Урок по повести К.Г. Черного "Несколько дней жаркого лета"

Разделы: Литература


Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. Черного, помочь понять, как раскрываются нравственные качества героев повести.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, Презентация, эпиграф на доске:

“Вкус хлеба откроет тебе вкус жизни”.
К.Г. Черный

Методические приемы: вступительное слово учителя, сообщение учащегося о жизненном и творческом пути К.Г. Черного, обзор книг писателя, представленных на выставке библиотекарем школы, аналитическая беседа по содержанию повести с постановкой проблемных вопросов для обсуждение. (Учащимся предложено было прочитать повесть заранее, а в кабинете были представлены вопросы к анализу произведения).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством известного писателе Ставрополья – Карпа Григорьевича Черного.

II. Сообщение учащегося.

К.Г. Черный родился 26 октября 1902 года. Энтузиазм революционного времени: увлекал напряженностью чувств, множеством идей, хотя участвовать юноше в революционных боях не пришлось. Да и натура его отличалась вовсе не боевым духом, а скорее – склонностью к всеобщему примирению, к мирным спокойным занятиям...

Трудно сказать, что было важнее для К.Г. Черного – работа преподавателя Ставропольского государственного университета, сотрудничество в газете “Ставропольская правда” и альманахе “Ставрополье” или писательская деятельность. Он умел “пробуждать в человеке веру в собственные, еще не испытанные возможности”. Особенностью его творческого творчества была духовная окрыленность, неистребимое убеждение в том, что человек может в этой жизни очень многое, если правильно выберет свою дорогу. Три огромных дела, у истоков которых стоял писатель и организатором которых был – каждого из них в отдельности было бы достаточно для жизни одного человека...

Биография этого человека говорит сама за себя. Умер К. Черный в 1985 году, но память о нем живет среди учеников, коллег, друзей, читателей.

III. Обзор библиотекарем школы книг писателя, представленных на выставке.

Военные впечатления стали материалом книги “Звенья” (1972г.) – рассказ не о стратегии войны, а о “стратегии” обыкновенных человеческих душ, удивительных . способности хранить светлые чувства в самом страшном мраке войны. Кстати сказать, что сам К. Черный вернулся с войны с орденами “Красной Звезды” и “Отечественной войны II степени и медалью “За победу над Германией”.

“И личного счастья”. “Мать – доброе сердце”, “Каравай” – это книги о любви, о молодых мечтателях, о крестьянских заботах, о войне, о труде. Состояние труда было для писателя органичным, способность к полной самоотдаче в труде являлась критерием оценки человеком, и так же думают лучшие его герои.

Педагогическую целенаправленность мы видим в таком его беллетристическом произведении, как “Сегодня, завтра, всю жизнь”, речь в нем идет об истоках формирования характера будущего педагога Алексея Светлова, перед которым настежь открывается мир, “который по-отечески заботлив к нему и по-отечески строг в требовании гражданского долга...”

Кроме уже названных книг перу К. Черного принадлежат произведения “Бабы”, “Кавказ подо мною”, “У истоков подвига”, “Идеалы и люди”, “Там, вдали за рекой”, знакомое вам “Путешествие в страну запрещенных улыбок”...

Каждая книга писателя озарена стремлением утверждать в жизни положительный идеал, отвечающий злободневным социальным требованиям нашей современности.

IV. Слово учителя. Диалог с классом.

Книга “Несколько дней жаркого лета” стоит особняком в творчестве Карпа Черного, вышла в свет в Ставропольском книжном издательстве в 1980 году.

1. Каков жанр этого произведения?

Повесть с сюжетом менее сложным, чем в романе.

2. Кому посвящена повесть ?

...труженикам полей, кто своими руками возделывает землю, растит хлеб. В ней говорится о смысле жизни, о любви и долге, о труде, о бережном отношении человека к природе, о борьбе с тунеядцами и разгильдяями.

3. Какова основная сюжетная линия повести?

Главный герой Виктор Гуляйптицын, закончив сельскохозяйственный институт, получил рекомендацию в аспирантуру. Он едет в родное село Крутую Балку на каникулы. Из-за внезапного ливня на.одном из колхозных полей полегла пшеница. Вместе с односельчанами Виктор – инженер-механик – решал вопрос: как спасти хлеб. Он понял, что его знания нужны людям и, отказавшись от ученой карьеры, связал : жизнь с родным колхозом.

4. Кто сыграл ведущую роль в становлении характера Виктора?

...на формирование его взглядов на жизнь большую роль сыграли люди старшего поколения и его отец Петр Иванович, участник революции и гражданской войны, кавалер ордена Отечественной войны II степени, человек неуемной энергии, сумевший воспитать в сыне чувство бережного отношения к земле, уважение к труду хлебороба.

5. Каким человеком предстает перед нами отец Виктора?

Петр Иванович прожил нелегкую жизнь. Суров его характер. Но этот пожилой человек с головой, “похожей на взъерошенный полынный куст, покрытый инеем ранних заморозков”, остается в душе поэтом. Утром, на зорьке, отец ведет сына показать поющее пшеничное поле, признается сыну: “Я в степи, сынок, принимаю лекарство”.

6. Как показывает писатель становление характера Виктора?

В борьбе за хлеб мужает характер героя. Он с теми, кто озабочен судьбой урожая: с рядовыми колхозниками, секретарем райкома Григорием Петровичем Гуляйптицыным (старшим братом), школьниками, помогающими взрослым.

7. Что становится символом жизни Виктора?

Хлеб в повести становится символом жизни, способностью человека на трудовой подвиг. В конце произведения Виктор видит во сне умершего отца. Протягивая сыну булку свежего хлеба, Петр Иванович говорит: “Вкус хлеба откроет тебе вкус жизни”. Хлеб воспринимается нами не только как ценность материальная, но и как ценность духовная...

Произведение воспитывает в нас уважение к труженикам полей, к преемственности поколений. Прав наш георгиевский поэт В. Тимченко, написавший:

И совесть, и душа его
Мне перепали
Все подлинное, без чего
Прожил бы я едва ли...

8. Какие проблемы поднял писатель в повести?

...поднят вопрос об истинных ценностях человеческой жизни, о роли науки в жизни общества, о назначении ученого.

9. С каким еще героем повести вы познакомились?

С профессором Сильвестром Сергеевичем Молчановым, пожилым, всеми уважаемым человеком, преподавателем Высокопольского сельхозинститута. В прошлом уроженец Крутой Балки, сын кулака, ненавидел бедняков, которые после революции завладели его землей. Сельвашка М. стрелял в активиста Петра Гуляйптицына, ранил его, бежал сначала в донскую станицу, затем на Север, где и встретился с отцом, сосланным после раскулачивания. Он не принял звериной ненависти отца к Советской власти, уехал на Алтай, работал в колхозе, закончил сельхозинститут. В годы Великой Отечественной войны защищал родину, был ранен и, как считал сам, кровью искупил свою вину..., защитил кандидатскую, докторскую диссертации...мучившая совесть звала его на Северный Кавказ, в родную станицу: хотелось загладить свою вину перед Петром. Нелегким был путь Молчанова к сердцу этого человека, но стремление ученого помочь колхозникам убрать хлеб, его знания, честная жизнь, искреннее раскаяние в содеянном когда-то примирили прежних противников.

10. Какое чувство характерно для Молчанова?

...чувство глубокой самокритичности. Однажды у него хватило мужества сказать о себе: “Не светоч ты, а старый подсвечник с чадящим догорающим огарком”, – и приняться вместе с молодыми энтузиастами за конструирование стеблоподъемника в колхозной мастерской.

Устами профессора автор обличает ученых, оторванных от живой жизни: “Хитрое ли дело идти по проторенной дороге.. .забыв о том, что твоя ученость должна прежде всего давать благо людям, помогать им в труде”.

11. Какой образ жизни разоблачается в повести?

...мещанство, эгоизм, стремление жить в узком мирке личных интересов. В спорах Виктора Гуляйптицына с Надей Молчановой, дочерью профессора, возлюбленной героя, раскрываются их разные жизненные позиции, отношение к людям, к делу, к любви и долгу. Не сразу понял молодой инженер, что Надя -черствый, эгоистичный человек. Она утверждала: “Мечты, идеалы, долг, – все это хорошо в книгах, а на грешной земле нужны, милый мой, прежде всего деньги, без которых будешь сидеть как мышь в норе...”

12. Какие черты, приметы нашей малой родины отражены в повести?

Черты родного края, его истории, природы, жизни народа. В описании Высокопольска явно угадывается Ставрополь. С интересом открыли мы для себя историю переселенческого движения в крае. Далекий предок Виктора был беглым крепостным: “Гуляйптицей!” спасавшимся бегством от калужского помещика до тех пор, пака не оказался в степях Предкавказья, богатых, но суровых по тем далеким временам.

13. Ощутили ли вы запах, читая повесть?

Да, страницы наполнены запахом ставропольской степи, ее трав и цветов.

14. Актуально ли это произведение сегодня?

Актуально, так как в повести были поставлены злободневные вопросы жизни -хлеб, селяне, боровшиеся за урожай в дождливое лето, нравственные качества которых – любовь к родному краю, к хлебу, исключительное трудолюбие. Прошлым летом на Ставрополье сельчане получили рекордный урожай хлеба; сам губернатор сел за штурвал комбайна, взяв с собой сына. Значит, смена растет, трудолюбие, любовь к хлебу сохраняются.

V. Подведение итогов урока.

Итак, повесть Карпа Черного “Несколько дней жаркого лета” – одно из лучших произведений литературы Ставрополья.