: доброты, милосердия, сострадания, сопереживания.

Тип урока: урок-беседа.

Методы: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: портреты А.И.Куприна и Н.И. Пирогова; выставка книг Куприна, текст рассказа «Чудесный доктор», иллюстрации ребят, словари, презентация по биографии писателя.

Предварительное ДЗ:

1. Сведения из биографии автора. Подготовить пересказ:

1-й уч-ся – с. 162-163 до слов «застенчивое выражение», 2-й  ученик – с. 163-164 от слов «застенчивое выражение»  и до конца.
3-й ученик  готовит презентацию по жизни и творчеству Куприна.
4-й  ученик готовит сообщение об истории создания рассказа (с. 164 от слов «след. Рассказ…» до слов «письменную форму»)
5-й учащийся (с. 175-176 от слов «Я слышал этот рассказ…» и до конца)

2. Всем: внимательно прочитать рассказ. Аргументировано ответить на вопрос: «Что вам особенно понравилось в рассказе и что поразило ваше воображение?»

6-7-й  учащиеся готовят рассказ о том, какая беда постигла семью Мерцаловых и как она пыталась с ней справиться
8-9-й  учащиеся подумают над вопросом: к  кому обращалась семья Мерцаловых за помощью, как эти люди реагировали на ее просьбу и почему?
10-й  ученик подготовит сообщение о том, какую помощь оказал доктор семье и почему он  назван чудесным.
11-12-й  учащиеся: подготовить иллюстрации к рассказу

ХОД УРОКА

«….человеку надлежит быть …верным
в дружбе, милостивым к больному
и  падшему, ласковым к зверям»

И.Куприн

1. Слово учителя: Ребята, у нас сегодня урок по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Главными, ключевыми словами на нашем уроке будут слова: милосердие, сострадание, сочувствие, любовь. Эти слова относятся к понятию нравственности. А нравственность – это отношение человека к себе, людям, животным, природе, миру.
– Итак, что такое нравственность?
– А теперь проведем небольшую словарную работу по  определению лексического значения непонятных для вас слов из рассказа.

2. Словарная работа

Досужий  (вымысел) – появившийся от безделья (от слова досуг – свободное время или развлечение)
Предания – легенды, переходящие от поколения к поколению, рассказы о былом
Плачевно – здесь, безрезультатно.
Пустые щи – щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный – крайне изнуренный, утомленный
Управляющий – человек, который ведет дела какого-либо хозяйства
Швейцар – сторож при подъездах
Поденная работа – работа, для выполнения которой  человека нанимают только на один день
Сочельник (устаревшее) – канун церковных праздников Рождества и Крещения
Залог – отдача имущества в обеспечение  обязательств.

– Прежде чем приступить к беседе по рассказу «Чудесный доктор»,  познакомимся с его  автором – замечательным русским писателем – А.И.Куприным

3. Сообщения (предварительное ДЗ)

1-3 учащихся об А.И.Куприне

– Что за человек А.И.Куприн? (Умный, добрый, деятельный, веселый)

– А теперь послушаем сообщение 4 и 5 учащихся об истории создания рассказа

  • Какова композиция рассказа? (Рассказ в рассказе)
  • А как вы понимаете слово «чудесный»? От какого слова, по-вашему, оно произошло? (Чудо)
  • Когда мы особенно ожидаем чуда? (На Новый год)
  • А раньше дети ожидали чуда перед Рождеством, на святки. В эти дни в доме наряжалась елка, и ночью, пока дети спят, под елку кто-то клал подарки. Это было чудо!
  • Ни телевизора, ни радио, ни интернета и мобильника тогда не было, и в долгие святочные вечера родители или бабушки-дедушки читали детям небольшие святочные рассказы. В них обязательно говорилось о чуде, которое произошло во время святок или на Рождество. Рассказы эти счастливо заканчивались и приносили слушателям надежду, радость, веру в чудо. Рассказ Куприна «Чудесный доктор» – один из таких  святочных рассказов.
  • Но во всех ли семьях так справляли Рождество? Все ли дети наряжали елку и получали подарки?  А сейчас?

– Посмотрим, каково было положение семьи Мерцаловых в рассказе. (Сообщение 6-7 учащихся).

  • Можно ли назвать членов семьи милосердными, сострадательными людьми? Почему? Докажите. (У мальчиков «сжалось сердце», мать работает поденно, ухаживает за детьми, переживает за них и мужа, отец стучится во все двери, ищет работы, помощи и сочувствия. Даже пытался просить милостыню. Ему жаль детей, жену, ради них он готов на все, но…)
  • Почему «Даже пытался просить милостыню»? (Честному, трудолюбивому человеку стыдно просить)
  • К кому же обращалась  семья за помощью, как эти люди реагировали на просьбу и почему?

Сообщение 8 и 9 учащихся

  • Можно ли этих людей назвать милосердными? А как? Почему?

– Какую же помощь оказал семье доктор? (Сообщение 10 ученика)

  • Почему его называют чудесным? Можно ли его назвать милосердным и сострадательным? А скромным? Почему?
  • Есть ли еще в рассказе хороший, добрый, милосердный человек? Кто? (Доктор Афросимов)
  • А можно ли автора назвать милосердным, сочувствующим, сострадательным? Почему? Согласны ли вы с его высказыванием? (см. эпиграф) Все ли люди такие? Почему?
  • Понравился ли вам рассказ? Чем? Что в нем особенно запомнилось? Почему?
  • Что поразило? Чем? Чему  учит  рассказ? И научил ли чему-нибудь вас? Чему?

4. Итог

– Прошло сто лет с тех пор, как был написан рассказ. Понятны ли вам, ребятам 21 века, мысли, поступки героев? Почему и для чего был написан И.А.Куприным этот рассказ? О чем он заставляет задуматься и заставляет ли? Почему?
Вот если произведение и через много лет заставляет задуматься, если его герои становятся нам близки и понятны, такое произведение мы называем классическим, а его автора – классиком, т.е мастером слова. А.И. Куприн – один из классиков русской литературы.
– Рассмотрите иллюстрации ребят к рассказу. Какие из них наиболее отражают события, произошедшие в рассказе? Аргументируйте.

5. Домашнее задание. Дома вы подумаете и ответите письменно на вопрос: «Каким людям приятнее, радостнее жить на свете: равнодушным или милосердным? Почему?» Приведите примеры из рассказа «Чудесный доктор» или  из своей жизни. Озаглавьте свое сочинение.