Урок по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством". Своеобразие художественного мира повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Разделы: Литература


Цели. Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, дать более полное представление о сборнике “Вечера…”, познакомить с сюжетом и героями повести, показать роль пейзажа и сцен народной жизни в произведении, способствовать развитию речи, навыков выразительного чтения.

Оборудование. Иллюстрации к повести, видеофильм “Ночь перед Рождеством”, “Словарь Гоголя”.

Внутрипредметные связи. Устное народное творчество (сказки, предания, праздники, обычаи), А.С.Пушкин “Повести Белкина”

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

Учитель. “Шум, мычание, блеяние, рёв – всё сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, пряники, шапки – всё ярко, пёстро, нестройно; мечется кучами и снуётся перед глазами”.

“Звонкая песнь лилась рекою по улицам села… Было то время, когда утомлённые дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой казак Левко, сын сельского головы”.

Вспомнили, ребята, эти строчки? Из каких они произведений? (Ответы учащихся). Да, это отрывки из повестей Н.В.Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”, которые мы читали в пятом классе. Как же появился на свет этот сборник?

Сообщение ученика об истории создания “Вечеров…”

Учитель. И ещё одно высказывание А.С.Пушкина о “Вечерах…” должно непременно прозвучать: “Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности… Всё это так необыкновенно в нашей теперешней литературе, что я доселе не образумился…”

Вспомним, что такое повесть. (Запись определения в тетради).

Автором “Вечеров на хуторе близ Диканьки” является Гоголь. А кто же такой Рудый Панько, который обозначен на титульном листе как автор и от чьего имени написано предисловие?

(Ответы учащихся: пасичник (пчеловод), человек из народа).

В каком художественном произведении мы встречались с таким же приёмом, когда автор “прятал” своё имя? (Ответы уч-ся: “Повести Белкина” А.С.Пушкина”).

Что ж, вспомним события, изложенные в повести “Ночь перед Рождеством”.

III. Работа над темой урока.

1) Инсценирование.

Входят гости, отряхиваются от снега, кланяются, здороваются.

Пасичник Рудый Панько. Здравствуйте, любезные панове! Вот и вы к нам пожаловали на огонёк! У нас на хуторах водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчёл в тёмный погреб, тогда, только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонёк, смех и песни слышатся издалеча, балалайка бренчит, а подчас и скрыпка, говор, шум… Это у нас вечерницы! Собьются в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут! Бывало, соберутся накануне праздничного дня добрые люди в гости, в мою лачужку, усядутся за стол, - и тогда прошу только слушать!

В то время как пасичник произносит эти слова, гости садятся за стол, накрытый скатертью; на столе – кувшины, блюда с булками, пирогами.

Стук в дверь. Входит ещё несколько человек.

Пасичник. Здравствуйте, гости дорогие! Просим к столу, чем богаты, тем и рады! Сидайте! (Обращаясь к куму). А что, кум, какова погода? Что на улице делается?

Кум. Морозит, а тут ещё месяц куда-то пропал – метель поднялась.

Издалека слышатся песни. Стук в дверь. Входят колядующие, поют колядки. Пасичник одаривает их, предлагает остаться погреться.

Пасичник. На дворе снег, мороз, а дивчата и парубки гуляют!

Один из гостей. Эх, Панько, есть и нам что вспомнить! Помнишь ли историю кузнеца Вакулы и Оксаны, дочки Чуба?

Пасичник. Как не помнить… Вот была пара!

Одна из гостий. Оксане не минуло ещё и семнадцати лет, как во всём почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала всё, что про неё говорили, и была капризна, как красавица. Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства, несмотря на то что с ним поступаемо было ничуть не лучше, как с другими.

Кум. Да, уж Оксана как хотела вертела Вакулой. Чуб накануне Рождества как раз ушёл к дьяку новую хату смотреть, а кузнец тут как тут около Оксаны. Любуется на дивчину, в любви признаётся, а она возьми да скажи при всех: “…если Вакула принесёт те самые черевики, которые носит царица, то вот моё слово, что выйду тот же час за него замуж”.

Вакула. Вышел я из хаты сам не свой, всё во мне волновалось, и думал я только об одной Оксане. Пошёл домой, посидел-посидел – не сидится мне. Глянул в угол – там какие-то мешки лежат. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит разная дрянь. Дай, думаю, вынесу мешки из хаты, да тяжелы они мне показались.

Один из присутствующих читает: “Шумнее и шумнее раздавались по улице песни и крики…” до строчек: “И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! И ещё белее казался свет месяца от блеска снега.

Кузнец остановился с своими мешками. Ему почудился в толпе девушек голос и тоненький смех Оксаны. Все жилки в нём вздрогнули…”

Вакула (продолжает). Почудился мне голос Оксаны, бросил мешки, смотрю – и вправду она, как царица, и блестит чёрными очами! Снова она про черевички напомнила. (Кадры фильма. Если фильма нет, то продолжается монолог Вакулы). Стою как вкопанный и двинуться не могу! Невмочь мне стало, пошёл куда глаза глядят. Хотел было в проруби утопиться, да вспомнил про Пацюка Пузатого и решил пойти к нему за помощью. Он, говорят, знает всех чертей, и всё сделает, что попросишь. (Кадры из фильма). У Пацюка такого насмотрелся, чуть не оскоромился в голодную-то кутью, а он ничего и не сказал толком; дескать, тому не надо далеко ходить, у кого чёрт за плечами. Вышел за дверь, мешок, который за плечами носил, бросил, а оттуда чёрт и выскочи! Сел мне на шею – не знаю, что и делать, а потом сообразил, как быть, и перехитрил нечистого.

Пасичник. Да, панове, рассказывал Вакула, как чёрт его в Петербург по воздуху нёс, много разных духов да нечистой силы видел он. А потом с запорожцами во дворец попал: всё блестит, картины кругом, людей видимо-невидимо. А царица-то! Тут уж Вакула не растерялся и выпросил царские черевички. (Демонстрируются кадры из фильма, если фильма нет, ведущий продолжает). Так же, верхом на чёрте, вернулся кузнец на хутор, наказал нечистого как следует хворостиной, а потом спал до обеда. (Показывается конец фильма или зачитывается отрывок из повести).

Пасичник. Вот, панове, какая история приключилась! Хотите ещё послушать наших историй, приезжайте! Приехавши в Диканьку, спросите только первого попавшегося навстречу мальчишку: “А где живёт Пасичник Рудый Панько? – “А вот там! – скажет он, указавши пальцем, и, если хотите, доведёт вас до самого хутора. Как пожалуете в гости, то дынь подадим таких, каких вы отроду, может быть, не ели, а мёду лучшего не сыщите на хуторах. А какими пирогами накормит моя старуха! Пили ли вы, господа, грушевый квас с терновыми ягодами или варенуху с изюмом и сливами? Боже ты мой, каких на свете нет кушаньев! Станешь есть – объяденье, да и полно! Прошлого года… Однако ж что я в самом деле разболтался? Приезжайте только, приезжайте!

2) Анализ художественных особенностей повести.

Учитель. Повести Н.В. Гоголя, действительно, необыкновенные. В чём же тайна писателя? Что помогает нам живо воспроизвести происходящее? Какие приёмы использует Гоголь? Об этом сейчас пойдёт разговор. С чего начинается повесть?

- С описания пейзажа.

Прочитывается начало произведения со слов: “Последний день перед Рождеством прошёл…”.

Учитель. Какие пейзажные зарисовки есть ещё в повести?

Ученики читают отрывки.

Учитель. Найдём изобразительные средства.

Учащиеся называют примеры олицетворений, гипербол, эпитетов, метафор.

Учитель. С какой целью автор использует столь выразительные описания природы?

Ответы учеников. Гоголь вводит читателя в радостную и таинственную атмосферу праздника, автор выразил в этих описаниях любовь к родной природе и народу, к которому он принадлежит и среди которого он вырос.

Учитель. На фоне такого прекрасного пейзажа разворачиваются картины народной жизни. Вспомним, как и почему встречали Рождество.

Сообщение ученика, сопровождаемое презентацией.

Рождество праздновалось до Нового года, 25 декабря. Сорокадневный пост заканчивался в Сочельник, есть можно было с появлением первой звезды – рождественской. Ели кутью – зёрна злаков, замоченные в воде, с мёдом. Обычно под Рождество начинались сильные морозы, но это не мешало народу, особенно молодёжи, веселиться. Праздничная процессия шла с бумажной звездой и вертепом – ярко раскрашенным ящиком в два яруса. В нём с помощью деревянных фигурок разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову. Колядование начинали дети, парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за это различное угощение.

Учитель. Что нового вы узнали о забавах молодёжи?

Ответы учеников. Пели колядки, тут же придумывали щедровки, катали друг друга на санках, отнимали в шутку мешки с гостинцами.

Учитель. Какие ещё картины народной жизни вы увидели?

Ответы учащихся.

Учитель. Какие верования, легенды и сказки нашли отражение в повести?

Учащиеся рассказывают о хитростях ведьмы, происках чёрта, загадочном даре Пацюка.

IV. Заключительное слово учителя.

Повесть Н.В. Гоголя искрится юмором, наполнена радостью и весельем. Кончается произведение счастливо: Вакула женится на Оксане, зло наказано, добро восторжествовало. Наверное, поэтому и экранизируют повести Гоголя, ставят на сценах театров спектакли по произведениям, рисуют иллюстрации, а композитор П.И.Чайковский создал оперу “Черевички”.

Демонстрируются кадры из фильма “Ночь перед Рождеством”.

V. Домашнее задание.

  1. Составить таблицу “Реальность и фантастика в повести”.
  2. Устное рисование портретов понравившихся героев.
  3. Индивидуальное задание: подготовить сообщения о понятиях “юмор”, “приёмы комического”.

Использованная литература

  1. ЕгороваН.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. – М.: Вако, 2003.
  2. Скиргайло Т.О. Сочинение в жанре интервью. – Казань: Слово,2005.
  3. Турьянская Б.И. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком, - М.: “Русское слово”, 2001.