1
– Ребята, любите ли вы бывать на природе? Постарайтесь вспомнить, когда вам было тревожно, страшно наедине с природой? (Во время грозы, сильного ветра, наводнения, снежной бури и т.д.)
– Оставаясь один на один с природой, мы переживаем разные чувства. «Мир от красоты» может вызывать у нас бурю эмоций. Общение с природой помогает нам познать самих себя. Особенно это важно в детские годы, когда формируется свежий взгляд на природу, закаляется характер.
2
– Вы прочитали рассказ Г.Куклина «У Прелой горы». Какую роль в истории мальчика сыграла природа? Какие чувства испытал герой, оказавшись наедине с природой? (Окружающая природа обострила чувства героя, вызвала и отрицательные, и положительные эмоции, помогла нравственному прозрению.)
– Почему так доверительно звучит рассказ? (Эту историю из детства рассказывает сам мальчик, не боясь признаться в своем малодушии.)
– Почему же девятилетний герой рассказа Г.Куклина не любил Прелую гору? («Гора отпугивала своим мертвым видом... Кроме полыни, никакой растительности не было... А внизу горы земля выпревала, покрывалась зеленым налетом, плесневела»)
– Почему же отец в очередной раз просит сына ехать на Прелую гору? (Лучшей земли в округе не было, чтобы распахать и посеять.)
– Какое чувство испытал Герасим, услышав просьбу отца? (Чувство тревоги, незащищенности.)
– Каким глаголом автор подчеркивает это состояние мальчика? («Весь сжался...».)
– Сегодня на уроке вы постараетесь изобразить в цвете весь спектр чувств героя рассказа.
– Каким цветом вы изобразите чувство тревожного ожидания? (Серым...)
3
– Рассказ «У Прелой горы» написан известным сибирским писателем Г.О.Куклиным, жившим в Нижнеилимском крае Иркутской области в 30-е годы. Детские годы его – становление характера. И помогла ему в этом окружающая природа.
– Как читался рассказ? (С интересом, легко...)
– Действительно, автор пишет простым, ясным языком, волнующим нас, будящим наше воображение. В этом и есть самобытность писателя. Обязательно прочитайте его рассказы: «Шальная вода», «Игренька», «Тальняк», в которых писатель убеждает нас в том, что «будущую силу для взрослой жизни можно обрести в общении с природой».
4
– Итак, что придало уверенности Герасиму, когда он услышал просьбу отца? (Отец предложил пасти коня Буланку.)
– Почему пасти Буланку нравилось мальчику? (Он не убегал, был смирным и все понимал.)
– Как вы объясните слова " все понимал"? Как относится герой рассказа к Буланке? Какое чувство испытывает при этом? (Радостное...)
– Какого цвета это чувство? (Розовое, светло-желтое.)
5
– Почему же мальчику вдруг стало страшно? (Из-за горы показалась туча...)
– Какое авторское сравнение помогает представить мрачную картину природы? («Туча, как черная каменистая плита, бросает тени на гору»)
– Какой цвет будет соответствовать чувству страха? (Темно-серый...)
– Почему мальчик не признается отцу, что ему страшно? (Отец «не любил, когда зря жалуются»)
– Как это характеризует героя? (Ему свойственно самообладание, не поддался первому порыву страха)
– Каким образом удалось обрести спокойствие? (Смотрел на Буланку и любовался им. И снова светлое чувство испытывает герой)
– Прочитать отрывок.
– Почему герой вдруг спохватился? («Из-за Прелой горы виднелась другая гора-туча... в голове мелькнуло, что после больших дождей болото всплывает»)
– Что предпринял Герасим? Какое чувство
начинает овладевать им?
(Чувство отчаяния)
Какого цвета это чувство? (Темно-синего..., погружение в одиночество)
– Прочитайте глаголы, рисующие отчаяние мальчика. («Громко крикнул», «спустился в осоку», побежал, стал кружить, кричал, но совсем не слышал своего голоса».)
6
– Перечитаем описание грозы. С помощью каких олицетворений автор показывает всю мощь грозовой стихии? (« ...гром разбил небо, и оно точно посыпалось, ...вода бесилась, шипела, ...съедал островок».)
– Какая метафора при описании грозы воздействует на наше воображение? («С неба свисали тысячи гибких стеклянных веревок, которые завивали, сметали, били».)
– Почему эта метафора так уместна?
– Что усугубило отчаяние героя? («В колени уткнулся мертвый селезень... подхваченные водою лягушки ползли в лицо».)
– Какой вы нарисовали природу и героя во время грозы? (Рассматриваем рисунки, выполненные дома после самостоятельного прочтения.)
7
– Читает учитель: Вдруг послышалось громкое бульканье. Я заледенел...
– Какой фразеологизм помогает объяснить значение слов «я заледенел»? (Ни жив, ни мертв.)
– В какое чувство перерастает отчаяние? (В ужас.)
– Каким цветом вы изобразили бы отчаяние мальчика? (Черным.)
– Чтение образца учениками. («Кто-то грязный кружил по болоту, фыркал, обнюхивал воздух, плыл, останавливался и опять плыл. Точно крался ко мне, выбирая, с какой стороны лучше напасть...».)
– Но почему ужас сменился счастливым выдохом? (Мальчик узнал в костлявой голове Буланку.)
– Почему счастье захлестнуло мальчика? (Как он мог забыть про своего верного друга!)
– Какое чувство охватило героя? (Благодарности.)
– Как проявилось это в его действиях героя, когда он «ехал на Буланке»? (... все гладил, гладил мокрую гриву коня.)
– Какого цвета чувства счастья и благодарности? (Желтого, зеленого. Золотой – символ надежности.)
8
– Кто, по-вашему, сейчас становится главным героем рассказа? (Конь Буланка.)
– Почему?
– В чем убеждается герой, которого спас Буланка? («Беречь братьев наших меньших: в трудную минуту они всегда придут на помощь».)
9
– Последним аккордом в этой истории становится движение души героя. Какое? (Я глядел на коня, и мне хотелось сделать ему как человеку, что-то очень хорошее...)
10
– Чему учит эта история о мальчике, оставшемся наедине с природой? (Уметь владеть собой, оставаясь наедине с природной стихией, помнить о братьях наших меньших, рассчитывать на них в трудную минуту.)
– Почему разнообразный спектр чувств героя заканчивается светлой краской? (Природа готовит много испытаний, выдержать их – дело чести. Тогда обязательно наступит прозрение, которое необходимо каждому для становления характера, для душевного обновления.)