Цель: Познакомить учащихся с «денисьевским» циклом поэта. Выявить особенности речевого строя стихотворений «денисьевского» цикла, углубить представления о соотношении лирического героя и биографического автора, образа и прототипа.
Оборудование: аудиозапись романса «Последняя любовь», мелодия из оперы «Орфей» Глюка, портреты Ф.И.Тютчева и Е.А.Денисьевой.
/Ученикам заранее даётся задание подготовить сообщения к уроку и выучить наизусть стихотворения из «денисьевского» цикла./
Ход урока
Слово учителя. Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встречает женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. На своём жизненном пути Ф.И.Тютчев встретил несколько женщин, которых любил. Для него главными были жизнь сердца, жизнь чувства. Наиболее значительное любовное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом, – Елена Александровна Денисьева.
Возраст Ф.И.Тютчева приближался к полувековой отметке, когда он, почти лишившись надежды на духовное обновление, мрачно констатировал: «Я отжил свой век … и у меня нет ничего в настоящем».
Но случилось так, что в его сердце вновь пришла Весна. Помните, у Пушкина:
И может быть, на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной?
Последняя любовь. Какой она была в жизни поэта?
(звучит запись романса «Последняя любовь» или одноимённое стихотворение)
– Какие чувства передал поэт в этом стихотворении?
– Какая метафора лежит в основе стихотворения?
– Как вы думаете, почему именно образ вечерней зари избран поэтом? (Чтобы передать обострённость мирочувствования героя.)
– Чем, по-вашему, объясняется обилие побудительных предложений, глаголов в повелительном наклонении, употребление повторов?
Стихотворение проникнуто желанием остановить «чудное мгновенье». Это заклинание, обращённое к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви. Вместе с тем в словах поэта звучит вселенская грусть, ибо человек не в силах замедлить неумолимый бег времени. Стихотворение «Последняя любовь»– одно из ярчайших в ряду произведений, составляющих «денисьевский цикл», которому и посвящён наш урок.
Стихотворения этого цикла в основе своей автобиографичны и представляют собой лирическую повесть о любви – любви, прошедшей через суровые жизненные испытания.
Когда они встретились, ему было 47 лет, а ей – 24 года. Связь длилась 14 лет, вплоть до смерти Денисьевой. Они имели троих детей. Собственно, это была вторая семья Тютчева. (Из воспоминаний Ф.Ф.Тютчева)
«Встретив Денисьеву, Фёдор Иванович настолько сильно увлекается ею, что, ни минуты не задумавшись, приносит в жертву своей любви свое весьма в то время блестящее положение. Он почти порывает с семьёй, не обращает внимание на выражаемые ему двором неудовольствия. Смело бравирует общественным мнением и если, в конце концов, не губит себя окончательно, то, тем не менее, навсегда портит себе весьма блистательно сложившуюся карьеру…
Несмотря на возраст, он сохранил ещё такую свежесть сердца и цельность чувств, такую способность к безрассудочной, не помнящей себя и слепой ко всему окружающему любви, что, читая его дышащие страстью письма и стихотворения, не верится, что они вышли из-под пера не впервые полюбившего 25-летнего юноши, а пятидесятилетнего старца, сердце которого должно бы, казалось, давным-давно устать от бесчисленного множества увлечений, через которые оно прошло».
(О личности возлюбленной поэта вспоминал А.И.Георгиевский, муж сестры Е.А.Денисьевой)
«Природа одарила её большим умом и остроумием, большою впечатлительностью и живостью, глубиною чувства и энергией характера, и когда она попала в блестящее общество, она и сама преобразилась в блестящую молодую особу, которая при всей своей природной весёлости и очень счастливой наружности всегда собирала около себя множество поклонников. В числе их был и наш поэт Фёдор Иванович Тютчев. Его увлечение Лёлею вызвало с её стороны такую глубокую и страстную любовь, что охватила и всё его существо, и он остался навсегда её пленником, до самой её кончины…
Она поддалась его обаянию до совершенного самозабвения. Он, действительно, по своему уму и остроумию, по своему образованию был обаятельным человеком…чарующую силу сообщал ему его обширный и необыкновенно гибкий ум: более приятного, более блестящего и остроумного собеседника трудно себе и представить. В его обществе вы чувствовали сейчас же, что имеете дело не с обыкновенным смертным, а с человеком, отмеченным даром Божьим, с гением…
На след тайных свиданий между ними в нарочно нанятой для того близ Смольного квартире первый напал эконом Смольного монастыря… На беду в марте 1851 г. Ожидали, что …Лёлю сделают фрейлиной. И вдруг ужасное открытие! Гнев отца её не знал пределов и много содействовал широкой огласке всей этой истории… Бедную Лёлю все покинули…
С того времени много воды утекло, но Лёля всё ещё тяготилась своим ненормальным положением, необходимостью скрывать от детей, что отец их не жил с ними вместе, что у него был свой дом, другая семья, признанная законом и обществом. «А мне,– говорила Лёля, еле сдерживая слёзы,– нечего скрывать и нет надобности ни от кого прятаться: я ему не жена, чем его бывшие жёны, и никто в мире никогда его так не любил и не ценил, как я люблю и ценю, никогда его так не понимал, как я его понимаю – я вся живу его жизнью, я вся его, а он мой…».
Она была так верна своей теории, что везде и всегда называла себя Тютчевой…
Слово учителя. –«Денисьевский» цикл стал лирическим памятником этому удивительному по силе и глубине чувству, его поэтической летописью. Послушаем эти стихотворения и попытаемся понять, как складывались отношения двух любивших людей.
Читаем стихотворение «Я очи знал»
– Скажите, счастливый человек или несчастный рассказывает о своих чувствах? Как вы об этом догадались?
– Какие художественные средства помогают поэту запечатлеть образ любимой женщины, передать притягательную силу любящих и любимых глаз?
– Обратите внимание на следующие строки: «От их волшебной, страстной ночи я душу оторвать не мог». Чем объяснить возникновение такой метафоры? Как вы понимаете эти слова?
– Как вы понимаете выражение: «В непостижимом этом взоре, жизнь обнажающем до дна…»?
– Какими словами передана «история любви»? (Страстная ночь, горе, страсти глубина, страданья, роковой, волненья, слёзы). Можно ли понять, какими были взаимоотношения лирических персонажей: гармоничными или, напротив, драматичными?
– Скажите, какой пушкинский мотив повторяется в этом стихотворении? (Тютчевские «чудные мгновенья» рождаютвоспоминанья о «чудном мгновеньи» Пушкина. Что же в них общего?
Вывод: Характер переживаний лирических персонажей Тютчева в «Денисьевском» цикле существенно изменился по сравнению с ранней лирикой поэта.
Итоги раздумий о природе любви поэт подводит в ряде своих произведений. Тема мук, страданий в любви становится предметом изображения в стихотворениях «Не раз ты слышала признанье…» и «О, не тревожь меня укорой справедливой…» Послушаем их.
– Что в облике возлюбленной вызывает восхищение поэта?
– В чём лирический герой упрекает себя?
Учитель: Дома вы должны были сравнить эти стихотворения и в виде цитат ответить на вопросы:
– Что тревожит лирического героя?
– О чём он переживает?
– Каков духовный мир героини?
Проверим ваши записи.
Переживания лирического героя: как я беден перед ней; мне больно вспомнить о себе; без веры я стою; благоговею и поклоняюся тебе; гляжу с досадою ревнивой; жалкий чародей; безжизненным кумиром.
Духовный мир героини: перед любовию твоею; пред сердцем любящим твоим;с такою верой и мольбой; клонишь ты колено пред колыбелью дорогой; ты любишь искренно и пламенно; перед волшебным миром; живой души твоей.
– Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Анализируя свои переживания, лирический герой с горечью признаётся самому себе в неспособности ответить возлюбленной с той же силой страсти и самоотдачи. Поэтому его преследуют укоры совести. Он ощущает себя немощным стариком-чародеем, в бессилии взирающим на творение рук своих, в которое он некогда вдохнул жизнь.
– Красота материнства, самоотверженность, бескорыстие живых, пламенных чувств женщины, подарившей лирическому герою «волшебство», чудо любви, не могут не вызывать восхищения. Подчёркивая духовное богатство и нравственную высоту любящей женщины, поэт поднимает её до уровня мадонны, хотя и не произносит этого слова.
В ряде стихотворений этого цикла нашла отражение драма любви, возникшая по вине социальных обстоятельств. Как известно, Тютчев, будучи женатым на Эрнестине Дернберг и имея от неё троих детей, не считал себя вправе разорвать узы законного брака, к тому же он по-своему любил Эрнестину благодарной любовью поэта и очень дорожил её чувствами к себе, что явствует из его писем тех лет. «Как захваченный водоворотом, он бесцельно метался в заколдованном круге нелепых, тяжёлых, подчас унизительных условий созданного им самим положения, являясь в одно и тоже время и палачом и жертвой»,– сообщал в воспоминаниях сын Тютчева и Денисьевой Фёдор Фёдорович Тютчев.
Но самые тяжёлые воспоминания выпали всё же на долю Елены Александровны. Быть подвергнутой жесточайшим обвинениям, отторгнутой обществом и родным отцом, оказаться перед закрытыми дверями тех домов, где ещё недавно она была желанной гостьей,– сию горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна.
– Читаем стихотворение «О, как убийственно мы любим…»
– Чем обусловлен трагизм судеб героев?
– Как изменились облик героини, её жизнь и внутренний мир?
– Кого винит поэт в происшедшей жизненной драме?
– Что мы можем сказать о лирическом герое стихотворения? Верно ли, что лирический монолог поэта насквозь проникнут горечью, мукой от сознания своей вины перед возлюбленной?
– Читаем и осмысливаем стихотворение «Чему молилась ты с любовью…»
– Что значит любовь в жизни героини?
– Какие слова подчёркивают высокое предназначение любви?
– Какие строки и слова говорят о жестокости, беспощадности окружающего мира и внутренней незащищённости героини перед толпой?
– Удалось ли «пошлости людской» духовно сломить героиню?
«Предопределение»
-Что такое любовь? («поединок роковой»)
– Кто победитель и кто побеждённый в этой борьбе?
(«в борьбе неравной двух сердец» нежнее оказывается сердце женщины, а потому оно неизбежно должно «изнывать и зачахнуть».
«Не говори: меня он как и прежде любит…».
-На что вы обратили внимание в стихотворении?
(повествование ведётся от имени женщины, мужчина-палач, «нож в руке» его дрожит)
Учитель: Смерть Денисьевой от чахотки была в полном смысле слова невосполнимой утратой для поэта.
«Всё кончено – мы её хоронили…Во мне всё убито: мысль, чувство, память, всё… Пустота, страшная пустота. И даже в смерти – не предвижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то…– писал Ф.И.Тютчев И.А.Георгиевскому 8 августа 1864 года. В мемуарах Георгиевский отмечал: «…он нередко каялся и жестоко укорял себя в том, что, в сущности, он всё-таки сгубил её и никак не мог сделать счастливой в том положении, в какое он её поставил. Сознание своей вины, несомненно, удесятеряло его горе…»
Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…» – последнее из стихотворений «денисьевского цикла». Читаем его.
Звучит мелодия Глюка из оперы «Орфей» или соната Л. Бетховена «К Элизе».
Из воспоминаний Ф.Ф.Тютчева:
«…когда через 14 лет он потерял ту, которую так безумно и страстно любил, не был уже способен ни на какую активную деятельность. Смерть любимого человека, по собственному его меткому выражению, «сломившая пружину его жизни», убила в нём даже желание жить, и последние 9 лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния…»
Никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой трагической силой передать чувство, вызванное утратой любимой.
– И завершат наш урок стихотворения «денисьевского цикла», написанные в 1965 году, они составляют своего рода реквием по ушедшей возлюбленной.
«Сегодня ,друг,15 лет минуло…»
«Есть и в моём страдальческом застое…»
Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.