Урок по рассказу В.Токаревой «Самый счастливый день». Тема: «Счастье в тебе самом…». 8–9-е классы

Разделы: Литература

Классы: 8, 9

Ключевые слова: нравственный выбор, женская проза, семья, любовь к родителям


Цель урока: духовно-нравственное становление личности подростков.

Задачи урока:

  • Образовательные: обучение литературоведческому анализу художественного текста; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа «Самый счастливый день».
  • Развивающие: развивать у детей навык глубокого осмысления прочитанного, умение выражать свои мысли в форме развёрнутого аргументированного ответа на вопрос, вести диалог.
  • Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности: любви к ближнему, заботы об окружающих.

Тип урока: комбинированный.

«Не гоняйся за счастьем: оно находится в тебе самом».
Пифагор, древнегреческий математик

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя

Знакомство с личностью В.Токаревой.

Викторию Токареву можно бесспорно назвать ценнейшим для нас приобретением, она словно драгоценный камушек сияет нам своим уникальным талантом, даря нам с вами тепло и море незабываемых эмоций!… (слайд 3,4,5)

Книги Виктории Токаревой – отражение ее жизни, а герои ее – наши современники. Рассказы этой писательницы всегда вызывают у читателей живой, неподдельный интерес. Они являются современным “зеркалом” вечных проблем, поднятых классиками русской литературы. В них идёт откровенный разговор с читателем о современной жизни, о бедности и богатстве, чести и бесчестии, нравственном и безнравственном. Лаконичное выражение мыслей, виртуозное владение словом, ироничные и умные замечания о людях и их поступках — вот что отличает стиль писательницы. Главный герой её рассказов — человек, нравственная природа которого многогранна, неоднозначна и противоречива. Герои Токаревой, будь то женщины или мужчины, дети или старики, счастливые или несчастливые, думают так же, как любой из нас.

Виктория Токарева родилась 20 ноября 1937 г. в Ленинграде. Окончила музыкальное училище и сценарный факультет Института кинематографии (ВГИК). Книги В. Токаревой популярны и любимы в России. Произведения прозаика имеют также большой успех и за рубежом. Писательница живет в Москве.

B.C. Токарева - автор многих рассказов, эссе, повестей. Может быть, вы смотрели известную кинокомедию «Джентльмены удачи»? Эту смешную и немного грустную историю сочинила тоже Токарева. По ее сценариям созданы художественные фильмы: «Шла собака по роялю», «Уроки литературы», «Шляпа» и другие (слайд 6). Она говорит, что в ее произведениях большую роль играет музыка. Именно музыка передает настроение ее рассказов, и это настроение больше «минорное», чем «мажорное». Токарева пишет об обычной жизни, в которой всегда много проблем, о желании человека быть счастливым. Вместе с тем автор ставит героев в смешные, нелепые ситуации, иронизирует над недостатками современного общества.

Виктория Токарева сделала актуальным вопрос о новом явлении «женская литература». Одной из основных тем современной женской прозы является тема «семьи» и тема любви. Секрет своей популярности В.Токарева объясняет так: «Я пишу просто, у меня все понятно». И с этим нельзя не согласиться. Но ведь известно, что все гениальное на самом деле действительно просто! (слайд 7,8,9)

Рано или поздно каждый человек оказывается перед нравственным выбором: с кем он, за кого, во имя чего живёт, какие ценности являются для него определяющими. Вот так и героям рассказа Виктории Токаревой, с которым мы сегодня познакомимся, пришлось сделать свой нравственный выбор. Что же оказалось на чаше их жизненных весов? Давайте попробуем вместе разобраться в прочитанном.

III. Беседа

Вызов интереса. Просмотр фрагмента из кинофильма «Доживем до понедельника».

«Счастье – это когда тебя понимают», - написал герой фильма о школе «Доживем до понедельника».

Сегодня мы тоже поговорим о школе и школьном сочинении о счастье, но в рассказе В.Токаревой «Самый счастливый день». Что же написала о счастье, о самом счастливом дне героиня этого произведения? (слайд 10)

Сообщение темы и целей урока. Согласны ли вы с утверждением писательницы, что «все гениальное - просто»? Что нужно для того, чтобы книгу читали? Еще раз прочитайте название рассказа. Мы с вами на примере этого произведения попробуем обсудить понятие счастье в жизни человека. Произведение очень современное. О нас с вами, о вас и ваших родителях.

Знаменитый математик Пифагор утверждал: «Не гоняйся за счастьем: оно находится в тебе самом». (слайд 11) Именно его слова стали названием нашего урока. Как вы думаете, в чем состоит человеческое счастье? Из чего складывается? Какие ассоциации возникают у вас при произнесении слова «счастье»?

Составление кластера с ключевым словом «счастье» (записываем на доске и в тетрадях)

Как видите, на вопрос «Что такое счастье?», у каждого ответ свой, для кого-то это здоровье и благополучие близких, а для кого-то крупный счёт в банке. Но на самом деле счастья не бывает слишком много, ведь если постоянно купаться в его лучах, то со временем оно может испугаться и ускользнуть. И чем упорнее мы идём к своей мечте, тем потом нам приятней её осуществление. Я думаю, что счастью нельзя дать точного определения, оно зависит от нашего восприятия окружающего мира, и, как я уже ранее сказала, каждый определяет его для себя сам. Можно сделать вывод: каждый человек понимает счастье по-своему. Каждый человек – кузнец своего счастья. Счастье - рядом.

IV. Работа над текстом. Анализ отдельных эпизодов

- А как же понимает счастье героиня нашего рассказа?

Обратимся к первому фрагменту произведения: «Нам задали классное сочинение на тему: «Самый счастливый день в моей жизни».

Я раскрыла тетрадь и стала думать — какой у меня был в жизни самый счастливый день? Я выбрала воскресенье — четыре месяца назад, когда мы с папой утром пошли в кино, а после этого сразу поехали к бабушке» до слов «А Ленка Коновалова любую беседу поддерживает двумя предложениями: «Ну да, в общем-то...» и «Ну да, в общем-то, конечно...»

- Что вы узнали о главной героине рассказа? Дайте ее словесный портрет.

- Почему автор называет девочку «акселераткой», но не дает ее имени?

Кого называют акселератами?

Словарная работа. Акселерат - ребенок, подросток, который растет, развивается ускоренно (слайд 12)

- Что можно сказать о способностях школьницы? Как она учится? Почему ей очень важно учиться «без троек»?

Ответ: Героиня должна учитывать мнение Марьи Ефремовны, потому что ей надо исправить оценку в четверти. Ей нельзя иметь тройку в четверти, потому что тогда её не переведут в девятый класс, а отправят в ПТУ (профессионально-техническое училище).

- Как школьница относится к своим одноклассникам (обратите внимание на суффиксы в именах)? Чем можно объяснитьтакое отношение? Почему речь ребят удивляет девочку? (Ленка, Машка)

Ответ: Героиня знает много слов, потому что она много читает. Мальчишки в её классе обходятся шестью словами. Ленка Коновалова поддерживает беседу при помощи двух фраз: «Ну да, в общем-то…» и «Ну да, в общем-то, конечно…». Эти фразы абсолютно бессодержательные, они ничего не значат.

- Какова самооценка девочки? Что она говорит о себе? Как вы поняли выражение: «у меня ни рук, ни мозгов - один словарный запас»?

Ответ: Героиня, несмотря на свой юный возраст, «умна не по годам». В отличие от своих одноклассников, не задумывающихся о теме, а умеющих писать гладко и ровно, то, что нужно, наша акселератка понимает разницу между истинным и ложным, настоящим и показным. Она действительно отличается от своих ровесников развитием – развитием в духовном плане. У нее есть сформированные ценности, и ей сложно пойти против совести.

- Какой прием использует автор для характеристики героини и ее одноклассников? Как вы думаете, почему рассказ ведется от первого лица?

Рассказ ведется от первого лица, поэтому мы чувствуем себя единым целым с героиней, понимаем искренность и простоту передачи ее мыслей. Этот прием помогает сделать рассказ понятным для читателя, а героиню – «одной из многих». Для характеристики героини и ее одноклассников автор использует прием иронии. Героиня рассказа умна и иронична. Она знает свои сильные стороны: у нее «большой словарный запас, и она легко им орудует». Но, сравнивая себя с одноклассниками, героиня с сожалением убеждается в том, что эти ее достоинства, похоже, совершенно не нужны современному человеку. За своей иронией, как за маской, она прячет то, что хочет скрыть от окружающих: свои сомнения, тревоги и острое чувство счастья в общении с близкими людьми.

- Что думают о счастье учительница и одноклассники девушки?

Ответ: По мнению учительницы, человек бывает счастлив, только когда приносит людям пользу.

Самым счастливым в жизни Ленки Коноваловой был день, когда её принимали в пионеры. Для героини это не был счастливый день, так как ей не хватило пионерского значка.

Для Машки Гвоздевой самым счастливым был тот день, когда у них взорвался синхрофазотрон и им дали новый. Её представление о счастье связано с математикой.

- Почему героиня долго обдумывает свое сочинение? Что «мешает» ей написать о том, что она выбрала сначала?

- Расскажите, какой поступок девочки и ее мамы действительно принес пользу? Почему она не пишет об этом случае?

Ответ: Однажды они с мамой отвели домой пьяницу, который сидел на снегу. Конечно, от этого была польза ему и его семье, но нельзя было назвать этот день самым счастливым для героини.

Обратимся ко второму фрагменту рассказа - «Неделю назад я слышала по радио передачу о счастье…» до слов «В передаче о счастье я запомнила такую фразу: «Перспектива бессонных ночей за штурвалом комбайна…» Может быть, комбайнёр тоже был карьерист».

- Что сказали в радиопередаче о счастье?

Ответ: В радиопередаче сказали, что счастье – это когда чего-то хочешь и добиваешься, а очень большое счастье – когда очень чего-то хочешь и добиваешься. Но когда добьёшься счастья, оно кончается, потому что счастье – это дорога к осуществлению, а не осуществление.

- Чего хочет героиня? Почему? Чего она очень хочет? Почему?

Ответ: Героиня хочет перейти в девятый класс и хочет дублёнку вместо шубы, потому что шуба ей велика и она в ней как в деревянном квадратном ящике. Она очень хочет перейти в девятый класс, поступить на филологический факультет МГУ и познакомиться с артистом К.К.

- Что рассказала о любимом артисте героини Рита Погосян? Что они с героиней однажды сделали?

Ответ: Рита Погосян рассказала, что любимый артист героини женат и у него есть маленький сын, а ещё, что он карьерист. Однажды героиня с подругой дождались артиста после спектакля, отправились за ним следом, сели с ним в один вагон метро и стали его разглядывать.

- Что думает героиня о своём папе?

Ответ: Героиня думает, что её папа не карьерист, но что у него нет большого счастья, так как у него нет жизненного стимула и маленькая зарплата. Ей кажется, отец не нашел себе занятия по душе: «когда он ходит на цыпочках, мне кажется, он ищет себя, не зажигая свет, заглядывая во все углы».

- Почему героиня делала доклад о политической обстановке в Гондурасе?

Ответ: Героиня делала доклад о политической обстановке в Гондурасе, потому что Марья Ефремовна сказала, что аполитичных не будут переводить в девятый класс.

Обратимся к третьему фрагменту рассказа

- За что героиня любит маму? Какие записки оставляет мама, когда уходит из дома? Как это её, по-вашему, характеризует?

Ответ: Героиня очень любит свою маму, потому что она на неё не давит, не заставляет заниматься музыкой и есть с хлебом. Когда мама уходит из дома, она оставляет на дверях записки, что ключ под ковриком. Может, она легкомысленная женщина, а может, она просто ничего не боится.

- Что делает героиня, когда мамы нет дома?

Ответ: Когда мамы нет дома, героиня ест холодную еду прямо со сковороды, руками, в шубе и стоя. Потом она включает проигрыватель на полную мощность и зовёт Ленку Коновалову. Они вытаскивают из шкафа все мамины платья, начинают их мерить и танцевать.

- Какие книги читает героиня? Что ей в них нравится?

Ответ: Героиня читает рассказы Хулио Кортасара и пьесы Александра Вампилова. У Вампилова ей нравится фраза: «Папа, к нам пришёл гость и ещё один», а у Кортасара – слова «невыразимо прекрасно».

- Замечательно, что героиня может радоваться таким простым вещам – танцам с подругой, солнечному свету, книгам, общению с родственниками. Интересно, а может ли так каждый из нас?
- О чём спорят мама и папа героини? Как вам кажется, какие у них отношения? Почему вы так решили?

Ответ: Мама говорит, что люди живут для страданий, что страдание – это норма, а папа говорит, что это норма для дураков, а человек создан для счастья. Кажется, что у них сложные отношения, потому что они редко видятся: когда папа вечерами дома, мамы нет, и наоборот.

- Почему героиня считает свою маму счастливой на 96 %? Почему, по её мнению, нельзя быть счастливым на все 100 %? Что означают пословицы, которые она приводит как аргумент?

Ответ: Героиня считает маму счастливой на 96 % счастливой, потому что 50 % счастья, по её мнению, - это хорошая работа и уважение коллег, 45 % - удачный ребёнок: здоровый и развитый, 1 % - нет болезней. А на все 100 % счастливым быть нельзя, так как у всех свои проблемы, что означают и пословицы, которые она приводит.

Вспомните, какие пословицы приводит в пример мама? («В каждой избушке свои погремушки»).

А какие знаете вы?

- Почему героиня считает, что мама уже не может мечтать о счастье?

Ответ: Разве можно мечтать о счастье в 35 лет?!

- Согласны ли вы с мнением школьницы?

- Почему, по мнению героини, человек должен быть эгоистом? Чего боится героиня?

Ответ: По мнению героини, человек должен быть эгоистом, потому что если ему хорошо, то и другим вокруг него тоже хорошо. Героиня боится, что с ней что-нибудь случится, она попадёт под машину или вырастет и выйдет замуж, и тогда на кого она оставит родителей и как они будут без неё?

- Найдите в тексте пример, подтверждающий, как сильно девочка любит своих родителей.

Ответ: «На мой глаз капает её слеза. Я опять терплю. Я её очень люблю. У меня даже все болит внутри от любви. Но я понимаю, что, если начать её жалеть, она раскиснет ещё больше…» - о маме.

«Однако я пугаюсь, и у меня начинает гудеть под ложечкой и щипать в носу. Я не представляю своей жизни без отца. Я скачусь на одни тройки и двойки. Я вообще брошу школу и разложусь на элементы. Я получаю хорошие оценки исключительно ради отца, чтобы ему было приятно» - о папе.

- Каким мы видим героев рассказа?

Что можем сказать о них? «Нарисуйте» словами каждого из главных героев, используя слова из текста. 

- А вот такими его изобразили наши художники (задание заранее было дано в начале урока) в своих скетчах (визуальных заметках). Как вы думаете, на них можно узнать нашу героиню?

Обсуждение рисунков и эпизодов рассказа.

- Какой самый счастливый день для Загоруйко?

Ответ: Самый счастливый день для Загоруйко – если «битлсы» снова объединятся в ансамбль.

- О чём решила написать героиня? Почему?

Ответ: Героиня решила написать о том, как они сажали вокруг школы деревья, так как она читала, что каждый человек за свою жизнь должен посадить дерево, родить ребёнка и написать книгу о времени, в котором он жил.

- О чём она написала в результате? Почему? С чем сравнила свою семью героиня?

Ответ: В результате героиня написала всё-таки о том дне, когда они с папой пошли утром в кино, а после поехали к бабушке. Она выбрала этот день, потому что ей было очень хорошо с папой и бабушкой, все любили её, и она любила всех. И от этого всем была огромная польза. Героиня сравнила свою семью с деревом, где бабушка была корни, папа ствол, а героиня – ветки, которые тянутся к солнцу.

Читает учитель: Меня все любили и откровенно мною восхищались. И я тоже всех любила на сто процентов и тем самым приносила огромную пользу. У меня глаза папины, у папы — бабушкины — карие, бровки домиком. Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами и чувствовали одно и то же. И были как дерево: бабушка — корни, папа — ствол, а я — ветки, которые тянутся к солнцу.

И это было невыразимо прекрасно.

Конечно, это был не самый счастливый день в моей жизни. Просто счастливый. А самого счастливого дня у меня ещё не было. Он у меня — впереди.
- Какой же самый счастливый день в жизни героини?

Ответ: Самый счастливый день в жизни героини ещё впереди. В ходе рассуждений главной героини мы понимаем, что для неё самым важным и ценным в жизни является семья. Она принимает своих родных со всеми их достоинствами и недостатками, любит их такими, какие они есть.

Казалось бы, перед нами простой жизненный эпизод (это характерно для многих рассказов Токаревой), однако всякий раз он оказывается для героя возможностью заглянуть в себя. В этом заключается особенность творчества В.Токаревой.

- Что для героини счастье? Составление кластера (модель счастья для акселератки) – слайд 13

«у меня единственное - это большой словарный запас…»
«у меня рост, цвет лица и фирменные вещи…»
«у меня ни рук, ни мозгов - один словарный запас, я много знаю слов…»
«жить как хочу и ни к кому не приспосабливаться..»
«у меня все болит внутри от любви…»
«Я обнимаю её и держу как драгоценность»
«ни эгоистки, ни карьеристки из меня не получится…»
«буду жить на общих основаниях…»
«Я – удачный ребенок. Здоровый и развитый».
_______________________________________________________
Мне кажется, что жить — невыразимо прекрасно.

- Итак, какую формулу счастья можно вывести?

Ответ: Счастье = семья (слайд 14)

С нашим рассказом перекликается стихотворение современного поэта Тарадановой Дарьи. Давайте прослушаем его. Оно тоже о ценности семьи, семейных отношений.

Стихотворение «Что может быть семьи дороже…» (читает заранее подготовленная ученица)

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?

- Какие представления о счастье раскрываются в рассказе и в прослушанном вами стихотворении? С какими из них вы согласны или не согласны и почему?

- Поговорим о художественном своеобразии рассказа. На слайде 15: пейзаж, портрет, речевая характеристика героев, противопоставление, ирония, метафора, эпитет, внутренний монолог. Выберите те приемы, средства выразительности, которые использует писательница. Приведите примеры.

- Рассказ имеет кольцевую композицию: начинается и заканчивается одним и тем же событием. Каким? Для чего это нужно автору? Что в жизни героини хочет подчеркнуть автор таки построением рассказа? Какова идея рассказа? Выразите свое отношение к ней.

- Какую проблему поднимает автор?

Семья

  1. Детство
  2. Отцовство
  3. Материнство
  4. Родня

Подберите ассоциативный ряд к слову Семья (слайд 16)

Ответ: Красота, мать, дети, материнство, любовь, поддержка, взаимопонимание, счастье.

Подведем итоги нашей беседы (слайд 17):

  1. Кольцевая композиция заставляет задуматься о том, что главным в жизни героини является ее семья.
    Счастье – это семья.
  2. Рассказ ведется от первого лица, благодаря этому мы чувствуем себя единым целым с героиней, понимаем искренность и простоту передачи ее мыслей. Этот прием помогает сделать рассказ понятным для читателя, а героиню – «одной из многих».
  3. Авторская позиция определяется парадоксальным выбором художественных средств при создании рассказа, побуждая читателей задуматься о себе, своей нравственности, человеческой деятельности.

Творческий этап

Составление синквейна со словом семья.

Счастье…

Под современную песню Олега Винника «Счастье бывает разное» рисуют солнышко счастья. Каждый рисует свое солнышко счастья.

Заключительное слово учителя

Прочитав это рассказ, еще раз убеждаешься в том, насколько ценны отношения в семье. Думаю, вам свойственны многие переживания героини. Многие из вас, как и героиня, еще не определилась с выбором своего жизненного пути.

Виктория Токарева уверена в том, что главное - постоянно заниматься самосовершенствованием и не бояться делать шаги навстречу своему счастью. Ее героиня говорит «в жизни случается именно то, чего человек боится», и она права. Не нужно бояться препятствий, которые неизбежно будут вставать на вашем пути. Хотя, наверное, об этом легко говорить, сложнее прожить жизнь так, чтобы соответствовать. Но у вас есть в жизни главная ценность – семья. Постарайтесь быть честными по отношению к себе, к ней, к окружающим.

Домашнее задание

Написать Эссе “Читая Токареву, я понял(а), что…”

Презентация к уроку

Приложение 1

Приложение 2