Урок по рассказу А.Вампилова "Солнце в аистовом гнезде" с технологией критического мышления

Разделы: Литература


В связи с тем, что изменилась концепция обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности, разработаны уроки по освоению образовательной технологии критического мышления средствами чтения и письма на уроках развития речи в 5–7-х классах. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу. Данная технология предоставляет учителю систему эффективных приемов, которые позволяют создать атмосферу сотрудничества, совместного поиска способов решения проблем. Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: “Вызов – осмысление – рефлексия”.

На стадии вызова происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Организация работы на данной стадии позволяет сформировать познавательный интерес, определить цели рассмотрения той или иной темы. На стадии осмысления (реализации смысла) учащийся работает с новой информацией, систематизирует ее, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. В ходе работы по данной технологии ученики овладевают различными приемами работы с информацией, учатся делать выводы, формулировать свою точку зрения, отстаивать ее логиче-скими доводами, ясно выражать свои мысли, внимательно относиться к аргументам оппонента. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления и дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности. ТРКМ – прекрасная возможность и для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально. Методическая разработка уроков основана на проблемных, эвристических, игровых формах обучения, развивающих самостоятельность мышления, стимулирующих творческие способности учащихся через вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ текстов.

Актуальность методической разработки уроков: – необходимость работы над пониманием текста – обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний – постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения – индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствование – обучение на основе критического мышления.

Общая цель уроков: развитие критического творческого мышления учащихся в ходе работы с текстами произведений.

Цели на стадии вызова:

  • Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
  • Активизация деятельности учащихся. 
  • Формирование мотивации на учебную деятельность.

Цели на стадии осмысления:

  • Получение новых знаний.
  • Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым. 
  • Освоение способа работы с информацией. 
  • Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.

Цели на стадии рефлексии:

  • Присвоение нового знания.
  • Создание целостного представления о предмете.
  • Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности.
  • Работа по оценке и самооценке развития обучающихся.

Задачи учебного курса:

  • Познакомить учащихся с разными приемами осмысления текста и переработки информации; с приемами обучающего письма; с приемами проведения рефлексии.
  • Обучить способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний.
  • Создать условия для личностного роста учащихся в школе, в данном коллективе.

Ожидаемые результаты обучения учащихся

  • знать приемы осмысления текста, приемы переработки информации, приемы обучающего письма, приемы при проведении рефлексии;
  • уметь переносить информацию в виде коротких записей, схем, таблиц;
  • пользоваться разными приемами осмысления текста, переработки информации;
  • формировать систему аргументов;
  • понимать душевное состояние героев текста, уметь сопереживать;
  • анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения и письма (рефлексия);
  • иметь опыт работы в парах, в группах, чтобы выработать качества, связанные с целью образования, с формированием личности: с развитием у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, с готовностью к сотрудничеству, с развитием способности к созидательной деятельности;
  • с терпимостью к чужому мнению;
  • с умением слушать других, с ответственностью за собственную точку зрения, с умением вести диалог,
  • искать и находить содержательные компромиссы.

Виды учебной деятельности. (Практическая работа) Действия, которые необходимо выполнить учащемуся для усвоения материала курса:

  • Готовность к мозговой атаке;
  • Разбивка на кластеры (смысловые блоки);
  • Конструктивная таблица (Что я знаю? – Что я узнал? – Что я понял?);
  • Таблица “толстых” и “тонких” вопросов;
  • Чтение с остановками. Составление плана текста;
  • Мини-сочинение, эссе – Синквейн – творческая рефлексия – “Шесть шляп мышления” – прием рефлексии.

Цель практических занятий: формирование умений, связанных с использованием этих знаний, с закреплением и совершенствованием практических навыков.

Приложение