Урок по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Разделы: Литература


Урок по рассказу В. П. Астафьева ”Васюткино озеро”.Я предлагаю вашему вниманию цикл уроков по рассказу В.П.Астафьева

На первом уроке для того, чтобы создать установку на восприятие текста использую ассоциограмму. Задаю детям вопрос: ”Как поведем себя, если заблудимся в лесу?”

Ассоциограмма - это метод “вживания” в художественное произведение, позволяющий детям глубже понять произведение и, в конечном счете, интерпретировать его.

Далее мы с детьми говорим о фактах биографии автора. Каждый из учащихся называет тот факт, который показался Ему наиболее интересным, и в целом получается подробный рассказ о жизни и творчестве Астафьева. Говорим об автобиографичности его рассказов. Затем читаем рассказ с непременным комментированием непонятных слов и использованием наглядности.

А сейчас я предлагаю заключительный урок по творчеству Астафьева.

Целью урока ставлю анализирование сюжетно-композици-онных особенностей, проблемно-тематического своеобразия произведения. Для этого мы будем строить логическую схему произведения, ассоциограмму.

В ходе беседы выясняем, что главный герой - Васютка - заблудился в лесу и провел там 5 дней. Далее называем с детьми качества характера главного героя.

Делаем вывод, что Васютка заблудился потому, что нарушил таежные законы. Подвожу детей к мысли, что нарушение запрета - это характерная черта такого жанра как сказка. Мы сопоставляем рассказ со сказкой, и дети без труда могут сделать вывод, что по закону сказки главный герой должен пройти путь испытаний.

Чтобы показать наглядно состояние Васютки, использую прием инсценирования. Дети могут поставить себя на место главного героя. Два подготовленных ученика представляют эпизод, когда Васютка заблудился.

Здесь мы видим два борющихся начала в герое. Дети делают вывод, что верх одерживает осознание способности выжить, преодолеть трудности, страх. Такой наглядный показ внутренней борьбы в герое помогает уже 5 кл. осваивать такой термин как психологизм.

После инсценирования вновь обращаемся к нашей ассоциограмме, выявляя теперь художественные, прежде всего, изобразительные детали. Вспоминаем описание утреннего леса. Прошу детей найти и назвать цветообразы, звукообразы и элементы движения. Детям не составляет труда назвать их. Тут же можно вспомнить и повторить изобразительно-выразительные средства.

Делаем вывод, что тайга живет своей собственной жизнью. Она живая. И я подвожу учащихся к мысли, что образ природы также является действующим лицом наряду с Васюткой. У Астафьева лес-помощник. Все это сумел увидеть наблюдательный и способный к размышлению герой, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни. Здесь важно подытожить, что связь человека с природой - основная линия в творчестве Астафьева.

Идем дальше и обращаемся к смыслу названия произведения. Мы вновь обращаемся к биографии автора. Говорим об автобиографичности рассказов Астафьева, пытаемся представить себе его образ. Говорим о том, что он сам вырос на лоне природы, знает законы тайги. Делаем вывод, что рассказ назван так не только потому, что Васютка нашел это озеро, он нашел, прежде всего, себя, преодолев все трудности. Наталкиваю детей к мысли, что наряду с Васюткой и Природой еще одним героем произведения является Автор. Что он уважительно относится к своему герою, помогает ему преодолеть трудности через образ природы.

В заключение формулируем идею рассказа: преодоление собственных недостатков, страха, способность к выживанию. Тема становления личности – одна из основных в творчестве Астафьева.

Из проведенного урока с использованием ассоциограмм я убедилась, что этот метод интересен, дети живо включаются в работу, это наглядно, помогает хорошо и надолго запомнить то, что они читали, здесь работают все виды памяти. Думаю, что это поможет при написании сочинения. В качестве домашнего задания - написать сочинение-миниатюру на тему: “Каким я представляю себе Васютку” или “Чем я похож (не похож) на Васютку”.