Урок по повести М.Ю. Лермонтова "Тамань"

Разделы: Литература


Цели урока: учить анализировать эпизоды прозаического текста; прививать любовь к русской классике.

Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет…

М. Ю. Лермонтов

Ход урока

Вступительное слово учителя.

“Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить”, – этими словами Лермонтов начал свою небольшую повесть. Лермонтов посетил Тамань в сентябре 1837 г., где ему пришлось задержаться на несколько дней в ожидании почтового судна, на котором он должен был отправиться в Геленджик. Наблюдение поэта и легли в основу повести “Тамань”, которую В.Г.Белинский справедливо назвал “жемчужиной” русской прозы. “…мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря. Полный месяц светил на камышовую крышу и белые станы моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла, избочась, другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны”. Так описаны Лермонтовым место и дом, в котором поэт жил в Тамани.

Итак, Тамань… Что же собой представлял городок, через который предстояло ехать Лермонтову? Заштатный город Тамань находился у самого западного края Кубани. В глубокой древности здесь был большой древнегреческий город Гермонасса, а в X–XI вв. город Тмутаракань. С XV в. Полуостров находился под властью Турции, построившей здесь крепость Таман, что в переводе означает болото.

Во времена Лермонтова из Тамани шел почтовый тракт не Екатеринодар, ныне Краснодар, а оттуда на Ставрополь, центр Северного Кавказа. Тамань входила в черту военной черноморской береговой линии: близ Тамани находилась небольшая крепость Фанагория, построенная в 1792 г. А.В.Суворовым. В 1820 г. через Тамань проезжал Пушкин.

В Тамани поэт встретился с казачкою, принявшей его за тайного агента, желавшего раскрыть контрабандистов. Этот эпизод послужил поэту темою для повести “Тамань”.

Работа над текстом.

– Итак, ребята, если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отмечал: “Я пишу не повесть, а путевые записки”), то следующие повести – это дневник Печорина. Так что же собой представляет дневник?

– Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что пишет “ этот журнал… для себя”, поэтому столь открыт в их описании.

– Перед нами первая повесть в дневнике героя – “Тамань”, из которой мы узнаём о приключениях Печорина в этом “скверном городишке”. В этой повести перед нами ранний этап жизни героя. Здесь он говорит о себе сам. На все события и героев мы смотрим его глазами.

Беседа по вопросам.

– Тамань – “скверный городишко”, где Печорин чуть не умер с голоду и где его хотели утопить. С какой целью здесь появляется Печорин?

– Печорин – офицер – едет в действующий отряд по “казённой надобности”.

– Было холодно. Квартиры все были заняты. Измученный бессонными ночами, Печорин сердится: “Веди меня куда-нибудь! Хоть к чёрту, только к месту!” – “Есть ещё одна фатера, – отвечал десятник, почёсывая затылок, – только вашему благородию не понравится: там нечисто!” И вот главный герой как бы предрёк себе и “чёрта”, и “нечистое” место.

“Я взошел в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. На стене ни одного образа – дурной знак!”

“В разбитое стекло врывался морской ветер”.

Давайте проанализируем эпизод: “Первая встреча Печорина со слепым мальчиком”. (Печорин безошибочно определяет, что мальчик слеп от природы. Он рассматривает черты его лица: “…всегда есть странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство”. Печорин склонен к предубеждениям. Первая встреча со слепым мальчиком выявляет интерес Печорина к человеку. Ему важно понять тайну мальчика, и он начинает следить за ним.)

– “– Что слепой? – сказал женский голос…”. Этот голос долго занимал Печорина, которому лишь на другой день удалось увидеть “ундину”. Наблюдение за девушкой и первый разговор с нею. (Он называет ее “моя ундина”, “странное существо”, она поет, глаза ее проницательные, будто “одарены какою-то магнетическою властью”, разговора избегает, “коварно улыбаясь”, “в ней было много породы…”, “…никогда подобной женщины не видывал…”.

– Снова Печорин обращает внимание на глаза героев, пытаясь таким образом проникнуть в самую глубь души. Обратите внимание на сцену “очаровывания” Печорина ундиной. Печорин очарован ундиной, это выдает в нем “юношескую страсть”: “В глазах у меня потемнело, голова закружилась, я сжал ее в моих объятиях со всею силою...”. Печорин идет на свидание, назначенное девушкой ночью, которое впоследствии чуть не стало для него роковым.

“Взойдем в лодку”, – сказала моя спутница. Я колебался – я не охотник до сентиментальных прогулок по морю; но отступать было не время. Она прыгнула в лодку, я за ней, и не успел еще опомниться, как заметил, что мы плывем”.

– Встреча слепого и Янко. Прочитаем отрывок: “Между тем моя ундина вскочила в лодку…” до слов: “… и, как камень, едва сам не пошел ко дну!”. Что вызывает в герое наблюдение за встречей слепого и Янко? (Грусть, способность сострадать горю. Печорину жаль обманутого мальчика, он понимает, что спугнул “честных контрабандистов”, жизнь их теперь изменится. Наблюдая за плачущим мальчиком, он понимает, что также одинок. Впервые на протяжении всей повести у него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб.)

– Но и слепой мальчик – не идеальный персонаж, а зараженный пороками маленький себялюбец. Именно он обокрал Печорина.

Романтический мотив с ундиной обнаруживает внутреннюю слабость героя, его неспособность к простой, полной опасности жизни. Интеллектуальный, цивилизованный герой теряет свои преимущества перед простыми людьми и не допускается в их среду. Он лишь способен завидовать отваге, ловкости их и горько сожалеть о неотвратимой гибели естественного мира. Печорин с его глубоким умом лучше, чем кто-нибудь другой понимает не возможность обретения в среде “честных контрабандистов” той полноты жизни, красоты и счастья, которых так жаждет его мечущаяся душа.

В “Бэле” герой играет душами простых людей, а в “Тамани” он сам становится игрушкой в их руках.

Не забываем о том, что перед нами дневник Печорина, который демонстрирует его умение рассказать об увиденном и прочувствованном. Все охватывает его острый взгляд и слух. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Вспомните картины, написанные самим Лермонтовым.

Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек.. Какова роль пейзажа в повести “Тамань”. (Сообщение учащегося.)

Вывод.

– Ребята, почему активность героя приносит несчастье людям? С каким чувством герой произносит слова: “Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих”? (Его активность направлена на себя, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.) Верно. И, тем не менее он решителен и смел, но активность его беспредметна. У него нет возможностей предаться деятельности более серьезной, не даром он говорит: “Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами”. Поэтому он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье. Белинский отмечал: “Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели”. Кольцов А.В. признавался, что “Тамань” “чертовски поразила” его. Тургенев писал, что “из Пушкина целиком выработался Лермонтов – та же сжатость, точность и простота…” “Какая прелесть “Тамань”! – восклицал он. Чехов А.П. считал “Тамань” образцом русской прозы и мечтал “написать такую вещь…тогда бы и умереть можно!”.

Домашнее задание.

  1. Какие черты характера Печорина выявляются в повести “Тамань”? (Письменный ответ).
  2. Чтение повести “Княжна Мери”. (Печорин и Грушницкий).