Цели:
- Детальная работа с текстом, выяснение подтекста в очерке, анализ текста.
- Развитие навыков анализа текста, умений работать со словом, выразительного чтения; самостоятельная деятельность обучающихся.
- Воспитание терпимого отношения к людям.
Межпредметные связи: русский язык, толкование слов.
На доске слова: очерк, парадокс, феномен.
Ход урока
I. Организационный момент.
Тема, цели, объем работы.
II. Слово учителя.
Сегодня у нас с вами еще одна встреча с произведением В.Г. Короленко «Парадокс». На первый взгляд всё в этом произведении лежит на поверхности, а на самом деле смысл этого произведения очень глубок. Попробуем сегодня разобраться, что к чему в этом произведении.
Прежде всего «Парадокс» – это очерк. Сам Короленко именно так определяет жанр своего произведения. Почему? Потому что очерк, по мнению самого автора, рисует и истолковывает жизнь, факты жизни.
После того, как мы поработаем с этим произведением, мы ответим на вопрос: «Почему все-таки Короленко назвал своё произведение очерком»?
Кроме этого, очерк называется «Парадокс».
- Каково лексическое значение этого слова?
У вас в учебнике дано определение этого слова. Зачитайте.
А вот как дается определение этому слову в словаре Ожегова:
- Странное, расходящееся с общепринятым мнение, высказывание, а так же мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.
- Явление, кажущееся невероятным и неожиданным.
У Ожегова определение гораздо шире. И мне кажется, что трактовка Ожеговым слова-заглавия «Парадокс» здесь более подходит. Почему? В этом мы и будем сейчас разбираться.
А пока поговорим об общем впечатлении. (На дом заранее дано было задание прочитать текс очерка и запомнить самые первые мысли после прочтения).
- Какие мысли, вопросы возникли у вас сразу же после прочтения произведения? (Если это вопросы, то они записываются на доске и по ходу анализа разбираются.)
- А какое впечатление произвел на вас этот очерк? (Чувственное восприятие.)
Теперь поговорим о теме, идее, композиции «Парадокса».
Определяем тему. Вспоминаем, на какой вопрос отвечаем (о чем данное произведение?).
Определяем идею. (Что хотел сказать автор, над чем заставил задуматься?)
(Автор заставляет задуматься о судьбе человека, о его предназначении в этой жизни. Вот как сам Короленко В.Г. говорит об этом: «Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих проявлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные, основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего счастья – есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и все большее его осуществление. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».)
Композиция очерка.
Вспомним, что такое композиция?
Всего 4 части, и идея очерка о предназначении человека словно «сшивает» все части, пронизывая «ткань» произведения.
- Какую особенность в построении очерка вы заметили? (Очерк начинается и заканчивается одной и той же сценой, а именно, ловлей рыбы в бочке, но в последней сцене перед нами уже совсем другие мальчики.)
И сейчас мы будем выяснять, почему же они стали другими.
III. Анализ текста «вслед за автором».
Обратимся к тексту.
Зачитайте самые первые строчки.
- Зачем здесь нужно это небольшое вступление? (Автор вводит в действие.)
Далее идет непосредственно описание всех последующих событий.
Зачитайте описание июньского дня.
- Как вы думаете, прочитав эти строчки, какую картину мы можем представить? (Жара, все спряталось, очень тихо.)
- Отражает ли это описание настроение детей? (Они ведут себя очень тихо, занимаются любимым делом.)
- Зачитайте, чем они занимаются. Почему именно этим занимаются братья? (Они живут в мире фантазии, в ожидании чуда, бочка для них волшебная, правда жизни от них далека.)
- Двор для них тоже привлекателен и загадочен. Почему? («Когда нам приедались впечатления реальной жизни, мы с братом удалялись в этот уединенный уголок..., ...тогда начинались увлекательнейшие приключения».)
- А ваше впечатление от этого уголка? За счет чего достигается это впечатление? (Мы все видим реально, не глазами мальчиков.)
Назовите средства выразительности, которые использует автор, создавая облик двора.
- Чем еще, кроме ловли рыбы, занимались братья?
- Но больше всего они все-таки любили удить рыбу. Почему? (Новизна впечатлений, ожидание чуда, волшебная бочка была для них целым мирком.)
Итог по I части. (Дети не имеют ни малейшего представления о назначении жизни.)
И вот за ними пришел Павел.
Самостоятельная деятельность учащегося (далее СДУ). Индивидуальное задание, данное заранее на дом, для выполнения которого можно привлекать родителей.
Дайте характеристику Павлу.
- Почему именно с приходом Павла исчезал мир фантазий? (Павел пришел из реальности, своими сверхреальными комментариями разрушал мир иллюзий.)
СДУ: После встречи с Павлом смогут ли дети вернуться к прежним развлечениям?
Итог по II части. (Обстоятельства, предшествовавшие той минуте, когда будет произнесен афоризм.)
А теперь поговорим об обитателях двора.
- На кого из обитателей двора автор обращает особое внимание читателя и почему?
СДУ: Почему Короленко отмечает у полковника Дударева одну характерную деталь – курение трубки?
СДУ: Рассказать о появлении феномена. На какие детали внешности автор обращает внимание читателя?
- Почему автор уделяет много внимания глазам феномена? (По ним можно определить отношение героя к человеку.)
СДУ: Сравнить описание феномена в очерке, на рисунке и своим собственным представлением. Есть ли разница?
- Какую роль автор отводит пану Уляницкому? (Автор отмечает фальшивость его натуры, дети чувствуют эту фальшь.)
Вернёмся к феномену.
- Что ещё мы узнаем об этом человеке?
СДУ: Чем удивляет и одновременно пугает Ян Залуский? Почему толпа охвачена брезгливым испугом? (Феномен чувствует людей, хорошо разбирается в их психологии. Пытается встать, ходить. Вынуждает пана Уляницкого дать монету. Говорит с Матвеем. Крестится. И везде автор говорит о глазах и о взгляде Яна Залуского. Такое ощущение, что глаза феномена живут какой-то своей отдельной жизнью. Ассоциируются с фильтром, через который феномен пропускает людей.)
- Когда мы впервые услышали об афоризме?
- Почему он выбрал именно детей, чтобы они прочитали афоризм-предсказание?
Итог III части. (Это не только афоризм, но и парадокс.)
- В чем клянётся феномен полковнику Дудареву? Сдержал ли он эту клятву? Как это характеризует Яна Залуского?
А теперь давайте пофилософствуем.
- Почему афоризм «Человек создан для счастья, как птица для полёта» назван еще и парадоксом, то есть явлением, противоречащим здравому смыслу? (Много у самого феномена счастья? Он зарабатывает на своём уродстве, чтобы прокормить семью, вспомним старика нищего и девочку. Да, человек создан для счастья, «только счастье не всегда создано для него».)
А теперь вернёмся к определению Ожегова.
- Почему же определение Ожеговым парадокса здесь более уместно? (Потому что и сам феномен – парадокс (второе значение слова).)
- И почему В.Г. Короленко выбирает для своего произведения такой жанр, как очерк?
IV. Итог урока.
Написать ответ на вопрос: «Почему дети стали другими и перестали удить рыбу»?