Урок по произведению В.Г. Короленко "Парадокс"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Детальная работа с текстом, выяснение подтекста в очерке, анализ текста.
  2. Развитие навыков анализа текста, умений работать со словом, выразительного чтения; самостоятельная деятельность обучающихся.
  3. Воспитание терпимого отношения к людям.

Межпредметные связи: русский язык, толкование слов.

На доске слова: очерк, парадокс, феномен.

Ход урока

I. Организационный момент.

Тема, цели, объем работы.

II. Слово учителя.

Сегодня у нас с вами еще одна встреча с произведением В.Г. Короленко «Парадокс». На первый взгляд всё в этом произведении лежит на поверхности, а на самом деле смысл этого произведения очень глубок. Попробуем сегодня разобраться, что к чему в этом произведении.

Прежде всего «Парадокс» – это очерк. Сам Короленко именно так определяет жанр своего произведения. Почему? Потому что очерк, по мнению самого автора, рисует и истолковывает жизнь, факты жизни.

После того, как мы поработаем с этим произведением, мы ответим на вопрос: «Почему все-таки Короленко назвал своё произведение очерком»?

Кроме этого, очерк называется «Парадокс».

  • Каково лексическое значение этого слова?

У вас в учебнике дано определение этого слова. Зачитайте.

А вот как дается определение этому слову в словаре Ожегова:

  1. Странное, расходящееся с общепринятым мнение, высказывание, а так же мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.
  2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным.

У Ожегова определение гораздо шире. И мне кажется, что трактовка Ожеговым слова-заглавия «Парадокс» здесь более подходит. Почему? В этом мы и будем сейчас разбираться.

А пока поговорим об общем впечатлении. (На дом заранее дано было задание прочитать текс очерка и запомнить самые первые мысли после прочтения).

  • Какие мысли, вопросы возникли у вас сразу же после прочтения произведения? (Если это вопросы, то они записываются на доске и по ходу анализа разбираются.)
  • А какое впечатление произвел на вас этот очерк? (Чувственное восприятие.)

Теперь поговорим о теме, идее, композиции «Парадокса».

Определяем тему. Вспоминаем, на какой вопрос отвечаем (о чем данное произведение?).

Определяем идею. (Что хотел сказать автор, над чем заставил задуматься?)

(Автор заставляет задуматься о судьбе человека, о его предназначении в этой жизни. Вот как сам Короленко В.Г. говорит об этом: «Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих проявлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные, основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего счастья – есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и все большее его осуществление. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».)

Композиция очерка.

Вспомним, что такое композиция?

Всего 4 части, и идея очерка о предназначении человека словно «сшивает» все части, пронизывая «ткань» произведения.

  • Какую особенность в построении очерка вы заметили? (Очерк начинается и заканчивается одной и той же сценой, а именно, ловлей рыбы в бочке, но в последней сцене перед нами уже совсем другие мальчики.)

И сейчас мы будем выяснять, почему же они стали другими.

III. Анализ текста «вслед за автором».

Обратимся к тексту.

Зачитайте самые первые строчки.

  • Зачем здесь нужно это небольшое вступление? (Автор вводит в действие.)

Далее идет непосредственно описание всех последующих событий.

Зачитайте описание июньского дня.

  • Как вы думаете, прочитав эти строчки, какую картину мы можем представить? (Жара, все спряталось, очень тихо.)
  • Отражает ли это описание настроение детей? (Они ведут себя очень тихо, занимаются любимым делом.)
  • Зачитайте, чем они занимаются. Почему именно этим занимаются братья? (Они живут в мире фантазии, в ожидании чуда, бочка для них волшебная, правда жизни от них далека.)
  • Двор для них тоже привлекателен и загадочен. Почему? («Когда нам приедались впечатления реальной жизни, мы с братом удалялись в этот уединенный уголок..., ...тогда начинались увлекательнейшие приключения».)
  • А ваше впечатление от этого уголка? За счет чего достигается это впечатление? (Мы все видим реально, не глазами мальчиков.)

Назовите средства выразительности, которые использует автор, создавая облик двора.

  • Чем еще, кроме ловли рыбы, занимались братья?
  • Но больше всего они все-таки любили удить рыбу. Почему? (Новизна впечатлений, ожидание чуда, волшебная бочка была для них целым мирком.)

Итог по I части. (Дети не имеют ни малейшего представления о назначении жизни.)

И вот за ними пришел Павел.

Самостоятельная деятельность учащегося (далее СДУ). Индивидуальное задание, данное заранее на дом, для выполнения которого можно привлекать родителей.

Дайте характеристику Павлу.

  • Почему именно с приходом Павла исчезал мир фантазий? (Павел пришел из реальности, своими сверхреальными комментариями разрушал мир иллюзий.)

СДУ: После встречи с Павлом смогут ли дети вернуться к прежним развлечениям?

Итог по II части. (Обстоятельства, предшествовавшие той минуте, когда будет произнесен афоризм.)

А теперь поговорим об обитателях двора.

  • На кого из обитателей двора автор обращает особое внимание читателя и почему?

СДУ: Почему Короленко отмечает у полковника Дударева одну характерную деталь – курение трубки?

СДУ: Рассказать о появлении феномена. На какие детали внешности автор обращает внимание читателя?

  • Почему автор уделяет много внимания глазам феномена? (По ним можно определить отношение героя к человеку.)

СДУ: Сравнить описание феномена в очерке, на рисунке и своим собственным представлением. Есть ли разница?

  • Какую роль автор отводит пану Уляницкому? (Автор отмечает фальшивость его натуры, дети чувствуют эту фальшь.)

Вернёмся к феномену.

  • Что ещё мы узнаем об этом человеке?

СДУ: Чем удивляет и одновременно пугает Ян Залуский? Почему толпа охвачена брезгливым испугом? (Феномен чувствует людей, хорошо разбирается в их психологии. Пытается встать, ходить. Вынуждает пана Уляницкого дать монету. Говорит с Матвеем. Крестится. И везде автор говорит о глазах и о взгляде Яна Залуского. Такое ощущение, что глаза феномена живут какой-то своей отдельной жизнью. Ассоциируются с фильтром, через который феномен пропускает людей.)

  • Когда мы впервые услышали об афоризме?
  • Почему он выбрал именно детей, чтобы они прочитали афоризм-предсказание?

Итог III части. (Это не только афоризм, но и парадокс.)

  • В чем клянётся феномен полковнику Дудареву? Сдержал ли он эту клятву? Как это характеризует Яна Залуского?

А теперь давайте пофилософствуем.

  • Почему афоризм «Человек создан для счастья, как птица для полёта» назван еще и парадоксом, то есть явлением, противоречащим здравому смыслу? (Много у самого феномена счастья? Он зарабатывает на своём уродстве, чтобы прокормить семью, вспомним старика нищего и девочку. Да, человек создан для счастья, «только счастье не всегда создано для него».)

А теперь вернёмся к определению Ожегова.

  • Почему же определение Ожеговым парадокса здесь более уместно? (Потому что и сам феномен – парадокс (второе значение слова).)
  • И почему В.Г. Короленко выбирает для своего произведения такой жанр, как очерк?

IV. Итог урока.

Написать ответ на вопрос: «Почему дети стали другими и перестали удить рыбу»?