“Тяжелее всего быть человеку человеком изо дня в день”.
Ч. Айтматов
“Человек есть тайна… Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”.
Ф. М. Достоевский
“Я человек, но так ли я велик,
Но так ли безупречен, совершенен?
Так много набирается улик,
Что сам себе я делаюсь мишенью.
Корю себя, сужу своим судом,
Пускаю в ход безжалостные розги.
Вооружаю тело над крестом,
Вбивая в кисти рук Христовы гвозди”.
В. Ф. Боков
Начать с себя!1. Слово учителя.
Мы с вами очень много на уроках литературы говорили о традициях русской классики, о тех вечных вопросах и проблемах, которые волновали лучшие умы из века в век, из поколения в поколение.
Писатели, глубоко исследуя противоречия современного общества, искали пути борьбы со злом и бездуховностью. Однако этот путь – путь искоренения зла пока ещё не найден. “Душа застряла между жаждой высокой духовности и соблазнами низкой материальности”.
Вслед за Гоголем, Достоевским, Толстым, уже наш современник Чингиз Айтматов в романе “Плаха” пытается распутать тот же узел, в котором туго стянуты воедино добро и зло, благородство и низость, милосердие и жестокость, правда и ложь, ум и глупость.
Вместе с писателями ответ на вопрос, как сохранить и умножить в себе высокую духовность, нравственную чистоту, ищем и мы. Только для каждого из нас эта задача приобретает более конкретное значение. Художник думает о человечестве, мы же присматривается к себе, к своему внутреннему миру: не начать ли совершенствование с себя?!
Тема нашего урока так и звучит – “Начать с себя!”
Учитель зачитывает эпиграфы.
2. В романе “Плаха” Ч. Айтматов выражает тревогу за всё человеческое в мире. Как этой мысли подчинена композиция романа? Прочитайте начальную и финальную сцены, докажите, что они замыкают в круг драму человеческого бытия.
(Композиция носит обрамляющий характер. Книга начинается с изображения конца света для природы, для всего живого в Маюнкумской степи. В финальной сцене рушится мир чабана Бостона.
Вывод: Такой композиционный приём помогает Ч. Айтматову полнее раскрыть природу и сущность нравственной связи между земным бытием человека и его духовным миром, обличить философию потребительства.)
3. Первый пласт в драме человеческого бытия, изображённого в романе,– судьба Авдия Калистратова. Какова его жизненная позиция?
(Жизненная позиция Авдия находит выражение в его философии. Суть её в бескорыстном служении людям. Разрывая отношения с официальной религией Авдий не отступает от убеждений, что вера должна быть в душе каждого человека: “Моя церковь всегда будет со мной… Моя церковь-это я сам. Я не признаю храмов, и тем более не признаю священнослужителей, особенно в сегодняшнем их качестве”.
С этой верой приходит он в редакцию областной газеты. Страстное желание противостоять злу сталкивается с холодностью, безразличием редактора: “Сколько сил и стараний приложил я, чтобы написать мои степные очерки, чтобы передать в них мою гражданскую боль, я написал их как откровение и исповедь, но тут вторглись какие-то соображения о престиже страны…”.
Не дожидаясь, когда потребность действовать ощутят все, Авдий вступает в единоборство со злом, жестоким и страшным.)
4. В чём смысл заглавия романа?
(С. И. Ожегов: Плаха – 1. Кусок бревна, расколотого пополам. 2. Обрубок дерева, на котором в старину отсекали голову казнимого, а также помост, на котором совершалась эта казнь. Перен. Обрекать себя на неминуемую беду.)
– Аргументируйте, что Авдий Калистратов идёт на плаху во имя возрождения в человеке совести, во имя истины.
(Авдий убеждён в том, что если в человеке развить душу, пробудить совесть, потребность ощущать радость труда, то сами по себе исчезнут уродливые способы доставления псевдорадости, будут изжиты хищничество, потребительство, жестокость.
Путь к истине, по мнению Авдия, лежит через раскаяние, покаяние. К такому раскаянию, как к “одному из великих достижений в истории человеческого духа” и призывает он гонцов за призрачным счастьем: быть человеком без раскаяния, без того потрясения и прозрения, которые достигаются через осознание вины – в действиях ли, в помыслах ли, через порывы самобичевания или самоосуждения?. . . Путь к истине – повседневный путь к совершенству”.
5. Почему Авдий терпит поражение? В чём его трагедия?
(В Авдии покоряет самоотверженность, конечно, однако его попытка искоренить зло – бесплодна, потому что она в своей основе назидательна и оторвана от жизненной практики. Его трагедия в том, что он по натуре идеалист, не желающий усваивать уроки жизни. Духовность Авдия лишена жизненной основы и поэтому беспомощна: “Ну что тебе открылось в хождении по мукам? Вот она жизнь… Нуждаются ли гонцы за анашой в тебе? Что ты можешь для них сделать? Переубедить, заставить жить другой жизнью? Как суметь отвратить их от зла, очистить покаянием, заставить самих отречься от преступного промысла и увидеть подлинность счастья в другом?. . . ”
6. Создавая образ Авдия, Чингиз Айтматов отступает от собственной традиции. В чём ? правдоподобен ли этот образ?
(Образ Авдия правомерен, как правомерны Демон, Дон-Кихот, Фауст. Художник имеет право на создание особого духовного мира героя и необычных обстоятельств для того, чтобы отразить через них идею своего произведения. Ч. Айтматов так объясняет читателю сущность образа Авдия: “Я пытаюсь совершить путь через религию к человеку, не к Богу, а к человеку! Из всех линий романа для меня главная – Авдий, его искания”.
7. Какова жизненная позиция традиционного героя Ч. Айтматова Бостона Уркунчиева? Чем отличается его духовность от духовности Авдия?
(По своему духовному складу Бостон близок Авдию, но его жизненная позиция отличается от позиции Авдия тем, что она неотделима от жизненной практики. Бостон – хозяин земли, она его родной дом. Но он один противостоит хищнической и потребительской философии таких, как Базарбай и Кочкорбаев. Застойные процессы в обществе лишают Бостона поддержки и, по сути, возводят на плаху. Не найдя правды в жизни, не видя выхода из тупика, герой берёт на себя право суда над Базарбаем. Финал романа даёт читателю возможность верить в торжество нравственной гармонии человека.)
8. Кто: Авдий или Бостон ближе к авторской концепции положительного героя?
(Вероятно, писателю Авдий и Бостон близки в равной степени, т. к. в основе их характеров – духовность, созидающая добро, умножающая красоту на земле.)
9. Докажите, что, изображая судьбы таких героев, как гонцы за анашой: Базарбай, Кочкорбаев, писатель обличает философию бездуховности.
(Что касаемо отрицательных героев, то, изображая их судьбы, поступки, писатель обличает психологию людей бездуховных, жестоких, безответственных, начисто лишённых задатков милосердия, гуманности. Эти люди не только любят красоту родной земли, уничтожая гармонию в природе, но и убивают в себе человеческое. “На свете всё продаётся, всё покупается”, – вот их принцип. Обесчеловеченные погоней за наживой, они вершат суд над Авдием. “Силы медленно покидали Авдия… И вид его, напоминающий не то повешенного, не то распятого, очень всех оживил и взбудоражил. Особенно вдохновился Обер-Кандалов:
– Я бы каждого, кто не с нами, вздёрнул, да так, чтобы сразу язык набок… Всех бы перевешал, всех, кто против нас, и одной вереницей весь земной шар, как обручем, обхватил, и тогда уж никто ни единому нашему слову не воспротивился, и все ходили бы по струнке…”.
Страшно! Этот маленький фюрер, мечтающий о железном обруче, калечащим Землю и человечество, как бы завершает путь, пройденный Базарбаевым и Кочкорбаевым. Каждая из этих судеб – этап одной обобщённой судьбы обывателя, постепенно превращающегося из эгоиста и стяжателя в человеконенавистника, жаждущего весь мир, саму Землю заставить служить низменным интересам.
Выстроив эту страшную цепочку, писатель ведёт нас к пониманию необходимости вступить в борьбу с кочкорбаевыми, базарбаями и обер-кандаловыми.)
10. Рассказывая о судьбах Авдия и Бостона, отвечает ли автор на вопрос: “Что я могу?”. Какая роль отводится в романе легенде об Иисусе Христе? Оправдано ли сочетание элементов мифологии с реалистическим изображением действительности?
(На первый взгляд кажется, что драматический исход жизни Авдия и Бостона убеждают в бесполезности сопротивления злу, в безысходности ситуации. Но давайте посмотрим в суть трагедии с оптимизмом.
Во-первых, в самые трудные времена, когда бездуховность, рутина распространялись во все сферы жизни общества, находились силы, способные этому противостоять.
Во-вторых, поражение Авдия и Бостона – это драма одиночества. Они бойцы – одиночки. И не случайно, что они не находят друг друга. Каждый из них идёт своей тропой. Недаром они действуют в разных частях романа и их дороги сюжетно нигде не пересекаются.
Ч. айтматов вроде бы и не берёт на себя роль провидца, указывающего путь, по которому следует пойти человечеству в поисках Человека. Но тем не менее мы его видим. Он – в объединении сил добра. Если бы каждый попытался обнаружить в себе высокую духовность, вступал в борьбу, искал и находил единомышленников, то восхождения на плаху не потребовалось.
В решении проблемы “Что я могу?” особую роль играет легенда об Иисусе Христе. Мифологические элементы оправданы. Легендой об Иисусе Христе автор подчеркивает, что человек должен жить праведно, самоотверженно, честно, даже если этот путь ведёт его на Голгофу.)
11. Докажите, что Ч. айтматова волнуетдисгармония между природой и бытием человека, т. е. не только экологическая, но и нравственная. Какую роль играет в романе сюжетная линия волков?
(Автора волнует дисгармония между природой и человеком. Эта проблема носит как экологический,так и нравственный характер.
Образ волков – это рисунок мира, совершенно не похожий на человеческий. Но в него из мира людей перенесены такие понятия, как ПРЕДАННОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, МУДРОСТЬ, ЛЮБОВЬ – понятия, утраченные человеком.
Линия волков связывает воедино все идейные узлы романа.)
12. Каковы художественные особенности романа “Плаха”?
(Использование автором притчи, философских диалогов, очеловечивание животных).
13. Какие нравственные уроки мы извлекаем для себя, читая книгу?
(Это будет вашим домашним заданием – письменный ответ-вывод).
Заключительное слово учителя.
– У каждого человека должна быть своя идея, ради которой он готов взойти на плаху.
Начать с себя – значит научиться восходить на плаху во имя высшей справедливости, гармонии, счастья.
Вы стоите на пороге выбора, так пусть напутствующим аккордом звучат для вас строки В. Бокова: “Я человек, но так ли я велик…”
Вопросы к уроку-беседе “Жить праведно и честно” по роману Ч. Айтматова “Плаха”.
- Прочтите роман Ч. Айтматова “Плаха”.
- В романе “Плаха” Ч. Айтматов выражает тревогу за всё человечество в мире. Как этой мысли подчинена композиция? Прочтите начальную и финальную сцены, докажите, что они замыкают в круг драму человеческого бытия.
- Первый пласт в драме человеческого бытия – судьба Авдия Калистратова. Какова его жизненная позиция?
- Что значит “плаха” (смотри словарь С. И. Ожегова). В чём смысл заглавия? Аргументируйте, что Авдий идёт на плаху во имя возрождения в человеке совести, во имя истины.
- Почему Авдий терпит поражение? В чём его трагедия?
- Правдоподобен ли образ Авдия?
- Какова жизненная позиция традиционного героя Ч. Айтматова Бостона Уркунчиева? Чем отличается его духовность от духовности Авдия?
- Кто: Авдий или Бостон ближе авторской концепции положительного героя?
- Докажите, что изображая судьбы таких героев, как гонцы за анашой: Базарбай, Кочкорбаев, писатель обличает философию бездуховности.
- Рассказывая о судьбах Авдия и Бостона, отвечает ли автор на вопрос: “Что я могу?”. Какая роль отводится в романе легенде об Иисусе Христе?
- Докажите, что Ч. Айтматова волнует дисгармония между природой и бытием человека, т. е. проблема не только экологическая, но и нравственная? Какую роль играет в романе сюжетная линия волков?
- Каковы художественные особенности романа “Плаха”?
- Напишите письменный ответ на тему: “Нравственные уроки романа Ч. Айтматова “Плаха”.