Приобщение детей к литературе должно происходить на основе обучения внимательному отношению к слову. Основной приём – это медленное, вдумчивое чтение текста, постановка проблемных вопросов, которые бы открывали тайну художественной детали, её глубокий смысл.
В центре внимания читателя при анализе художественного произведения всегда будет образ и способы его создания (портрет, пейзаж, интерьер, речь, поступки). Уровень интеллектуального развития ученика определяется, главным образом, степенью сформированности таких умений, как сравнивать явления, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выделять логически законченные части в прочитанном. Овладение знаниями в значительной мере связано с умением пользоваться различными источниками: дополнительной литературой, словарями и справочниками по литературе.
Не менее важным представляется мне и формирование на уроках коммуникативных умений, что поможет детям в общении, сделает само общение более содержательным, интересным, целенаправленным. В этом смысле большая роль отводится групповой работе.
На уроке литературы всегда приходится работать и над умением слушать учителя или одноклассника, что является очень трудным делом и требует определённой работы над собой. Уже с 8 класса мы учимся не только слушать, но составлять небольшие конспекты.
Урок же, который предлагается вашему вниманию, второй по теме. Первый был посвящён знакомству с содержанием очерка, выяснению идейного содержания его и места в сборнике «Записки охотника». Как учитель, задачи вижу в том, чтобы помочь учащимся «увидеть» героя, опираясь на различные приёмы, используемые автором: показать, что во внешне угрюмом человеке скрыта сильная и благородная натура. На уроке внимание уделяется формированию определённых умений: вести познавательную деятельность, сравнивать факты, явления, обобщать, делать выводы, пользоваться словарями и справочниками, устанавливать причинно-следственные связи, выделять логически законченные части в прочитанном, выразительно читать, а также считаю, что литература обладает огромными возможностями для воспитания личности с активной жизненной позицией и развития творческих способностей.
Итак, «Записки охотника». Со страниц книги встаёт многогранный, чуть идеализированный образ «живой» России. Крестьяне – крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и жестоких пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.
Герои «Записок охотника» - простые люди, чьи поступки и отношение к жизни говорят об их высоком благородстве, о глубине их чувств.
К уроку по очерку «Бирюк» готовим иллюстрации, детям было дано задание после чтения произведения нарисовать главного героя так, как они его представляют. Кроме того, для работы нам необходимы будут словари лингвистических терминов или справочники по литературе.
Учащиеся разделены на 4 группы, каждая из которых получает свои вопросы.
1 группа. Портрет.
1. Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?
2. Найдите в тексте и прочитайте выразительно, что автор выделяет во внешности Бирюка. Устно нарисуйте, каким вы его представляете. (Используйте свои рисунки.)
3. Что узнали о характере главного героя благодаря портрету?
2 группа. Интерьер.
1. Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?
2. Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения.
3. Как это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка?
3 группа. Речь и поведение героя.
1. Что говорят в деревне о Бирюке?
2. Найдите и приготовьте чтение по ролям диалогов: лесник – охотник, лесник – мужик-«вор».
3. Что такое диалог? Какую роль он играет в художественном произведении?
4. Что узнали о герое по его речи?
5. Какие поступки совершает Бирюк? Как в этом сказывается его характер?
4 группа. Пейзаж.
1. Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?
2. Найдите и выразительно прочитайте описание природы. Какой образ главный? Как он соотносится с образом главного героя?
3. Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? Какие чувства и как передаёт И.С.Тургенев через описание природы?
На доске дано лексическое значение слова «бирюк» по словарю Даля:
(Бирюк –
1) зверь;
2) волк-одиночка;
3) нелюдимый, угрюмый человек),
а также эпиграф: В крепостном крестьянине И.С.Тургенев показал человека, который так же, как и все люди имеет человеческие права.
После домашнего повторного чтения очерка спрашиваю: понравилось ли произведение? Кто из героев вызвал сочувствие, кто – осуждение? Какова главная мысль? Вместе с ребятами приходим к выводу, что И.С.Тургенев показал потрясающую картину бедности, нищеты и отчаяния русского крестьянина под гнётом крепостного права. В произведении звучит (пусть слабо, но звучит) протест против такого положения, и этот протест вырывается из уст мужика – «вора».
Прочитайте эпиграф к нашему уроку и подумайте, как он соотносится с главной мыслью очерка? В эпиграфе так же, как и в очерке утверждается мысль о человеческом достоинстве: никто не имеет право унижать, притеснять человека.
Кто же главный герой? Понравился ли он вам? Детям нравится герой, потому что в финале произведения он отпускает всё-таки вора, хотя до этого хотел сдать его хозяину.
Разберёмся со значение слова «бирюк». Учащиеся уже знают, что оно означает «угрюмый человек», расширим это понятие с помощью записи на доске.
Что вас удивило? Какой вопрос возникает? Ребята сразу же обращают внимание на то, что хороший человек вдруг назван «злым» словом. Почему? Записываем вопрос на доске и выясняем тему урока: образ Бирюка. Тема записывается на доске и в тетрадях детей.
Что бы вам хотелось узнать о Бирюке? (Как выглядит? Где живёт? Как и с кем живёт? Как общается с окружающими?) Переходим на язык литературы и получаем, что нас интересует портрет героя, интерьер, речь, поступки, то есть мы определили приёмы создания художественного образа. Только необходимо ещё вспомнить о пейзаже.
Таким образом, у нас получился план работы, с помощью которого должны раскрыть образ Бирюка и ответить на вопрос: «Почему хороший человек назван бирюком?» И вот настал момент групповой работы.
Каждая группа получает лист с вопросами, словари лингвистических терминов или справочники по литературе, разрешается использовать критическую литературу по теме. Для самостоятельной работы отводится 5-7 минут, после чего все вопросы обсуждаются, слушаем выразительное чтение (очень важно, чтобы на уроке литературы обязательно звучало « слово» автора), одновременно заполняется таблица на доске и в тетради учащихся.
Внешние проявления | Внутренние качества |
Подневольный, мрачный, нелюдимый, хмурый, грозный (гроза всех мужиков), грубый, немногословный, сильный физически, необщительный, одинокий, покинутый, бедный. | Мужественный, совестливый, сострадательный, добросовестный, великодушный, добрый, отзывчивый, понимающий, хозяйственный, заботливый, честный. |
Образ главного героя перед нами, возвращаемся к нашему вопросу: «Почему хороший человек назван бирюком?» Каков он на самом деле? Что делает его бирюком?
Учащиеся выясняют, что впечатление бирюка создаётся по внешнему виду. На самом же деле это хороший человек, только нелюдимый, скрытный, никому не показывает своего истинного лица. Он знает, что будет наказан хозяином за срубленное дерево, однако отпускает вора. Сам живёт в бедности, доходящей до нищеты, но оказывается отзывчивым на чужое горе: понимает, что бедняк ворует не от жадности, а от безысходности, только беспросветная нужда толкает его на такое опасное дело. Наверное, сама жизнь заставляет быть и нелюдимым, грозным: он живёт одиноко в лесу в низенькой, закоптелой избушке с двумя малолетними детьми, покинутыми матерью, сбежавшей с каким-то городским мещанином. Крепостное право тоже наложило свой отпечаток на жизнь этого человека. Быть лесником – это единственный источник доходов, чтобы прокормить детей, и он боится потерять работу, вот потому так усердно служит, а, может, и нужно говорить о его добросовестности, что не позволяет служить кое-как.
Учащиеся самостоятельно формулируют ответ на вопрос и записывают в тетрадь.
Вернёмся к эпиграфу нашего урока и попробуем соотнести его теперь с темой.
И.С.Тургенев показал героя, который в сложной ситуации, ценой собственного благополучия пытается остаться человеком, сильной личностью. Может, потому и не принимают его односельчане, что не похож он на них.
Домой ребята получают задание творческого характера на выбор:
1. Написать стихотворение о Бирюке.
2. Написать рассказ, в котором характер главного героя раскрылся бы неожиданно.