Урок литературы по теме "Картины быта и нравов XVI века в поэме М.Лермонтова "Песня про купца Калашникова…" и их значение для понимания характеров героев"

Разделы: Литература


Тип урока: комбинированный (в проблематизирующем изложении ).

Цели:

  • Обучающие:
    • сформировать представление о нравах и быте;
    • сделать анализ быта и нравов Москвы XVI  в. с целью выявления характеров персонажей.
  • Развивающие:
    • развивать способности к формулированию проблемы;
    • развивать культуру поисковой активности и в отношении языка, и в отношении художественного текста.
  • Воспитательные:
    • поддерживать атмосферу доброты, уважения, взаимопонимания, общей заинтересованности,  коллективного поиска, взаимного удовлетворения от «познавательных побед» в процессе обмена мыслями, личностно-значимыми переживаниями (и в групповом, и в коллективном обсуждении);
    • формировать навыки учебного общения и сотрудничества со сверстниками (умение слушать, понимать позицию оппонента, критически оценивать её, вступать в дискуссию);
    • воспитывать уважение к людям, способным на протест, во имя долга и чести.

ХОД УРОКА

I.  Введение представлений о нравах и быте на историческом материале

– Мы с вами сейчас на уроке литературе работаем с творчеством какого писателя?
– С каким произведением?

– Предлагаю вам сначала поработать не в позиции литературоведов, не в позиции читателей, а в позиции историков. При этом исторические документы, исторические факты будут касаться тех понятий, с которыми вы работали дома.
Что это за понятия?  (Быт и нравы)

– Как вы для себя определили, что такое быт, а что такое нравы? Попробуйте с помощью синонимов определить эти понятия.

На доске фиксируется:

Нравы – (законы, традиции, обычаи)
Быт – (повседневная жизнь, обстановка)

– Сейчас вы услышите отрывки из некоторых исторических документов и попытайтесь определить, к какой сфере жизни (нравам или быту) относятся то. о чём вы услышите.
(см. Приложение 1)

II. Постановка проблемы «Как картины быта и нравов в художественном произведении помогают понять характеры героев»

Итак, мы познакомились с историческими материалами, в которых представлены картины быта и нравов времён правления Ивана Грозного. И задача историка — как можно более точно, без искажений изложить эти факты в историческом документе.
Учитель в это время рисует:

– Но зачем историк так тщательно подбирает и предельно достоверно излагает эти факты?
Вывод: Это нужно, чтобы сформировать объективные (правдивые, верные исторической правде) представление об эпохе.
– Но мы с вами на уроке литературы  имеем дело прежде всего не с научными (историческими), а с художественными текстами, в  которых тоже представлены картины быта и нравов.

– Совпадают ли задачи историка и автора?
– Зачем, по-вашему, автору изображение быта и нравов в литературном произведении?
– на какой вопрос, по-вашему, мы будем сегодня отвечать, анализируя картины быта и нравов?

На доске и в тетрадях  фиксируется поставленный проблемный вопрос: Помогает ли картины быта и нравов понять характеры героев?

III. Определение системы персонажей

– Назовите главных героев поэмы.
– Узнайте, о ком идёт речь.

1. Опустил он в землю очи тёмные,
Опустил головушку на широку грудь –
А в груди его была дума крепкая. (Кирибеевич)

2. Вот нахмурил он брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого. (Царь)

3. Смотрят очи мутные, как безумные,
Уста шепчут речи непонятные. (Алёна Дмитриевна)

4. Боевые рукавицы натягивает,
Могутные плечи распрямливает
Да кудряву бороду поглаживает. (Калашников)

– Делаем заготовку для таблицы.

Царь

Кирибеевич

Калашников

Алёна Дмитриевна

       

IV. Работа с текстом по группам

– Итак, сейчас мы будем искать ответ на поставленный вопрос относительно этих персонажей. Но работу свою мы разделим.  Каждая группа получает задание.
Учитель раздаёт группам карточки с вопросами и определяет имя персонажа, с которым нужно работать. (см. Приложение 2)
– В процессе работы вы должны ответить на вопросы и сделать выводы о качествах характера персонажей.

V. Предъявление результатов работы с фиксацией черт характеров в таблице

Группы представляют свои решения, подтверждённые текстом (не зачитывая сами вопросы), и фиксируют черты характеров персонажей в таблице. Учитель заостряет внимание детей на каких – либо моментах.

VI. Подведение общих итогов, возращение к проблеме

– Итак, группы предъявили свои решения, все они зафиксированы в таблице. Давайте вспомним, над каким вопросом работали?
– Что скажите, действительно ли картина быта и нравов помогает понять характеры героев?
Ответы детей.

VII. Выявление личного отношения к героям

– Мы видим, что действительно картина быта и нравов помогают высветить черты характеров героев, что вы сейчас и продемонстрировали. У каждого из вас конечно же сложилось личное, собственное отношение к героям. Каково оно?
Ответы детей.

– А как  вы думаете, совпадает ли оно с авторским? Что нужно сделать, чтобы это выяснить? (Выяснить, каково авторское отношение к героям)

VIII. Домашнее задание. Постановка нового вопроса «Совпадает ли личное отношение с авторским?»

– Найти в тексте фрагменты, в которых выражено авторское отношение. Работаем с карандашами в руках, делая пометки в тексте поэмы.

1 ряд – I глава
2 ряд – II глава
3 ряд – III глава

Приложение 1.

1. «Жену нельзя бить палкой, кулаком ни по уху, ни по виденью (глазу), чтобы она не оглохла и не ослепла, а только  за великое и за страшное ослушание… соимя рубашку плёткою вежливенько побить. Но не перед людьми, а на едине поучити…(«Домострой»)

2. «В Великий мясоед после Рождества Христова в стол еству подают: лебеди, гуси верченые, потрох поросячий, ухи курячьи, …ветчина, калбасы.»

Приложение 2.

Карточка № 1

I глава

Кирибеевич

1. Как проводили опричники время, свободное от службы?
2. Как ведёт себя Кирибеевич на пиру?
3. Почему Кирибеевич скрыл от царя, что Алёна Дмитриевна замужем?

Карточка № 2

I глава

Царь Иван Грозный

1. Почему Иван Грозный недоволен поведением Кирибеевича на пиру?
2. В чём царь видит причину такого поведения?
3. Что обещает царь победителю кулачного боя и побеждённому?
4. Какова реакция царя на исход боя?
5. Какие царские милости обещаны Калашникову?

Карточка № 3

II глава

Калашников

1. Почему Калашников удивлён тем, что его не встречает молодая жена?
2. Как Калашников встречает жену, каким наказанием грозит?
3. Почему Калашников считает семью обесчещенной?
4.Какая традиция прослеживается в наказе Калашникова братьям?

Карточка № 4

II глава

Алёна Дмитриевна

1. Какой образ жизни вела Алёна Дмитриевна, чем занималась?
2. Что означало появление замужней женщины в неубранном виде?
3. Почему испугалась Алёна Дмитриевна увидев мужа, ведь она ни в чём не виновата?
4. О чём просит мужа Алёна Дмитриевна, поведав ему свою беду?

Карточка № 5

II глава

Кирибеевич

1. Как ведёт себя Кирибеевич в сцене встречи с Алёной Дмитриевной? Что он предлагает девушке за её любовь?

Карточка № 6

III глава

Кирибеевич

1. Как ведёт себя Кирибеевич в начале кулачного боя?
2. Как изменилось поведение Кирибеевича, когда он узнал, кто его вызвал на бой?

Карточка № 7

III глава

Калашников

1. Как ведёт себя Калашников в начале боя? Почему?
2. О чём свидетельствует ответ Калашникова царю?
3. С какой просьбой обращается Калашников к  Ивану Грозному?