Ольга Павловна Воложанина
|
Темы Открытых уроков автора
-
Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель". 9-й класс 2008
Целью урока по повести Гоголя "Шинель" является прежде всего желание разбудить в современном школьнике сочувствие. Попытаемся понять, как через повесть "Шинель" писатель искал путь к душе. В конце урока хотелось бы определить, как мостил Гоголь путь к живой душе, до кого он пытался достучаться. Система уничтожает в человеке естественное, человеческое. В человеке убит человек. Вернуть нас к себе хотел писатель Гоголь. Пожалеть страждущего и беззащитного, остановить руку или несправедливое слово, обращённое к тому, кто сам не может противостоять чиновному хамству и жестокости сильных мира сего, просит нас писатель. В этом сила и мудрость русской литературы. Продолжая пушкинские традиции, Н.В.Гоголь "милость к падшим призывал". Чтобы понять русскую литературу, нужно помнить писательское признание Ф.М.Достоевского: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя..."
Работы учеников
Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:
-
Петербург в русской литературе
Петербург… Его особая роль в русской и мировой культуре была осознана уже полтора столетия назад, его загадка всё так же волнует нас и сегодня. Он принадлежит к числу тех сверхнасыщенных реальностей, которые неотделимы от мифа и всей сферы символического. Именно поэтому тема "Петербург" мало кого оставляет равнодушным. Этот город не раз становился действующим лицом произведений русской литературы. И у каждого писателя Петербург свой, каждый создаёт не просто топографическое место действия, но в соответствии со своими художественными задачами строит определенный облик города.
-
Органическая философия С.Есенина
Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Его неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Поэт с детских лет впитал в себя народное мировосприятие. Можно сказать, что оно и образовало его поэтическую индивидуальность.
-
Проблемы фантастической литературы
В работе ученица рассматривает проблемы, поднимаемые в фантастической литературе. Писатели-фантасты заставили читателей задуматься о проблеме ответственности человека за всё, что он совершает, о масштабах одиночества конкретного человека и всего человечества в целом.
-
"Говорящие" фамилии в русской литературе
Глубокое и всестороннее познание художественного произведения невозможно без осмысления использования автором системы собственных имен. Экспрессивное употребление "говорящих" фамилий и имен собственных является одним из самых сильных средств в литературе. Недаром Н.Гоголь восхищался "бойким" и "замашистым" русским словом: "Произнесенное метко, все равно, что писанное, не вырубливается топором".
-
Русская литературная демонология: этапы развития и творческие осмысления
Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, писателей, художников обращаются к ним, чтобы разгадать их тайну и сказать свое слово. Одним из таких образов является Сатана, Демон. Глубокое переосмысление получает этот образ в творчестве русских писателей, у каждого автора этот персонаж "свой". Чем же вызвано это переосмысление? Этими вопросами и занимается такая наука, как демонология.
-
Стихотворения Ф.И. Тютчева о грозе – несобранный цикл или тематический ряд?
В своей работе я выясняю, что собою представляют стихотворения Ф.Тютчева о грозе – несобранный цикл или тематический ряд. В первой части работы дана теория вопроса, приведены определения каждого понятия. В практической части представлены все стихотворения Тютчева о грозе, выявлены доминанты, связанные с темой грозы, и сделан вывод об их принадлежности к циклу.
-
В работе исследуется проблема художественного перевода, поскольку именно он вызывает наибольшее количество разногласий в среде специалистов. В первой части работы акцент сделан на особенностях художественного перевода на примере сопоставительного анализа сонетов Шекспира. Во второй части дается сопоставительный анализ стихотворений поэтов-символистов.
-
Автор, повествователь, рассказчик в структуре произведения
Опираясь на мнения известных ученых-литературоведов, я делаю попытку выяснить различия между такими категориями словесного произведения, как "автор", "повествователь" и "рассказчик". Структура образа автора в разных видах художественной прозы проанализирована на материале художественных текстов Пушкина, Лермонтова и Гоголя. В изложении вопроса об образе автора и рассказчика мы опирались на идеи таких известных ученых-литературоведов, как В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, А.И.Горшков и другие.
-
Функциональность названий магазинов города Москвы
Проектная работа с элементами исследовательской деятельности (социолингвистическое исследование). Выбор темы исследования продиктован выбором профессии в будущем: автор планирует заниматься маркетингом или менеджментом. Какая связь между лингвистикой и маркетингом? Самая прямая: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Придумать название фирмы, предприятия, магазина, салона – это, пожалуй, самый важный шаг, который предстоит сделать руководству любой компании, желающей стать конкурентоспособной.