Урок по рассказу А.И. Солженицына "Правая кисть"

Разделы: Литература


Методический замысел урока.

Этот урок – продолжение разговора об осмыслении трагедии маленького человека, беззащитного перед мертвой идеологией. Урок по рассказу А.И. Солженицына проводится с целью пробудить мотивацию молодого человека к размышлению о вопросах личного нравственного выбора в любой жизненной ситуации. Поэтому «пиком», кульминацией урока должен стать ответ на неожиданный вопрос о сходстве абсолютно разных людей – сходстве в пространстве НЕСВОБОДЫ, ибо выбор, совершенный ими, ложен, идеи – лживы, осмысления – нет.

Позиция учителя: У человека, сделавшего в жизни выбор не по правде, не по совести – нет жизненной силы, ибо он несвободен, а значит, достоит ЖАЛОСТИ. Ученик о своем выборе размышляет в течение урока.

Все методические приемы, используемые учителем – это разного рода катализаторы ситуации ОЗАРЕНИЯ, которая может произойти на уроке, а может, и не произойти. Такими «катализаторами» являются ситуации накопления, когда ученики систематизируют материал, выявляя сходства, различия, ключевые символы; ситуация «вживания в образ»; создание ментальных карт, синквейнов, интервью со взрослыми после чтения произведения ВСЛУХ.

Выбор произведения для разговора на эту тему неслучаен, так как еще А.Шмеман в статьях 70-х годов прошлого века писал об особом духовном даре Солженицына, о явленном в произведениях писателя «чуде совести, правды и свободы».

Тема урока: «Живое» и «мертвое» в рассказе А.И. Солженицына «Правая кисть».

Цель урока: пробудить интерес к личности, творчеству и мировоззрению А.И. Солженицына.

Задачи урока:

  1. Осмыслить авторскую позицию по отношению к насилию, лжи, «мертвым» идеям и схемам.
  2. Развивать умение видеть приемы актуализации художественного слова.
  3. Формировать навыки совместного группового взаимодействия.
  4. Отрабатывать навыки самостоятельного осмысленного чтения.

Методы, используемые на уроке:

  • вживание в образ: создание монолога от лица героя, актерское воплощение образа героя;
  • групповая работа;
  • создание ментальных карт;
  • создание карт-схем, опорных таблиц;
  • написание синквейнов;
  • чтение детьми произведения вслух родителям дома;
  • интервью с родителями по результатам прочитанного дома вслух произведения.

Основные понятия: живое и мертвое как категории внутренней свободы, синекдоха, принцип «перевернутой ситуации», антитеза.

Предварительная подготовка.

Этот урок – итоговое размышление о рассказе «Правая кисть».

На первом уроке мы говорим о «чуде» явления Солженицына в русской литературе, самых ярких страницах его судьбы, уникальности личности, особенностях стилистики. Главным тезисом урока являлась мысль о теме жертвы, самоотречения как главной в творчестве и судьбе этого художника. О. Александр Шмеман считал, что «чудо Солженицына в том, что он отличался своей бескомпромиссной приверженностью к правде вплоть до жертвы, как показывает его судьба».

Второй урок мы посвятили чтению вслух рассказа «Правая кисть» и составлению ментальных карт первоначального восприятия художественного текста.

При подготовке к уроку были даны домашние задания:

1. Прочитать рассказ «Правая кисть» вслух родителям и взять у них интервью.

Вопросы для интервью:

  1. Бобров: виновник или жертва?
  2. Как Вы относитесь к бывшему чекисту т. Боброву?
  3. Как Вы думаете, почему т. Бобров не испытывает мук совести?
  4. Как Вы думаете, почему в рассказе не происходит прозрения?
  5. Как Вы думаете, что хотел сказать читателю автор?

2. Групповое задание: сделать сопоставительную таблицу портретов зэка и чекиста, выделяя ключевые художественные детали.

3. Групповое задание: смысл названия рассказа. Роль образа-символа «правой кисти».

4. Индивидуальное задание: «вживание в образ». Рассказать об основной ситуации рассказа «Правая кисть» от лица чекиста, санитарки.

5. Групповое задание: выбрать примеры «тонкостей» лексики и рассказать о том, что выражает автор, используя выражения: «два обтрепыша», «непуганая весна», «тупые алебастровые бюсты», «посмотрел по-собачьему»…

6. Групповое задание: выбрать наиболее адекватный эпиграф к рассказу «Правая кисть», обосновав его.

Материал для выбора эпиграфа:

  1. «Мне отмщение и Аз воздам» (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»).
  2. «Жизнь-то прошла, а словно и не жил» (А.П. Чехов «Вишневый сад»).
  3. «Первый закон истории в том, чтобы не сметь сказать никакой лжи. Затем — не сметь умолчать ни о какой правде и чтобы написанное не вызывало никакого подозрения ни в пристрастности, ни во враждебности» (Цицерон).
  4. «Ангел в душе человечьей живет, суемудрием запечатлен, но любовь сокрушит печать…» (Н.С. Лесков «Запечатленный ангел»).
  5. …Немногие для вечности живут,
    Но если ты мгновенным озабочен –
    Твой жребий страшен и твой дом непрочен! (О.Э. Мандельштам 1912).
  6. «…Страшна судьба человека, который неправильно понял главное в своей эпохе. Как бы он ни был умен и порядочен – он обречен во всем наврать, натворить глупостей и подлостей» (Л.К. Чуковская).
  7. « …таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души…Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души…» (Е. Шварц, «Дракон»).
  8. « Я изнемог и, согбенный под могильной короной, пошел вперед, вымаливая у судьбы простейшее из умений – уменье убить человека» (И.Э. Бабель, «Конармия»).
  9. «Каждому будет дано по его вере» (М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»).)

Ход урока

Ученики садятся по группам, которые выполняли групповые задания: (стилисты, смысл названия, 2 портрета, «вживание в образ», эпиграф.

Экспозиция урока.

На доске слайд с текстом о смерти героя (учитель намеренно включает отрывок о смерти героя сразу в литературный контекст, чтобы с самого начала урока показывать, как А.И. Солженицын продолжает традиции лучших мастеров русской литературы 19 века).

Рассказ А.И.Солженицына «Правая кисть».

«Ветеран глубоко ушел в скамью. Голова и даже плечи его как бы осели в туловище. Раздвинуто повисли беспомощные пальцы. Свисало распахнутое пальто. Круглый раздутый живот неправдоподобно лежал в сгибе на бедрах».

Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

«…Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха – и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом – и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол отчаянно борясь с кем-то».

Вопрос учителя: Вы хотели бы так умереть?

Учащиеся высказывают свои размышления.

Слово учителя: Что мы видим в финале рассказа? Беспомощного, больного старого калеку-«ветерана» карательного отряда ЧОН, которому не оказывают помощи, и он в одиночестве, возможно, умирает, и рассказчика – пациента «ракового корпуса», 10 лет из 35 своей жизни проведшего в сталинских лагерях и после этого сосланного в вечную ссылку

Давайте постараемся увидеть ситуацию финала с точки зрения бывшего чекиста.

Слово дается ученику, который «вживаясь» в образ бывшего чекиста, содает его возможный внутренний монолог- размышление о его восприятии ситуации рассказа.

Вопрос учителя: Каково Ваше отношению к этому человеку? О чем говорили Ваши родители, когда Вы брали у них интервью?

Вывод учителя 1: Свобода выбора дана человеку от рождения, и поэтому мы не будем сейчас оценивать разные точки зрения, но, если Вы сострадаете (а это самое живое чувство) герою, Вы люди мыслящие, потому что «усредненность лишена сострадания» (Л. Борхес).

Вывод учителя 2: Основная ситуация рассказа: человек перед лицом смерти – ключевая для русской литературы. Смерть как оценка жизни, проверка на жизнеспособность всего того, чем жил человек, во что он верил. «Правая кисть» А.И. Солженицына – это рассказ-символ. Здесь смерть героя – это осмысление не только его жизни, его нравственных ценностей, но и оценка идеологии государства, оценка революции, оценка мировоззрения человека советской эпохи.

Завязка урока.

Учитель предоставляет слово группе «эпиграф», которой заранее были выданы материалы с цитатами из произведений, изученных в курсе литературы, из которых ученики должны были выбрать наиболее адекватный эпиграф к рассказу «Правая кисть», обосновав его.

Группе, которая выбирала эпиграфы, дается слово.

После того как группа расскажет о своем выборе, учитель тоже может высказать свои размышления об эпиграфе.

Слово учителя: Таким образом, классики русской литературы выражали свое отношение к любой форме насилия и лжи, любому проявлению унижения человеческого достоинства, утверждая нежизнеспособность идеи, которая не основана на человечности.

Для того чтобы увидеть, когда и как «обломилась» жизнь главных героев, обратимся к тексту произведения и посмотрим, как автор дает возможность читателю заглянуть в мир, душу героев, понять, чем они живут

  • Как автор высказывает свое отношение к герою?

Вывод учителя: Авторская позиция выражается через название произведения, ключевые слова, особые «тонкости» лексики, через структуру повествования, сюжет, композицию,

Слово дается группе, которая, сопоставляя портреты 2 героев, выделяла ключевые слова-символы.

Перед выступлением группы, сравнивающей портреты героев, слово дается группе «стилистов», которые отвечают на вопрос, почему Солженицын называет своих героев «обтрепышами».

На доске слайд с таблицей, составленной группой:

«Два обтрёпыша»

Мир зэка Мир чекиста т. Боброва («живой труп»)
  • Самая мучительная и самая прекрасная весна в жизни.
  • Глаза пропускали мир.
  • Блаженство – лежать на зеленой траве ничком, мирно вдыхать травяной запах.
    «Я был и таким, да не таким, как окружающие меня больные: я был много бесправнее их и вынужденно безмолвней их. К ним приходили на свидания, о них плакали родственники, и одна была их забота, одна цель — выздороветь. А мне выздоравливать было почти что и не для чего: у тридцатипятилетнего, у меня не было во всем мире никого родного в ту весну. Еще не было у меня – паспорта, и если б я теперь выздоровел, то надо было мне покинуть эту зелень, эту многоплодную сторону и возвращаться к себе в пустыню, куда я сослан был навечно, под гласный надзор, с отметками каждые две недели, и откуда комендатура долго не удабривалась меня и умирающего выпустить на лечение.»

«Я был жалок. Исхудалое лицо мое несло на себе пережитое — морщины лагерной вынужденной угрюмости, пепельную мертвизну задубенелой кожи, недавнее отравление ядами болезни и ядами лекарств, отчего к цвету щек добавилась еще и зелень. От охранительной привычки подчиняться и прятаться спина моя была пригорблена. Полосатая шутовская курточка едва доходила мне до живота, полосатые брюки кончались выше щиколоток, из тупоносых лагерных кирзовых ботинок вывешивались уголки портянок, коричневых от времени.»

  • Загрубевшая рука.
  • Желание играть в теннис.
  • Слабые ноги.

Вкус жизни.

  • Последняя болезнь.
  • Отечные глаза его были мутны.
  • Какая-то тускловатость находила на глаза.
  • Смотрел как-то по-собачьему.
  • С трудом держа руки.
  • Задыхающийся голос.
  • Он часто тяжело выдыхал, измождено выговаривал.
  • Речь была маловнятна, засопел.
  • Даже кепка томила его.
  • Нечесаные, сбитые пылью волосы.
  • Не его шее, до жалкости потончавшей, цыплячьей, висело много кожи лишней, и отдельно ходил спереди трехгранный кадык
  • «Еле ходит», мы тащились.
  • Правая кисть – такая маленькая, со вздувшимися бурыми венами, с кругло-опухшими суставами, почти не способная вытянуть справку из бумажника…суставы ее пальцев были кругло-опухшие, и пальцы мешали друг другу…

Нескладный маленький человечек, вроде нищего.

  • «У этого человека был непомерный живот, больше, чем у беременной, – мешком обвисший, распирающий грязно-защитную гимнастерку и грязно-защитные брюки. Сапоги его с подбитыми подошвами были тяжелы и пыльны. Не по погоде отягощало плечи толстое расстегнутое пальто с засаленным воротником и затертыми обшлагами. На голове лежала стародавняя истрепанная кепка, достойная огородного пугала.

    «С трудом держа руку приподнятой, взял эту трешницу, заложил ее в карман – и тут же его освобожденная рука шлепнулась на колено. А голова опять уперлась подбородком в грудь.»

Жизнь полегла.
В нем не оставалось жизненной силы.

Солженицын выделяет деталь о том, что у чекиста нет жизненной силы в противовес зэку, который только постигает вкус жизни.

  • Почему?

Вспомните произведения А.П. Чехов, который во всех своих произведениях боролся за достоинство человека и считал причиной нравственной слабости человека отсутствие общей идеи, стройности мировоззрения и стройности всей жизни. Общей идеей он называл смысл жизни, отсутствие которого лишает личность целостности и разъединяет с окружающими людьми. Человек, знающий смысл жизни, великодушен, терпим, снисходителен к недостаткам окружающих, внутренне свободен.

Не только ключевым символом портрета бывшего чекиста, но и ключевым символом всего рассказа является образ правой кисти так же, как «мотив рассечения, разрубания» (с точки зрения исследователя А.В. Урманова) во всех книгах Солженицына.

Почему автор весь сюжет строит на синекдохе, делая героем не человека, а его кисть: «На полном размахе…сносила голову, шею, часть плеча эта правая кисть»?

Слово дается группе учеников, которая готовила размышление о смысле названия текста.

На доске проецируется слайд с результатом работы группы «смысл названия» (см. Приложение 1).

Вывод учителя: Образ правой кисти – это символ всего «мертвого»: отсутствия правды, символ несвободы, а значит, смерти всего, что не имеет высшего смысла: насилия, лжи, унижения человеческого достоинства, несвободы, идеи оправданности насилия ради великой цели. Главным героем произведения является кисть, а не человек, поэтому мотив возмездия не является центральным.

Учитель просит зачитать несколько примеров синквейнов, которые сделали ученики на ключевое слово: «правая кисть».

Главным же героем этого рассказа, как и в романе Тургенева «Отцы и дети», является сама жизнь. Она – главный критерий оценки поступков героев. Способность быть открытым жизни и истине – критерий оценки устойчивости внутреннего мира героя, его жизненной силы, а значит свободы как нравственной категории.

Автор строит рассказ по принципу антитезы живого и мертвого, использует прием перевернутой ситуации, осмысляя, почему человек, часто подменяет живое мертвым.

Вопрос учителя: Назовите проявления «живого» и «мертвого» в рассказе, пользуясь нашим определением урока: живое – это то, что имеет высший смысл.

Ученики называют примеры проявления «живого», а по ходу дальнейшего разговора и «мервого» в тексте.

Слово дается группе «стилистов», чтобы объяснить, почему Солженицын называет весну «непуганой». В течение беседы мы также обращаемся к помощи этой группы.

Таблица, сделанная учителем, закрыта на доске. После того как ребята предложат свои варианты, таблицу можно открыть.

 

Живое Мёртвое
  • Природа (мучительно прекрасная непуганая весна).
  • Милосердие. Память о прошлом.
  • Сопереживания. Забота о ближнем.
  • Человечность. Женщины.
  • Сама жизнь.
  • Желания.
  • Болезнь.
  • Страдания.
  • Жалость.
  • Оживленное движение.
  • Порядок.
  • Счастье.
  • Цветы.
  • Фруктовый ларёк и чайхана.
  • Тележка с мороженым.
  • Мертвая кисть – ключевой символ.
  • Справка как символ власти
  • Хамство. Эгоизм. Грубость.
  • Невежество. Бездуховность.
  • Власть.
  • Идеология (идея справедливого возмездия).
  • Тупые алебастровые бюсты.
  • Алебастровый Сталин с каменной усмешкой в глазах.
  • Наглость. Отсутствие жалости.
  • Собачий взгляд. Неуважение.
  • Комиксы о шпионах. Мутные глаза.
  • Несправедливость.
  • Густо-лиловая помада медсестры.
  • Траурный марш.

Автор неслучайно дает читателю возможность «встречи» еще с одним героем, санитаркой, поведение которой во многом является олицетворением «мертвого» в произведении.

Слово дается ученице из группы «вживание в образ», которая готовила внутренний монолог санитарки.

Учитель таким образом готовит ситуацию удивления, озарения, при которой ребята, обобщая предыдущий материал, сопоставляя известное с предлагаемым учителем неизвестным, делают маленькие самостоятельные открытия.

Вопрос учителя: Что Вы чувствуете, слушая эту героиню?

Вопрос учителя: Что объединяет санитарку и бывшего чекиста?

Выслушав ответы учеников, учитель может высказать свой взгляд на ситуацию: Оба героя не знают «порядка», они выбрали ложные ценности, и это вызывает у читателя боль, жалость, сострадание, ибо они обречены на разочарования и горечь, однажды встретившись с мыслью о том, что и их жизнь «прошла», а они словно и не жили…

Вывод учителя: Принцип перевернутой ситуации помогает читателю оценить поступки героя, увидеть авторскую позицию, которая, казалось бы, нигде напрямую не выражена. Автор не только выражает мысль о неприемлемости насилия, но и утверждает, что безжизненно все, что не опирается на высокую идею человечности и свободы личности. Если цена построения великого будущего – нищий, одинокий калека, в нем нет смысла. Трагедия судьбы маленького человека в том, что все главные человеческие ценности были заменены на противоположные, и он оказывался беззащитным перед таким «порядком». Класс работает с таблицей подмен, осмысляя ее данные.

Учитель просит группу «эпиграф» напомнить всем слова, которые она выбрала в качества эпиграфа к уроку: «…Страшна судьба человека, который неправильно понял главное в своей эпохе. Как бы он ни был умен и порядочен – он обречен во всем наврать, натворить глупостей и подлостей» (Л.К. Чуковская), чтобы еще раз убедиться в том, что их выбор был точен.

Вопрос учителя: Какова же главная идея автора, которую он доносит до читателя? Является ли идея возмездия основной в произведении?

Слово учителя: Ключевые слова для понимания этого – порядок. Это в мире Солженицына то, что противостоит хаосу, то, что имеет высший смысл, а значит, жизненную силу. Все, что не имеет смысла – безжизненно, мертво, и человек, не понимающий этого, НЕСВОБОДЕН и достоин в первую очередь ЖАЛОСТИ. Возможно, в течение урока ребята сами придут к определению того, что такое настоящий порядок: «Жалеть людей надо», «Любить живых надо!», В страдании все равны, Нельзя построить жизнь на вере в мёртвые, не имеющие смысла вещи, потому что финал жизни несвободного человека может быть бессмыслен и страшен. Относиться к другому человеку надо по принципу человечности. Жизнь, человечность, сострадание, милосердие неразрывно связаны между собой. Если в нашей жизни не будет этого, она станет бессмысленной и «мертвой», а наш финал может быть бесславен и страшен. Да убережем друг друга от этого.