Урок по повести Н.С. Лескова "Левша"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели урока:

  • расширение знаний о жизни и творчестве Н. С. Лескова;
  • формирование навыков анализа текста;
  • формирование навыков анализа исторических событий в жизни России ХIХ века;
  • развитие умения характеризовать героев литературного произведения;
  • развитие монологической речи учащихся
  • заинтересовать учащихся необычностью повествования.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам; выборочная характеристика героев, беседа по вопросам, комментарии учителя, защита своих творческих работ

Оборудование урока: портрет Н. С. Лескова, рисунки детей, изделия из пластилина.

Задания для интегрированного урока:

  • предварительно прочитать сказ Н. С. Лескова “Левша”;
  • составить собственные впечатления о прочитанном
  • проследить характеры героев сказа;
  • проследить исторические события в царствование Александра I Павловича и Николая I Павловича;
  • подготовить рисунки и вылепить понравившихся героев.

ХОД УРОКА

…Лесков – самобытнейший писатель русский, чуждый всяких влияний со стороны. Читая его книги, лучше чувствуешь Русь со всем её дурным и хорошим…

М. Горький

Вступительное слово учителя литературы

Николай Семенович Лесков в совершенстве обладал редким даром вдумчивой и зоркой любви и способностью глубоко чувствовать и понимать человека. Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями её древнего быта, любил затрепанный чиновниками полуголодный, полупьяный народ и вполне искренне считал его “способным ко всем добродетелям”, но он любил всё это, не закрывая глаз…

Его герои – представители разных сословий: чиновники – от министра до квартального, духовные лица – от митрополита до дьячка, интеллигенты всех профессий, крестьянство всей России.

Биографическая справка.

Учитель литературы:

-Расскажите о Николае Семеновиче Лескове.

Ученик.

Родина Николая Семеновича – город Орел. Его детство прошло в мелкопоместном имении Панино на Орловщине. Родился Лесков 16 февраля 1831 года. Отец его окончил духовную семинарию, но не захотел стать священником, а стал чиновником и дослужил до чинов, дававших потомственное дворянство. Когда Лескову было 17 лет, отец умер от холеры, и будущему писателю пришлось самостоятельно работать и служить. Он переезжает в г. Киев к своему дяде. Там он живет и работает. Именно в Киеве его застают значительные перемены в жизни России…

Историческая справка о положении России

Учитель истории.

К концу XVIII века Россия была крупнейшей по территории державой мира. Основными сословиями страны были дворянство, духовенство, крестьянство, мещанство, купечество.

Основой политического строя России являлось самодержавие.

В экономике ведущая роль принадлежит сельскому хозяйству. Все стороны экономической, политической, общественной жизни страны требовали преобразований. Многое тут зависело от центральной власти и прежде всего от императора.

Учитель литературы

- Литература развивалась также активно. В эти годы произведения самых разных жанров находят своих читателей. Романы, повести, рассказы, поэмы, басни, сказки и сказы – вот неполный перечень литературных жанров, пришедших к читателю. Одним из таких стал сказ Лескова “Левша”. Вы, конечно, слышали про знаменитого героя одного из интереснейших русских писателей, Николая Семеновича Лескова, Левшу. Этот герой получил с легкой руки писателя самостоятельную жизнь. Об этом произведении мы будем сегодня вести наш литературный диалог.

Послушаем историю создания нашего рассказа.

Ученик

По свидетельству сына Николай Семенович лето 1878 года провел в Сестрорецке в доме оружейного мастера, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра. Этот рассказчик был человеком старого поколения, старой веры, читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением. Лесков обсуждал с ним вопрос о происхождении прибаутки о том, как англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали, да и назад послали. Так и не узнав ничего правдивого из этой присказки, Лесков в мае 1881 года написал рассказ “Левша”, сюжет которого построен на известном вам присловье.

Учитель литературы:

- Каков сюжет сказа?

Ученик рассказывает сюжет сказа Н. С. Лескова “Левша”.

Учитель истории.

- Итак, ребята, мы подошли с вами с тем историческим событиям, не объяснив которые, невозможно понять основной сюжетной линии нашего произведения и поэтому мы обратимся к историческим фактам. Мы уже знаем, что наши герои побывали в Англии. А потому необходимо познакомиться с Англией ХIХ века.

-Чем интересна Англия ХIХ века? (Обращение к детям)

Ученик рассказывают о развитой Англии ХIХ века.

Ученик

К 60-м годам ХIХ века Великобритания оставалась самой могущественной европейской державой, превосходя все страны по уровню экономического развития и по величине своих колониальных владений Её морское первенство нашло отражение в строках национального гимна. “Правь, Британия, морями!” - гордо распевали сыны и дочери Альбиона. Но мир менялся, менялась сама Великобритания, менялись её место и влияние в мире.

Учитель литературы

В первом издании сказ имел предисловие: “Я записал эту легенду по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца…” Но прошло время, и автор убрал предисловие из дальнейших изданий.

- Как вы думаете, зачем Лесков ссылается на рассказ старого оружейника?

(Лесков хотел, чтобы легенда о Левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории Левши).

- А теперь нам необходимо выяснить, что такое сказ?

Определение сказа нам дают словарь и сам писатель.

- Заглянем в словарь и познакомимся с определением сказа.

(Сказ – фольклорное эпическое произведение, построенное на точных зарисовках быта и нравов в форме разговорной речи) Словарь.

(Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым складом речи) Н. С. Лесков.

-Различаются ли данные определения? Что в них общего?

(Фольклорное произведение ведется рассказчиком.)

Жанр писатель определил сам. Словарь объясняет, что “сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. Это повествование строится с учетом взглядов простых людей, потому в сказе звучит народная речь.

- Приведите примеры из текста. Какой вы находите речь героев?

Ученик отвечает.

(Чувство народного языка в народном творчестве у Лескова очень острое. Недаром в одном из писем мы читаем: “Прожив изрядное количество лет, много перечитав и много переглядев во всех концах России, я порою чувствую себя как Микула Селянинович, которого тяготила тяга знания родной земли…” и т. д.)

Учитель литературы:

- У данного жанра, ребята, есть свои особенности. Вы наблюдали их при выполнении домашнего задания. Давайте раскроем особенности этого жанра. Как мы уже выясняли, в нем присутствуют элементы фольклора. Какие элементы заметили вы?

Ученик

- В сказе есть зачин и концовка. Зачин: “царь захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть”. Концовка содержит назидание: “А доведи они Левшины слова до государя – в Крыму, на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был”.

Повторы. Их много в произведении, например, император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушным к ним, повторяется мотив дороги: “сели опять в “двухсестную” карету и поехали…”, Платов “прикладывается к “кислярке”, а потом спит казачьим сном”.

Учитель литературы:

- Жанровой особенностью сказа является и рассказчик. Каким вы его себе представляете?

Ученик

Скорее всего человек простой, ремесленник, мастеровой. Это проявляется, прежде всего, в его речи. В ней много неправильностей, просторечий (“проездиться”, “междоусобные разговоры”, “дерябнул”). Исторические персонажи (Александр I и Платов) показаны с точки зрения простолюдина. Их поступки и речь в представлении рассказчика вызывают улыбку. Например: “Платов сказал себе: “Ну, уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя”.

- Обратим на новые, необычные слова сказа. Как они образуются? Приведите примеры. (Ответы детей)

Учитель литературы:

- А теперь обратимся к нашим героям. Какие они, персонажи сказа?

Учащиеся представляют героев.

- Александр Павлович. “Объездил он все страны и всегда через свою ласковость имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми”. “Мы, русские со своим значением никуда не годимся”, “Государь взглянул на свою пистолю и наглядеться не может”, “Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко”, “Пожалуйста, не порть мне политики”, “Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив сделать ничего не могут”, “Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве”.

- Николай I. “Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил”, “Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают”, “Был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал”, “Я знаю, что мои меня не могут обманывать”, “Тут что-нибудь сверх понятия сделаю”.

- Чтение наизусть отрывка об Александре I

- Платов Матвей Иванович – граф, атаман донских казаков, генерал, герой Отечественной войны 1812 года, сопровождавший императора Александра I во время поездки в Лондон. По определения Лескова “мужественный старик”. “Хитро по-донски заговаривал”, “пальцы у него были куцапые”, “начал ругаться словами на казацкий манер”, “ вместо ответа показал кулак – такой страшный, бугровый и весь изрубленный”, “говорил: “Вот вам тугомент, царедворцы его терпеть не могли за храбрость”, “Платов, чувствуя, что зрн нападал на левшу, дает ему сто рублей и говорит: “Прости меня братец, что я тебя за волосья отодрал”.

- Левша главный герой сказа. Появляется только в шестой главе. Он – лучший мастер, косой, да ещё левша Его глаза настолько пристрелявши, что никакой “мелкоскоп ему не нужен”. Левша скучает в Англии и торопится домой, потому что разгадал тайну английского оружия, но об этом мы узнаем в конце сказа, когда умирая, он велит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть, чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся”. Черты характера: патриотизм, преданность своему делу, своей родине, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность и вместе с тем поразительное невежество.

Учитель литературы:

- Наши ребята к уроку подготовили рисунки с изображением героев и Левшу, вылепленного из пластилина. Я думаю, что они в работах показали свое видение героя и сейчас постараются их защитить.

Вывод по уроку

- Как вы определяете идею сказа?

(С одной стороны, мы испытываем гордость за свой народ, а с другой – горькое чувство от его униженности и бесправия. Читая книги Николая Семеновича Лескова, чувствуешь Русь со всем её дурным и хорошим.)

Домашнее задание: чтение глав 4-10. Подготовить пересказ эпизода на выбор.