ЦЕЛЬ:
- продолжить знакомство с самобытным творчеством А.П.Чехова;
- воспитывать в детях справедливое отношение к людям;
- оценить степень актуальности творчества А.П. ехова в современной жизни;
- продолжить создание на уроке ситуаций успеха, ситуаций активного проявления творческих возможностей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Слово учителя.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы продолжаем работу по творчеству А.П.Чехова. Мы знаем, что Чехов писатель необычный, так как материал для своих рассказов он брал из жизни, наблюдая за различными ситуациями. С одной такой ситуацией мы сегодня столкнёмся на уроке...
II. Эпиграф урока:
Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.
А.П.Чехов
...Он всюду и всегда видел материал для наблюдений.
М. Горький
В конце урока вы должны сделать вывод, как эпиграф соотносится с нашим уроком.
III. Выход на тему урока.
Прежде, чем мы начнём анализ рассказа А.П.Чехова “Смерть чиновника”, нам необходимо определить пути, по которым мы пойдём, т.е. определить тему урока. Вы внимательные, квалифицированные читатели, поэтому знаете, что без знания теории литературы невозможно понять произведение в достаточной мере. Дома вы выполняли творческие работы: составляли кроссворды, шарады, ребусы, ключевыми словами в которых были слова из теории литературы и именно эти слова могут стать составляющими в теме урока.
Представление нескольких творческих работ. Класс отгадывает кроссворды и т.д., ключевые слова – юмор, ирония. (На доске записаны и закрыты термины по теории литературы, открываю по мере вспоминания слов ребятами).
ЮМОР – вид смеха, может быть дружеским, ласковым.
ИРОНИЯ – в переводе с греческого “насмешка”, “осмеяние”.
Исходя из ваших знаний текста и теории литературы, попробуйте сформулировать и предложить свой вариант темы.
Примерные темы урока:
“Грустный смех А.П.Чехова в рассказе “Смерть чиновника”.
“Юмор и ирония в рассказе...”.
“Никогда нельзя жить счастливо, когда всё время дрожишь от страха” (по рассказу А.П.Чехова
“ Смерть чиновника”.
“Страх порождает лесть”
(по рассказу А.П.Чехова “Смерть...”)
IV. Целеполагание.
Какие цели вы ставите для себя на сегодняшний урок?
(зачитываю учащимся свои цели, сопоставляем их).
V. Сегодня на уроке мы ведем разговор о мелком чиновнике, всегда зависящем от начальства. В сердце этого человека постоянно живёт страх. Но ваши представления об образе человека-личности несколько отличаются от представлений А.П. Чехова.
Давайте посмотрим на модель человека, которую создала творческая группа. Ребята этой группы считают, что в человеке должны преобладать положительные качества. (У доски работают ребята творческой группы, которые готовили дома модель положительного человека).
Качества положительного человека:
- я личность;
- самоуважение;
- смелость;
- достоинство;
- гордость;
- доброта;
- отзывчивость.
VI. А теперь обратимся к рассказу А.П. Чехова “Смерть чиновника”. Представьте, что вы встретились с Червяковым, вам удалось пообщаться. Какие впечатления, чувства вызвал у вас этот человек?
(Зачитывают творческие письменные работы типа “Каким я увидел Червякова...”)
VII. Работа по тексту:
- Какая неприятность приключилась с Червяковым?
- Докажите, что он переживал.
- Почему он переживал?
- Чего он панически боялся? (подтвердите свои ответы цитатами из текста).
VIII. Инсценировка эпизода.
(посещение генерала на службе, реакция генерала на извинения чинуши).
Итак, ребята, почему с генералом произошла такая метаморфоза?
Почему у него резко поменялось настроение и отношение к просителю, ведь Червяков хотел только извиниться?
IX. Работа по модели человека с отрицательными чертами.
На доске у нас человечек, обладающий отрицательными чертами, над которыми смеялся в своём рассказе А.П.Чехов. Давайте подумаем, какие отрицательные черты преобладают в этом человеке (по мере называния ребятами качеств открываем части модели. Выявляем отрицательные качества: жалкий, ничтожный, не чувствует себя человеком, глупый, забыл о достоинстве, ему страшно, не уважает себя).
X. Работа с оглавлением рассказа.
Почему рассказ называется “Смерть чиновника”, а не “Смерть человека” или “Смерть Червякова”?
XI. Рефлексия.
1. Беседа с классом:
- Над чем смеётся автор?
- Могут ли такие люди встретиться нам в сегодняшней жизни?
- В чём, по-вашему, заключается ирония, а в чём юмор в рассказе?
- Вернёмся к эпиграфу урока. Как он соотносится с нашим уроком?
- Над чем заставил вас задуматься урок?
2. Заполнение листов самоконтроля.
XII. Домашнее задание: написать свой юмористический рассказ.