Эпиграфы:
Я жил, я был – за все на свете
Я отвечаю головой
А.Твардовский
Память активна. Она оставляет
Человека равнодушным, бездеятельным.
Она владеет умом и сердцем человека.
Память противостоит уничтожающей силе
времени. В этом величайшее значение
памяти.
Д.С.Лихачев
Цели урока:
- Раскрытие творческой истории поэмы, её судьбы, определение жанровых особенностей и идейного содержания поэмы «По праву памяти», обращение внимания учащихся на жизненные реалии 30-40-х годов 2щ века и их осмысление Твардовским.
- Раскрытие образа Сталина, развенчание его культа в поэме, определение темы «пяти слов», её движения, развития; выявление исповедальных и биографических мотивов в поэме, жизненного и поэтического кредо Твардовского.
- Выразительное чтение отдельных фрагментов, смысловой и стилистический комментарий к тексту, работа над ключевыми словами поэмы, выявление афоризмов и фразеологизмов.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
2. Осмысление эпиграфов к уроку
Обратимся к эпиграфам урока. Одним из них
являются слова академика Д.С.Лихачева. Как вы
понимаете его слова, что «память активна»?
Разделяете ли вы это утверждение? Убеждает ли
поэма Твардовского в справедливости мысли
Д.С.Лихачева?
Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку
взяты и слова Твардовского «Я жил…»? Что мы можем
сказать о позиции поэта, судя по этому
поэтическому заявлению?
3. Беседа по вопросам
Учитель: Обратите внимание на время создания и время появления поэмы в печати. О чем это говорит? Почему поэма не была напечатана при жизни Твардовского?
Ученик: Поэма «По праву памяти»
датируется 1966-1969 годами. А.Твардовский
предпринимает настойчивые попытки опубликовать
её на страницах руководимого им журнала «Новый
мир». Но цензурное управление – Главлит –
настойчиво задерживает публикацию произведения.
Широкая критика культа личности Сталина в 1956-1964
годах, когда обнажались не только «ошибки», но и
«злодеяния», «преступные действия» «вождя
народов», сменилась во второй половине 60-х годов
умолчанием, забвением, негласным запретом
процесса демократизации. Поэтому Твардовский и
не увидел свою поэму в печати. Поэма предстала
перед читателями лишь после смерти автора, в 1987
году.
Учитель: В тех обстоятельствах решительное обращение к теме преступлений сталинского режима имело ясный политический смысл – это было слово открытого и резкого протеста.
Учитель: Давайте вспомним историю создания поэмы? Каким планировалось новое произведение? И каким оно получилось?
Ученик: Задумывалось новое
произведение как «Глава дополнительная» к поэме
«За далью – даль». Работа над новой главой была
продиктована ощущением некоторой
недосказанности о «времени и о себе».
Позже «Глава дополнительная» вылилась в
совершенно новое произведение. Она отразила
острую реакцию автора на перемену общественной
обстановки во второй половине 60-х годов.
Учитель: Расскажите подробнее о той обстановке, в которой приходилось работать Твардовскому.
Ученик: Становилось все заметнее, что направление журнала «Новый мир» объективно приобретала оппозиционный характер. И это главному редактору «Нового мира» отомстилось 10 августа 1968 года. А.Твардовский писал Кондратовичу: «Дела с журналом архитяжкие. Никогда еще так называемые события международной жизни не касались так непосредственно журнала и моей собственной». Твардовский имел в виду чехословацкие события. В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, на улицах Праги появились советские танки. В рабочей тетради поэта появилась такая запись (от 29 августа 1968 года):
Что делать мне с тобой, моя присяга,
Где взять слова, чтоб рассказать о том,
Как в сорок пятом нас встречала Прага,
И как встречает в шестьдесят восьмом.
Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом писателям Чехословакии.
Учитель: Это поступок, человеческий,
гражданский. В словах Твардовского – сила
нравственного и духовного сопротивления. И это
вызвало раздражение у чиновников литературы,
недругов поэта. Враги журнала – секретари ЦК,
редакторы Главлита, цензоры, инструкторы,
консультанты – целый щедринский мир –
ополчились на «Новый мир» и его главного
редактора. Все попытки опубликовать поэму
оказались тщетными. «Я почувствовал, – говорил
Твардовский, – что я упираюсь в резиновую
стенку».
Вот поэтому поэма и была опубликована только в 1987
году в журнале «Знамя».
4. Поэма «По праву памяти»: чтение, обсуждение, анализ
Учитель: А теперь обратимся непосредственно к поэме. Какие основные темы вы выделили в этом произведении?
Ответы:
– тема раскаяния и личной вины человека;
– тема памяти и забвения;
– тема исторического возмездия;
– тема «сыновней ответственности».
Учитель: Что представляет собой композиция поэмы?
Ученик: Поэму А. Твардовского «По праву памяти» называют многие литературоведы триптихом. В ней три части – «Перед отлётом», «Сын за отца не отвечает», «О памяти», которым предшествует небольшое лирическое предисловие.
Ученик: Поэма «По праву памяти» представляет собой трехчастную композицию. Автор в процессе работы называл её то триптихом, то (чаще всего) стихотворным циклом. Журнал «Знамя», которому было дано право первой публикации, счел возможным так определить её жанр: «вполне очевидно, что перед нами – лирическая поэма». И сам автор, видимо, склонялся к такому определению. В окончательном варианте, подготовленном им самим к печати, снято обозначение «триптих», даны заголовки частей. Это подчеркивает цельность и единую сюжетно-психологическую линию произведения.
Учитель: Итак, перед нами лирическая
поэма, представляющая собой трёхчастную
композицию. Глубок её
эмоционально-психологический подтекст. Это
исповедь – обращение, исповедь – покаяние,
исповедь – обвинение. Презрев запрет,
Твардовский говорит о том, что «душу жжёт». В
стихах звучит то лирическая интонация, то они
становятся публицистикой, то в размышления
нравственного характера вплетаются жизненные
реалии. Цельность поэме придаёт личность самого
автора, монологическая форма повествования.
Открывается это произведение поэтической
декларацией, в которой выражено жизненное кредо
Твардовского. Прочитайте эти строки. …
Для Твардовского память и правда –
понятия-синонимы. Мысль, во власти которой
находился поэт, не раз звучала в его стихах.
Часть 1 «Перед отлётом»
Учитель: Каким настроением проникнута первая глава поэмы?
Ученик: В ходе работы над поэмой у Твардовского появилась мысль включить в неё мотив отлёта из родного гнезда, то есть тот уже опубликованный фрагмент, который появился до публикации поэмы, как самостоятельное произведение под заголовком «На сеновале». Стихотворение «На сеновале» и оставило первую часть поэмы – «Перед отлётом». Писалась эта глава как обращение к другу юности. Стихи передают атмосферу доверительности, в которой и можно вести разговор о самом сокровенном.
Учитель: А как переданы чувства юности? Насколько точен поэт в передаче надежд, устремлений своих молодых героев»?
Ученик: Двое друзей, деревенские юноши, собираются в путь, они полны надежд, мечтаний. Их духовный облик раскрывают высота помыслов, юношеский максимализм, романтическая мечта. Подтверждает цитатами.
Учитель: Почему при чтении этой светлой главы вдруг возникает ожидание беды? Как заражает нас поэт своей тревогой?
Ученик: Есть строки, которые настраивают читателя на тревожный лад. Зачитываются.
Часть 2 «Сын за отца не отвечает»
Учитель: Эти слова вынесены в заглавие второй части поэмы, с них она начинается. И эти слова неоднократно повторяются в этой части поэмы. Почему?
Ученик: Вторая часть озаглавлена теми сталинскими словами, которые в 30-е годы были восприняты и самим поэтом, и множеством людей такой же судьбы как нежданное счастье, избавление от «несмываемой метки». Но это, во-первых, оказалось обманом. И, во-вторых, поэт показывает, как бесчеловечны, аморальны были эти слова. Повторяясь, эти слова получают всё новое и новое смысловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет проследить за развитием темы «пяти слов».
Учитель: Какие мотивы вписывает Твардовский в тему «пяти слов»?
Ученик: В тему «пяти слов» Твардовский вписывает разные трагические мотивы:
– судьбы крестьянства, переломанные «великим
переломом»;
– судьбы целых народов, брошенных в изгнанье;
– судьбы тех, кому просчёты Главнокомандующего
пришлось оплатить вдвойне.
Цитатами подтверждается сказанное.
Учитель: Горестным изумлением перед
масштабами бедствия, постигшего народ, страну,
звучит это обращение к родине-матери. Но о
трагедии народа Твардовский знал не понаслышке.
Рассказ учащегося: «Великий перелом» разметал по
белому свету семью Твардовских. В тайге
Северного Урала оказались отец, мать, четверо
младших детей. Неизвестна была судьба старшего
брата Константина. В стихотворении «Братья» поэт
вопрошал: «Где ж ты, брат? // На каком Беломорском
канале?»
Судьбу наших военнопленных разделил младший
брат поэта Иван, оказавшийся после войны в лагере
на Чукотке. И к нему можно отнести слова: «Из
плена в плен – под гром победы/ С клеймом
проследовать двойным».
Ф.Абрамов в своих воспоминаниях о Твардовском
так пишет об истоках его личной трагедии: «Все
бури века нёс в себе… Не говорю о том, что
раскулачена семья, а он один на свободе.
Прославленный поэт, а брат в лагерях? До 53-го года.
Отец великого поэта четыре года жил под чужим
именем»
Эта запись Ф. Абрамова перекликается с
признанием самого поэта, носившего в себе вину
перед отцом и особенно перед любимой матерью: «У
меня как бы две биографии: репутация народного
поэта и наследственное клеймо классового врага».
«Сын кулака» – это клеймо значилось в анкетах,
которые заполнял Твардовский. Он носил его
больше двадцати лет.
Учитель: Найдите в тексте поэмы
строки, подтверждающие переживания
Твардовского.
Зачитываются строки.
Учитель: Каким запечатлен во второй части поэмы «отец народов»?
Ученик: Образ Сталина, картина порядков, им насаждаемых, даны в поэме крупно, бескомпромиссно. Зачитываются отрывки.
Учитель: В черновиках поэмы Твардовский отобразил портретные черты «судеб вершителя земного»:
…руки у него
Как рачьи скрючены клешни
Сплошной мозолью точно пятки (пастуха)
Покрыты были и не по росту
Крупны, окалиной обожжены.
Подумайте, почему строки, содержащие описание наружности «вождя», поэт не включил в основной текст поэмы?
Учитель: Как рисует Твардовский судьбу своего отца, судьбу русского крестьянства? Какая в портрете отца значится деталь?
Учитель: Какие мысли рождают финальные строки главы?
Часть 3 «О памяти»
Учитель: «О памяти» – глава особая. Она синтезирует авторские мысли, мотивы, заявленные в её названии. Глава полемична. Твардовский спорит с теми, кого называет «молчальниками». Найдите эти строки.
Учитель: Размышление Твардовского о
забвенье и памяти завешается твердо высказанным
убеждением. Каким? Прочитать.
В какой манере написана последняя глава?
Ученик: Глава «О памяти» написана в свободной, «разговорной» манере. Много риторических вопросов. Это отголоски тех споров, которые вел редактор «Нового мира», отстаивая право и обязанность литературы говорить правду. Весь строй стихотворного текста создает целостное представление о мироощущении поэта. Он ясно и бескомпромиссно выражает свою позицию.
Учитель: Как мы видим, автор стремится
всё мерить высшим для него критерием – совестью,
правдой, памятью. Обратите внимание на емкие,
меткие определения к ключевым словам ПАМЯТЬ,
ПРАВДА, БЫЛЬ, БОЛЬ. Прочитайте их. Какие
поэтические обороты, с вашей точки зрения,
являются афоризмами?
– Какие фразеологизмы использует автор в
главе «О памяти»?
– О чем говорит такое широкое использование
автором афоризмов и фразеологизмов?
5. Заключительное слово учителя
Прочитав поэму А.Твардовского, мы убедились:
все мы в долгу перед прошлым и будущим, каждый из
нас отвечает за своё время. Но не бывает
ответственности без чувства памяти,
сопричастности жизни. Мы должны знать правду,
какой бы горькой она не была. Память, убеждает нас
поэт, должна уберечь от повторения страшных
ошибок.
За лирическим героем поэмы встает образ
поэта-гражданина. Он учит нас милосердию, высокой
нравственности, гражданственности, учит быть
«людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз,
глядят в глаза».